Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Следователь отказался от обвинения из-за честной мамы

Эта женщина действительно повлияла на ход дела, которое вёл московский следователь Михаил Лужин. Её сына, только что вышедшего из колонии, заподозрили в новом преступлении, и даже коллеги Лужина сочли, что мать просто выгораживает наследника. Но у Лужина сложилось иное мнение: «Мать у него честная, обманывать не станет. Она из тех женщин, которые своей честностью и живут». И, как оказалось, именно это мнение было верным. Такова вкратце история, рассказанная в психологическом детективе «Длинное, длинное дело…» (1977), в котором очень необычный и непривычный для себя образ примерил Евгений Леонов — он и сыграл следователя. Увидели в Евгении Леонове служителя закона режиссёры Владимир Шредель и Григорий Аронов, оба уже довольно опытные кинематографисты, имеющие серьёзные фильмографии. Оба начали работу в художественном кино в пятидесятые, оба пробовали себя в разных жанрах. Однако работали в тандеме режиссёры впервые, взявшись за сценарий дебютанта — писателя Юлия Николина. Главным героем

Эта женщина действительно повлияла на ход дела, которое вёл московский следователь Михаил Лужин. Её сына, только что вышедшего из колонии, заподозрили в новом преступлении, и даже коллеги Лужина сочли, что мать просто выгораживает наследника. Но у Лужина сложилось иное мнение:

«Мать у него честная, обманывать не станет. Она из тех женщин, которые своей честностью и живут».

И, как оказалось, именно это мнение было верным. Такова вкратце история, рассказанная в психологическом детективе «Длинное, длинное дело…» (1977), в котором очень необычный и непривычный для себя образ примерил Евгений Леонов — он и сыграл следователя.

Кадр из фильма «Длинное, длинное дело…»
Кадр из фильма «Длинное, длинное дело…»

Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!

Увидели в Евгении Леонове служителя закона режиссёры Владимир Шредель и Григорий Аронов, оба уже довольно опытные кинематографисты, имеющие серьёзные фильмографии. Оба начали работу в художественном кино в пятидесятые, оба пробовали себя в разных жанрах. Однако работали в тандеме режиссёры впервые, взявшись за сценарий дебютанта — писателя Юлия Николина. Главным героем ленты стал дотошный и въедливый следователь районной прокуратуры Михаил Лужин. Его желание вникнуть во все детали и докопаться до истины одновременно и радует начальство, и раздражает.

С одной стороны, педантичность Лужина позволяет ему раскрывать самые сложные дела, с другой — расследования часто затягиваются, так как из-за собственной скрупулёзности Лужин постоянно проверяет и перепроверяет факты, чтобы не сделать ложных выводов.

Но как-то ночью, приехав по срочному вызову, Лужин сталкивается с преступлением, которое выглядит простым и очевидным: в комнате находят задушенного мужчину, который совсем недавно вернулся из мест заключения. Улики тоже имеются: бутылка водки, купленная в аэропорту Домодедово, и часы с отпечатком пальца. Также выясняется, что накануне в аэропорт Домодедово прилетел некий Кирилл Строганов, тоже отсидевший. Мало того, Строганов и погибший — бывшие подельники, они вместе были осуждены.

И ещё более интересно, что буквально сразу же Строганов улетел в Клайпеду, якобы чтобы завербоваться на работу на рыбацком сейнере. Кажется, что преступление тут же будет раскрыто по горячим следам, ведь паззл ловко складывается. Правда, мать Кирилла уверяет, что он всю ночь провёл с ней, а сам Кирилл, которого берут под арест в Клайпеде, вроде как понятия не имеет о произошедшем, хотя и признаёт, что в Домодедово видел своего бывшего подельника и что был разозлён, так как подельник в своё время его подставил.

Так виновен Строганов или нет? Чему и кому верить: фактам и уликам или словам матери, обеспечивающим алиби Строганову?

Перед Лужиным стоит очень непростая дилемма.

Интересно, что «Длинное, длинное дело…» создавался на киностудии «Ленфильм», но действие происходит в Москве и фильм снимали тоже в столице. Для любителей искать детали и известные места тут раздолье, потому что можно обнаружить много знакомых мест. Кстати, узнаёте здание, которое видно из окна квартиры погибшего мужчины?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В главных ролях в картине появились и московские актёры. Как говорилось выше, роль следователя Лужина сыграл Евгений Леонов. Выбор, безусловно, спорный, многим и сегодня кажется, что из Евгения Леонова получился немного странный, нетипичный следователь. Тем не менее, уже через год актёр снова будет представлять МВД в телефильме «И это всё о нём» (1978). И, по-моему, на этом его экранная милицейская карьера завершится.

Кадр из фильма. Евгений Леонов
Кадр из фильма. Евгений Леонов

В «Длинном, длинном деле…» появились также коллеги Евгения Леонова по ленкомовской сцене Николай Караченцов (подозреваемый Кирилл Строганов) и Олег Янковский (коллега Лужина Воронцов).

Кадр из фильма. Николай Караченцов
Кадр из фильма. Николай Караченцов

С Олегом Янковским Евгения Леонова связывали не только рабочие, но и тёплые дружеские отношения, мало того, именно он способствовал попаданию Янковского в Театр имени Ленинского комсомола.

Кадр из фильма. Олег Янковский
Кадр из фильма. Олег Янковский

В начале семидесятых оба снимались в фильме «Гонщики» и во время съёмок не только увлеклись автоспортом, но и подружились. А когда в Ленком пришёл новый молодой режиссёр Марк Захаров, Евгений Леонов порекомендовал ему взглянуть на перспективного парня из Саратовского драмтеатра. Этим парнем и был Олег Янковский, который спустя время получил приглашение от Захарова и вошёл в труппу Ленкома.

Кадр из фильма Владимир Заманский
Кадр из фильма Владимир Заманский

Также в небольших ролях снялись Владимир Заманский, близкий друг и постоянный актёр Владимира Шределя Михаил Глузский,

Кадр из фильма. МИхаил Глузский
Кадр из фильма. МИхаил Глузский

юный актёр Роман Мадянов, только что блестяще сыгравший главную роль в фильме Григория Аронова «Весенние перевёртыши» (1975).

Кадр из фильма. Роман Мадянов
Кадр из фильма. Роман Мадянов

А вот роль честной матери, слова которой так запали в душу следователю, отдали Нине Ургант, актрисе, которой не раз приходилось играть женщин внутренне сильных, стойких, но со сложной судьбой.

Кадр из фильма. Нина Ургант
Кадр из фильма. Нина Ургант

Также на втором плане Олег Белов, Рита Гладунко, Светлана Карпинская,

Кадр из фильма. Светлана Карпинская
Кадр из фильма. Светлана Карпинская

а в эпизодах Валентина Сперантова и Виктор Перевалов.

Кадр из фильма. Виктор Перевалов
Кадр из фильма. Виктор Перевалов

Отдельно пару слов и ещё одном эпизоднике — Вячеславе Васильеве, сыгравшем медэксперта.

На самом деле актёрство было для Вячеслава Васильева вторым увлечением, а первым была медицина (так что роль медэксперта была очень даже для него).

Для кино колоритного Васильева открыл его однокурсник по мединституту, перешедший в режиссуру, Илья Авербах. У Авербаха Вячеслав Васильев и сыграл первые роли, а потом его заметили и другие режиссёры. Кстати, медицину он не бросил, напротив, активно занимался научной деятельностью и практикой, защитил диссертацию и был в числе пионеров операций по пересадке органов.

Кадр из фильма. Евгений Леонов и Вячеслав Васильев
Кадр из фильма. Евгений Леонов и Вячеслав Васильев

«Длинное, длинное дело…» зрители увидели весной 1977 года. Встретили его неоднозначно, и во многом потому, что фактически преступление осталось нераскрытым, авторы сосредоточились на расследовании и внутренних переживаниях следователя, а не на результате. Впрочем, это утверждение можно назвать спорным, ведь для Лужина некий результат достигнут был:

он отказался обвинять невиновного, хотя мог бы просто не поверить Строганову, не проводить очередную перепроверку и моментально «раскрыть» дело. Но счёл такой подход бесчестным и неправильным, даже зная, что начальство опять будет предъявлять претензии.

Но в любом случае, «Длинное, длинное дело…» — работа добротная и участие настоящих талантов её украшает, несмотря на открытый финал.

Кстати, вы же помните песню из другого фильма с участием Нины Ургант и Евгения Леонова? «Нам нужна одна победа, …»?