Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Мужчина решил навсегда уйти к любовнице, а очнулся в больнице

Мелодрама «Пока жив человек» (1965) — настоящий раритет, о котором сейчас помнят лишь единицы. В год выхода её критиковали за схематичность и предсказуемость, а героев называли однобокими и ходульными, но на самом деле это любопытная история о жизни в шестидесятые, где сплелись производственная и несколько провокационная личная линии. О качестве ленты можно судить ещё и потому, что сценаристами её были супруги-драматурги Нина Руднева и Иосиф Ольшанский, у которых к тому моменту в активе были два огромных советских кинохита, которые любят и сегодня, — «Дом, в котором я живу» (1957) и «А если это любовь?» (1962). Нина Руднева и Иосиф Ольшанский писали вместе вплоть до ухода женщины из жизни, а после Иосиф Ольшанский, переживший жену на 30 лет, работал один. В каждом их сценарии почти всегда была романтическая история, и неважно, какой фон у неё был: мирное время, война, производство. Такой же поворот был и фильме «Пока жив человек», но для шестидесятых авторы выбрали весьма смелый ход

Мелодрама «Пока жив человек» (1965) — настоящий раритет, о котором сейчас помнят лишь единицы.

В год выхода её критиковали за схематичность и предсказуемость, а героев называли однобокими и ходульными, но на самом деле это любопытная история о жизни в шестидесятые, где сплелись производственная и несколько провокационная личная линии.

О качестве ленты можно судить ещё и потому, что сценаристами её были супруги-драматурги Нина Руднева и Иосиф Ольшанский, у которых к тому моменту в активе были два огромных советских кинохита, которые любят и сегодня, — «Дом, в котором я живу» (1957) и «А если это любовь?» (1962).

Кадр из фильма «Пока жив человек»
Кадр из фильма «Пока жив человек»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Нина Руднева и Иосиф Ольшанский писали вместе вплоть до ухода женщины из жизни, а после Иосиф Ольшанский, переживший жену на 30 лет, работал один. В каждом их сценарии почти всегда была романтическая история, и неважно, какой фон у неё был: мирное время, война, производство. Такой же поворот был и фильме «Пока жив человек», но

для шестидесятых авторы выбрали весьма смелый ход: мужчина лет 40, муж и отец, влюбился в молодую коллегу по работе, перспективного инженера, и захотел уйти из семьи (в целом, неплохой семьи, обычной советской, где подрастает сын-школьник).

Но начинается фильм с ЧП: на улице машина сбила человека и без сознания его привозят в больницу. Документов при нём нет, зато есть тетрадь с расчётами, в которой указана фамилия — Кравцов. Медсестра и её молодой человек уверены, что Кравцов — это и есть пострадавший, но оказывается, что это совсем другой человек.

Кадр из фильма Владимир Костин в роли Феди, студента-электронщика, и Елена Королёва в роли медсестры Нели
Кадр из фильма Владимир Костин в роли Феди, студента-электронщика, и Елена Королёва в роли медсестры Нели

Зато Кравцов, высокопоставленный инженер, помогает-таки найти пострадавшего. Это Павел Широков, инженер-изобретатель, придумавший новый электронный аппарат. На заводе Широкову выделили специальную группу для испытаний, но, увы, значимых результатов они не достигли, поэтому работу группы Широкова приостановили. Но для Широкова, который всё-таки приходит в себя, важнее другое:

в ту ночь, когда его сбила машина, он насовсем ушёл из семьи, от жены Зинаиды к любимой Наде (и в бреду произносит именно это имя — Надя). В больнице женщины сталкиваются, и им предстоит выяснить, кому же принадлежит Павел, ещё вчера бывший на грани жизни и смерти.
Кадр из фильма. Владимир Заманский
Кадр из фильма. Владимир Заманский

Режиссёр Гелий (он же Григорий) Аронов на главные роли утвердил Владимира Заманского (Павел Широков) и Нину Ургант (Зинаида).

Кадр из фильма. Нина Ургант
Кадр из фильма. Нина Ургант

Оба уже были довольно опытными исполнителями, но

после выхода фильма критики сдержанно отнеслись к созданным образам, отмечая, что актёры играли хорошо, но так и не смогли выйти выйти за рамки схематичного сценария

(не могу согласиться с этим мнением).

Кадр из фильма. Ольга Забара
Кадр из фильма. Ольга Забара

Роль Нади получила дебютантка Ольга Забара,

Кадр из фильма. Юрий Родионов
Кадр из фильма. Юрий Родионов

других коллег Широкова сыграли Юрий Родионов и Бруно Фрейндлих.

Кадр из фильма. Бруно Фрейндлих
Кадр из фильма. Бруно Фрейндлих

Также в картине появились Елена Королёва (медсестра, начавшая поиски),

Кадр из фильма. Леонид Галлис
Кадр из фильма. Леонид Галлис

Леонид Галлис ( Кравцов, вовремя осознавший, что Широков — действительно талантливый изобретатель), Сергей Плотников.

Кадр из фильма. Сергей Плотников
Кадр из фильма. Сергей Плотников

Ну и, конечно же, великолепен в традиционно отрицательной роли двуличного заводского чинуши Виктор Чекмарёв.

Кадр из фильма. Виктор Чекмарёв
Кадр из фильма. Виктор Чекмарёв

О месте съёмок информации не нашла, но часть эпизодов точно снимали на каком-то заводе, возможно, и в Ленинграде, так как создавалась картина на «Ленфильме». Зато в уличных сценах можно наблюдать прекрасный Ленинград, пусть и в чёрно-белом исполнении.

Кадр из фильма. Нина Ургант и Ольга Забара
Кадр из фильма. Нина Ургант и Ольга Забара

Вышедший зимой 1965 года фильм «Пока жив человек» ждал холодный приём. Журнал «Советский экран» опубликовал нелицеприятную рецензию, в которой говорилось, в частности:

«Сюжетные ухищрения на поверку оказываются ремесленно-искусно подогнанным друг к другу случайностями…. а режиссёр аккуратно разводит мизансцены, заботясь только о том, чтобы выдуманная история выглядела правдоподобно».

Вердикт киноведов был суров, работу признали неудачей режиссёра. Возможно, как раз поэтому вскоре о ней забыли. Посмотрев фильм сейчас, могу сказать, что он и в самом деле не лишен некоторых условностей, хотя далеко не так плох, как писали критики. По-моему, это достойная история о том, что всё можно исправить (особенно, если рядом есть те, на кого можно положиться).

А вы знали об этом фильме? В интернете он есть, желающие легко его найдут (а ещё, разумеется, сохраняется интрига — кого же выберет Павел: жену или новую любовь).

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: