Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Долгая дорога к себе по Ленинграду через предательство

В большинстве фильмов, да и в жизни чаще тоже, мы видим сюжет, когда муж увлечён профессией, горит делом, делает карьеру, преодолевая препятствия, и требует от жены понимания и поддержки. Пока супруг творит великое, женщина ведёт дом, занимается борщами-пирогами, воспитывает детей. А вот в мелодраме «Долгая дорога к себе» (1983) всё наоборот: молодая жена погружена в творчество, а муж в это время кулинарит, вытирает пыль и ходит по магазинам.

Но героиня — вовсе не пробивная бой-баба, идущая по головам, напротив, это нежная, чувствительная и романтичная художница, которая питается вдохновением, но тоже ищет в окружающих поддержки, пусть даже словесной.

Кстати, пара живёт в Ленинграде, и поклонникам Северной столицы фильм рекомендую особо: в кадре Ленинграда много.

Кадр из фильма «Долгая дорога к себе»
Кадр из фильма «Долгая дорога к себе»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий матистого Евгения Габриловича и его соавтора Соломона Розена экранизировала режиссёр Наталья Трощенко. Первую половину карьеры Наталья работала в паре с коллегой Анатолием Вехотко, а позже стала снимать самостоятельно.

«Долгая дорога к себе» — это её третья самостоятельная работа и, увы, предпоследняя: спустя несколько лет режиссёр ушла из жизни.

В центре истории, придуманной сценаристами, — пара молодожёнов. Аня и Шурик молоды, задорны, полны энергии. Аня — художница, занимается разработкой витражей, Шурик, видимо, инженер (о его профессии прямо не говорится, но можно предположить по отдельным репликам) и работает над диссертацией. От своего сокурсника Аня узнаёт, что начинается конкурс по созданию витражей для нового современного отеля, и решает принять в нём участие. Правда, это требует от неё колоссальных сил, полного погружения в процесс, и Аня действительно усердно работает день и ночь, временами отправляясь на прогулки по городу и вдохновляясь его красотой.

Кадр из фильма. Николай Караченцов в роли домохозяина Шурика
Кадр из фильма. Николай Караченцов в роли домохозяина Шурика

Всё это злит Шурика, который лишился внимания жены и вынужден взять на себя хозяйственные заботы, тем более, что и

Аню он не считает выдающимся талантом, а её эскизы называет «нормальными». А ведь ей хочется слышать совсем иные слова, а не это безразличное «нормально»!

Как-то к Ане заходит искусствовед Костромина, известная и авторитетная дама, желающая увидеть эскизы. Но Ани нет дома, а Шурик затевает с Костроминой резкий спор и не показывает эскизы. А когда Аня приходит, говорит, что Костромина всё разнесла в пух и прах.

Эта новость лишает девушку не только вдохновения, но каких бы то ни было жизненных сил.

Однако спустя время оказывается, что именно эскизы Ани получили главный приз конкурса и именно их установят в строящемся отеле. Как это получилось? Сможет ли Аня простить шурика за его жестокий обман? Смотрите фильм.

Главную роль Наталья Трощенко отдала Евгении Симоновой. И тут сложно не согласиться с оценкой журнала «Советский экран»:

«Выбор Евгении Симоновой на роль Ани оказался необычайно точным. Её героиня, эта тоненькая молодая женщина, почти девочка, с несколько сбивчивой в минуты сильного волнения речью, с ясными правдивыми глазами, — словно натянутая струна. Вот она ходит, говорит смеётся или огорчается, но всякий миг безоговорочно веришь, что вся она — во власти волнующих её образов. В ней чувствуется то внутреннее горение, та одержимость, которые свойственны только одарённым людям и которые с такой удивительной достоверностью передаёт актриса».
Кадр из фильма. Евгения Симонова
Кадр из фильма. Евгения Симонова

Роль Шурика получил Николай Караченцов. Наталья Трощенко увидела в актёре некий противовес воздушности его экранной супруги Евгении Симоновой (даже внешне). Как метко охарактеризовали героя кинокритики, Шурик обладает характером эпикурейца с замашками собственника, и Николаю Караченцову отлично удалось передать практичность и призёмленость персонажа.

