С этих слов начинается военная драма «Прощай» (1967), рассказавшая о событиях 1944 года, когда советские моряки сражались за освобождение Севастополя.
«Прощай» — единственная режиссёрская работа Григория Поженяна, писателя, поэта, сценариста и участника войны.
В 1960 году вышел фильм «Жажда» по сценарию Поженяна, который поразил зрителей достоверностью. И это неудивительно: Григорий Поженян сам был участником тяжёлых боёв за Одессу и немногим из тех, кто остался в живых. «Жажда» стала одним из лидеров проката, и на фоне такого успеха писатель решил сам стать режиссёром и создать полностью авторскую ленту, где он был бы и автором сценария, и режиссёром, и поэтом.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
К затее Григория Поженяна его знакомые, в том числе из кинематографического мира, отнеслись скептически, всё-таки он не имел никакого опыта работы на съёмочной площадке. Но, как ни странно, снимать Поженяну действительно разрешили, сценарий «Прощай» приняла Одесская киностудия, на которой ранее вышла «Жажда». Сам автор о будущем фильме говорил так:
«Это рассказ о дружбе, о взаимной выручке, о благородстве, о подвиге, о жизни и смерти, о рае и аде. Удивительно переплелись они в жизни. Прообразы моих героев — живые люди с точным адресом.
Эти люди мне бесконечно дороги. Я сам воевал на Чёрном море и (как всегда) пишу о том, что связано с моей жизнью».
Итак, Ялта 1944 года. Город уже освобождён, люди живут вполне мирной жизнью, но неподалёку, в Севастополе, всё ещё идёт война.
Особая цель для советских моряков — немецкий парусник «Лола», который в Севастополь везёт грузы, а обратно вывозит фашистов и важные документы.
«Лола» — корабль деревянный, на магнитные мины не реагирует, но и обстрелять его не получится: немцы постоянно возят с собой группу советских детей, прикрываясь ими как живым щитом. Команда советского торпедного катера получает задание избавиться от «Лолы», но мужчины решают одного из товарищей, Чудакова, уберечь от боевых заданий, ведь его жена, очаровательная Галя, ждёт ребёнка.
Однако старший лейтенант Подымахин, решив покрасоваться перед девушкой, купается на её глазах в море, после чего заболевает. Вместо него в море оправляют Чудакова, и с задания он не возвращается.
Теперь вся команда считает Подымахина виновником гибели Чудакова, а лейтенант Старыгин и вовсе советует ему застрелиться. Подымахину нужно справиться с этой сложной, драматичной ситуацией.
На роль Подымахина утвердили одного из самых популярных и востребованных актёров Виктора Авдюшко, которому часто оставались герои мужественные и брутальные.
Его товарищами-моряками стали Валентин Кулик, Бимболат Ватаев, Олег Стриженов и дебютант Александр Стефанович, в те годы — студент ВГИКа. В будущем Александр Стефанович станет режиссёром, а добавят ему известности браки с актрисой Натальей Богуновой и певицей Аллой Пугачёвой.
В роли Чудаковых — молодые дебютанты Валерий Шапкин и Ангелина Вовк. Валерий Шапкин сниматься позже не будет, но реализуется в театре.
Для Ангелины Вовк, только что окончившей ГИТИС, роль Гали стала первой и последней в кино.
Но, конечно, мало найдётся в нашей стране людей, которые не знали бы тётю Лину из передачи «Спокойной ночи, малыши!» или Ангелину Вовк — многолетнюю ведущую «Утренней почты» и «Песни года».
Во второстепенных ролях ищите Жанну Прохоренко,
Риту Гладунко, Галину Костыреву, Владимира Заманского, Ивана Переверзева, Эммануила Геллера.
Авторами нескольких песен, прозвучавших в ленте, стали композитор Микаэл Таривердиев и сам Григорий Поженян.
Съёмочной площадкой стала Ялта, часть эпизодов снимали чуть ли не в тех же самых местах, где больше 20 лет назад происходили показанные в фильме события. В прокат драма «Прощай» вышла в мае 1967 года.
Увы, дебютный фильм режиссёра Григория Поженяна приняли куда хуже, чем снятую по его же сценарию «Жажду». Поженяна критиковали за излишнюю фантазию и недостоверность и упрекали его за неточности.
Не всем понравился несколько пессимистичный финал, кроме того, часть зрителей и критиков сочли музыкальные вставки затянутыми и утяжеляющими повествование. В целом фильм «Прощай» оценили посредственно, большой славы он не достиг. Как, впрочем, и Григорий Поженяна в качестве режиссёра. Больше он кино не снимал, но он продолжил писать прозу, стихи и сценарии, работал много и плодотворно и прожил большую жизнь, успев застать празднование 60-летия Победы!
От себя добавлю, что «Прощай» — определённо не худший фильм о войне и не самый фантазийный. Актёры великолепны, особенно брутальный Виктор Авдюшко и неузнаваемые молодые Ангелина Вовк и Александр Стефанович. Да и сюжет в общем-то неплох и увлекает.
А как вы считаете, товарищи Подымахина были к нему слишком строги или всё было по справедливости?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: