Найти в Дзене
Ламповый книголюб

«Вита» — история о загадках памяти

Прочла любопытную психологическую повесть Марса Сафиуллина «Вита». Автор в короткой форме успевает поговорить о памяти с присущими ей подменами и пробелами, за которыми таятся тягостные чувства, об удовольствии и нечаянном самообмане.

Перед вами история зрелого и состоятельного адвоката Валентина, который на пороге шестидесятилетия внезапно начинает терять память. Имена, события и люди медленно, но верно растворяются в его прошлом. Вместе с главным героем я по крупицам восстанавливала картину его прожитой жизни, весьма нестандартным способом.

116 стр., издательство Ridero
116 стр., издательство Ridero

Сначала он забывает имя женщины, с которой регулярно встречается для снятия напряжения. Казалось бы, забыть имя ублажающей тебя профессионалки — такая себе причина для паники, но затем его начинают одолевать сны, центральной фигурой которых является Нина — женщина из прошлого. К сожалению, он ничего не может о ней вспомнить, кроме образа из снов. Его он тоже боится забыть, поэтому все подробно записывает.

Женщины в судьбе Валентина занимают важную роль, а точнее, важную часть его памяти. Он выстраивает хронологию своей жизни не по ключевым событиям, как большинство людей, а по женщинам, с которыми он был. Замашки классического бабника со списком мужских побед и третьесортными характеристиками напротив каждого имени. Андреев с Пушкиным одобряюще кивают головой, а я пытаюсь вернуть брови-домику естественную форму. Идем дальше.

Вспоминая каждую из них, он восстанавливает звенья в цепи своих сексуальных побед. Не случайно в такой маленькой повести так много секса, и это не про одержимость автора, как мне сначала показалось, а часть образа Валентина. Он живет по принципу "лови момент". Эта фраза встречается в книге примерно один к одному со сценами секса. Удовольствие — это важная часть жизни главного героя. Секс — необходимое условие для самоутверждения и эмоционального баланса. Это держит Валентина на плаву, более того, до семидесяти он сдавать позиции не собирается.

Когда Валентин по очереди вспоминает своих дам сердца, то приходит четкое понимание, что о чувствах и речи не идет. Все как-то грубо, отстраненно, без любви. Через них он говорит о себе: что он хотел, сделал, решил и т. д. Женщины для него как инструмент или эксперимент.

Единственное, что останавливает от поспешных выводов о Валентине, это его воспоминания о Нине. Главный герой — интересный персонаж, потому что он до последнего не дает читателю его раскусить, понять и пригвоздить характеристикой. Сначала важно узнать, что же там было с Ниной и почему именно историю их отношений сознание решило стереть из памяти.

И самый главный вопрос: Валентин когда-нибудь кого-нибудь любил? Даже в отношениях с детьми есть какие-то шероховатости, хотя картинка выглядит со стороны вполне себе прилично.

-2

Поиск Нины будет долгим и непростым и приведет к неожиданному финалу не только читателя, но и самого Валентина. Он предстанет совсем в другом образе. Эгоизм, избегание эмоциональной близости и запрет на чувство вины могут сыграть злую шутку. Мы все знаем не понаслышке, что порой воспоминания могут стать мукой или наказанием, потому что "память — топливо совести". Но иногда совесть можно приглушить, и память уступит место забвению, которому тоже когда-нибудь предъявят счет, что Валентин и сделал, и круг замкнулся.

Это повесть, где память идет на поводу у эгоцентризма, где женщины как эмоциональный ресурс, где фантазия становится реальностью и ниточкой к началу, где был сделан судьбоносный выбор.

Вот такими полунамеками и экивоками попыталась вам рассказать о том, что рассказывать нельзя, потому что финал истории — это та самая вишенка на торте, которую лучше максимально просмаковать самому. Надеюсь моя витиеватость не запутала, а заинтриговала.

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.