Кадр из фильма. Николай Караченцов
Кадр из фильма. Николай Караченцов

Не совсем понятную роль играет в ленте Татьяна Лаврова. По сюжету её героиня Таня и Аня — подруги, хотя по ходу действия они почти не взаимодействуют. Мало того, между Аней и Таней большая социальная разница: первая, похоже, лишь несколько лет назад окончила институт, а вот вторая — доктор наук, профессор кафедры редких металлов (!), из чего напрашивается вывод, что Тане уже за 30 (а скорей, и под 40). Кроме того, заметна и явная разница в возрасте самих актрис:

Евгении Симоновой на момент съёмок 27 лет, Татьяне Лавровой — 44.
Кадр из фильма. Татьяна Лаврова
Кадр из фильма. Татьяна Лаврова

При этом претензий к Татьяне Лавровой никаких: её героиня привычно резка, скептична, остра на язык, образ сам по себе интересный, хоть и второстепенный.

Кадр из фильма. Лилия Гриценко
Кадр из фильма. Лилия Гриценко

В других ролях Лилия Гриценко (мать Шурика, которая обожает невестку и не последнюю роль сыграла в интриге с конкурсом), Лариса Малеванная в роли искусствоведа Костроминой, Олег Пальмов в роли друга Шурика, Владимир Летенков в роли бывшего однокурсника Ани, Андрей Толубеев в роли её руководителя.

Кадр из фильма. Лариса Малеванная
Кадр из фильма. Лариса Малеванная

Отдельно несколько слов о Викторе Евграфове, которму в ленте достался довольно любопытный образ. Очень часто актёра ассоциируют с ролью коварного профессора Мориарти из саги о Шерлоке Холмсе, которая и стала его визитной карточкой. А в его фильмографии, между прочим, несколько десятков работ! Причём в некоторых картинах он выступал и в качестве каскадёра. Но в «Долгой дороге к себе» Виктор Евграфов предстал в деликатном образе лиричного героя.

Кадр изфильма. Виктор Евграфов
Кадр изфильма. Виктор Евграфов
У Сергея и Ани в институте была большая любовь, но, похоже, всё закончилось какой-то драмой (в фильме этот момент не раскрывается).

Сейчас Аня, оказавшаяся в не самой простой ситуации, случайно встречает Сергея на ленинградской улице, хотя он живёт в Москве. И совершенно очевидно, что Сергей по-прежнему хранит большое чувство к ней. Мало того, он понимает её творческую душу, её устремления к поэтике жизни и, главное, верит в неё как в художницу, настоящего творца (в отличие от прозаичного Шурика). И, возможно, это внутреннее единение станет для Ани началом чего-то нового.

Отдельная роль в «Долгой дороге к себе» принадлежит Ленинграду. Чуть раньше, в конце семидесятых, зрителей завораживал взгляд на город оператора Георгия Рерберга, снявшего изумительные «Мелодии белой ночи» (1977), а здесь можно видеть немного иной Ленинград через камеру оператора Генриха Мараджяна: улицы и мосты словно пытаются вдохновить героиню, вернут ей веру в себя, влить в неё утекающие жизненные силы, но безуспешно.

В прокат фильм вышел весной 1983 года, но не стал сенсаций и собрал довольно скромную аудиторию. Его редко вспоминали, говоря о лучших работах Евгении Симоновой и Николая Караченцова, а сейчас его вообще редко вспоминают. Не уверена даже, что «Долгую дорогу к себе» в новом веке показали по тв хотя бы десяток раз. Сама точно его прежде никогда не видела. Но мне история очень понравилась, хотя отзывы о ней не всегда лестные: многие считают мелодраму ходульной, надуманной и плоской. А я отлично понимаю, почему Аню так надломила ситуация, в которую она попала благодаря своему любящему мужу. Надломила, но не сломала.

А вам в каком фильме Ленинград-Петербург нравится больше всего?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: