Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Детектив, где масса нестыковок, но он всё равно увлекает

Актёра Георгия Буркова больше ассоциируют с ролями комедийными, хотя он был глубоким драматическим артистом, который мог сыграть куда больше, чем сыграл. В 1984 году он выступил в непривычном для себя образе следователя, ведущего запутанное дело, в быстро ставшем популярным теледетективе «Профессия — следователь». Однако

в этом амплуа он уже выступал, хотя тот фильм запомнился меньше.

Это и была картина, о которой пойдёт речь, — детектив «Сумка инкассатора» (1979).

Кадр из фильма «Сумка инкассатора»
Кадр из фильма «Сумка инкассатора»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий про преступника, не просто организовавшего похищение денег из инкассаторской машины, но ещё и заставившего следствие пойти по ложному следу, написал Юлий Николин, он же Лурье. (Отдельно советую посмотреть ленту по сценарию Юлия Николина «Счёт человеческий» 1978 года с Леонидом Куравлёвым. Эта драматическая история долго считалась потерянной, но сравнительно недавно появилась в интернете. Не самая известная, но поистине блистательная роль Леонида Куравлёва!). Съёмками занялся литовский режиссёр Август Балтрушайтис.

Начинается история со страшного ДТП: на дороге сгорела машина инкассаторов, люди погибли. Но есть странность: денег, которые инкассаторы везли из аэропорта, нет. Следовательно, их украли ещё до того, как машина загорелась.

Но инкассаторы не имеют права останавливаться ни при каких условиях, они не могу посадить в машину никого лишнего, а значит, соучастником был кто-то из них. Расследование поручают двум следователям, которые не слишком-то ладят между собой:

прямолинейному, склонному к быстрым выводам и решительным действиям Алексею Тулякову и вдумчивому, обстоятельно подходящему к делу Александру Санину.

Помогает им молодая сотрудница Маргарита Устинова. В ходе расследования выясняется что один из инкассаторов не совсем чист, и изучая события последних месяцев его жизни следователи находят нужную нить. Правда, из-за чрезмерного усердия идущего напролом Тулякова расследование пару раз застревает, но в итоге виновный найден будет.

Режиссёр Август Балтрушайтис сделал ставку как раз на противостояние следователей, которым всё же приходится сотрудничать, несмотря на разность темпераментов и профессиональных подходов. Получились эдакие «плохой и хороший полицейские», один из который выбивает показания, другой предпочитает сначала продумать все детали, и лишь потом действовать.

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

Выбор исполнителей стал для зрителей, да и многих критиков весьма нетривиальным: прямого Тулякова, который местами вызывает даже антипатию, сыграл Донатас Банионис, рассудительного Санина — Георгий Бурков.

Кадр из фильма. Донатас Банионис
Кадр из фильма. Донатас Банионис

С Донатасом Банионисом Август Балтрушайтис был знаком давно: в 1968 году он, начинавший карьеру в кино как актёр, снимался в одном из лучших советских шпионских детективов «Мёртвый сезон», где главную роль играл Донатас Банионис. Там же, кстати, в небольшой роли появился Витаутас Томкус, которого Август Балтрушайтис утвердил на роль злодея в «Сумке инкассатора».

Кадр из фильма. Витаутас Томкус
Кадр из фильма. Витаутас Томкус

Обратите внимание на то, чьим голосом говорит Донатас Банионис в этой ленте. Очень часто его озвучивал Александр Демьяненко, но здесь это сделал гений озвучания Игорь Ефимов. Предположу, что основной причиной такого решения стало участие самого Игоря Ефимова в работе над фильмом: он сыграл второстепенную роль милиционера.

Кадр из фильма. Игорь Ефимов
Кадр из фильма. Игорь Ефимов

В одном эпизоде оба героя пересекаются, и вдвойне любопытно, что они говорят голосом одного человека (но при этом непохожими голосами благодаря таланту Игоря Ефимова).

Кадр из фильма. Елена Наумкина
Кадр из фильма. Елена Наумкина

Роль Маргариты Устиновой получила Елена Наумкина, для неё это была первая большая роль в кино, хотя дебютировала она ещё несколько лет назад.

Кадр из фильма. Наталья Фатеева
Кадр из фильма. Наталья Фатеева

А подругу преступника, красавицу, любительницу тенниса, работающую администратором в гостинице, сыграла Наталья Фатеева, которая совсем скоро вступит в похожем образе в детективе «Место встречи изменить нельзя» (1980).

Кадр из фильма. Анатолий Солоницын
Кадр из фильма. Анатолий Солоницын

В небольших ролях ищите Анатолия Солоницына, Михаила Светина (внезапно в роли подозреваемого в преступлении), Георгия Тейха, Виктора Перевалова.

Кадр из фильма. Михаил Светин
Кадр из фильма. Михаил Светин

Обратите внимание и на эксперта-криминалиста с колоритной внешностью. Это непрофессиональный актёр Вячеслав Васильев. В кино он попал благодаря однокурснику Илье Авербаху. Авербах по первому образованию был врачом, в кинематограф он пришёл уже состоявшимся взрослым человеком, имеющим и жизненный, и профессиональный медицинский опыт. И первую же самостоятельную работу посвятил медицине — это великолепный в своей строгости фильм «Степень риска» (1969). Там он снял и институтского приятеля Вячеслава Васильева, специалиста по урологии, одного из разработчиков искусственной почки. Позднее Вячеслав Васильев хоть и продолжал работать в медицине, став одним из крупнейших ленинградских врачей, время от времени небезуспешно снимался в кино.

Кадр из фильма. Вячеслав Васильев и Георгий Бурков
Кадр из фильма. Вячеслав Васильев и Георгий Бурков

Основные эпизоды «Сумки инкассатора» снимались в Симферополе. В фильме можно увидеть популярные городские улицы, а местом обитания преступника стал романтический двор старинного дома с вековой историей. По легенде, в начале 20 века в этом тут располагался дом терпимости. Неизвестно, была ли эта легенда знакома авторам детектива, но совпадение получилось любопытным.

В прокат «Сумка инкассатора» вышла весной 1979 года. Журнал «Советский экран» так анонсировал картину:

«Всё, что полагается детективу, есть в этом фильме. Зрители будут напряжённо следить за развитием событий, подозревать и сомневаться, сочувствовать и теряться в догадках. Интересен и актёрский дуэт: Георгий Бурков — Донатас Банионис. Каждый из исполнителей выступает здесь в несвойственной ему роли, в непривычном амплуа».

А ещё здесь есть нервно-паралитический газ, аристократичный теннис и пересылка колоссальной суммы денег в обычной деревянной коробке по почте. Часть зрителей критикует ленты за несостыковки (начать стоит с того, что пожар в инкассаторской машине превратил в пепел даже людей, но при этом как-то стало понятно, что денег в ней не было. Подобных недочётов и в самом деле тут полно), но всё равно «Сумка инкассатора» увлекает. И главное тут, конечно же, — противостояние двух методов работы, двух следователей, которые разными путями идут к одному результату.

А каким вы запомнили Георгия Буркова? Комиком? Трагиком? Актёром-универсалом?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: