Мелодрама «Пока жив человек» (1965) — настоящий раритет, о котором сейчас помнят лишь единицы.
В год выхода её критиковали за схематичность и предсказуемость, а героев называли однобокими и ходульными, но на самом деле это любопытная история о жизни в шестидесятые, где сплелись производственная и несколько провокационная личная линии.
О качестве ленты можно судить ещё и потому, что сценаристами её были супруги-драматурги Нина Руднева и Иосиф Ольшанский, у которых к тому моменту в активе были два огромных советских кинохита, которые любят и сегодня, — «Дом, в котором я живу» (1957) и «А если это любовь?» (1962).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Нина Руднева и Иосиф Ольшанский писали вместе вплоть до ухода женщины из жизни, а после Иосиф Ольшанский, переживший жену на 30 лет, работал один. В каждом их сценарии почти всегда была романтическая история, и неважно, какой фон у неё был: мирное время, война, производство. Такой же поворот был и фильме «Пока жив человек», но
для шестидесятых авторы выбрали весьма смелый ход: мужчина лет 40, муж и отец, влюбился в молодую коллегу по работе, перспективного инженера, и захотел уйти из семьи (в целом, неплохой семьи, обычной советской, где подрастает сын-школьник).
Но начинается фильм с ЧП: на улице машина сбила человека и без сознания его привозят в больницу. Документов при нём нет, зато есть тетрадь с расчётами, в которой указана фамилия — Кравцов. Медсестра и её молодой человек уверены, что Кравцов — это и есть пострадавший, но оказывается, что это совсем другой человек.
Зато Кравцов, высокопоставленный инженер, помогает-таки найти пострадавшего. Это Павел Широков, инженер-изобретатель, придумавший новый электронный аппарат. На заводе Широкову выделили специальную группу для испытаний, но, увы, значимых результатов они не достигли, поэтому работу группы Широкова приостановили. Но для Широкова, который всё-таки приходит в себя, важнее другое:
в ту ночь, когда его сбила машина, он насовсем ушёл из семьи, от жены Зинаиды к любимой Наде (и в бреду произносит именно это имя — Надя). В больнице женщины сталкиваются, и им предстоит выяснить, кому же принадлежит Павел, ещё вчера бывший на грани жизни и смерти.
Режиссёр Гелий (он же Григорий) Аронов на главные роли утвердил Владимира Заманского (Павел Широков) и Нину Ургант (Зинаида).
Оба уже были довольно опытными исполнителями, но
после выхода фильма критики сдержанно отнеслись к созданным образам, отмечая, что актёры играли хорошо, но так и не смогли выйти выйти за рамки схематичного сценария
(не могу согласиться с этим мнением).
Роль Нади получила дебютантка Ольга Забара,
других коллег Широкова сыграли Юрий Родионов и Бруно Фрейндлих.
Также в картине появились Елена Королёва (медсестра, начавшая поиски),
Леонид Галлис ( Кравцов, вовремя осознавший, что Широков — действительно талантливый изобретатель), Сергей Плотников.
Ну и, конечно же, великолепен в традиционно отрицательной роли двуличного заводского чинуши Виктор Чекмарёв.
О месте съёмок информации не нашла, но часть эпизодов точно снимали на каком-то заводе, возможно, и в Ленинграде, так как создавалась картина на «Ленфильме». Зато в уличных сценах можно наблюдать прекрасный Ленинград, пусть и в чёрно-белом исполнении.
Вышедший зимой 1965 года фильм «Пока жив человек» ждал холодный приём. Журнал «Советский экран» опубликовал нелицеприятную рецензию, в которой говорилось, в частности:
«Сюжетные ухищрения на поверку оказываются ремесленно-искусно подогнанным друг к другу случайностями…. а режиссёр аккуратно разводит мизансцены, заботясь только о том, чтобы выдуманная история выглядела правдоподобно».
Вердикт киноведов был суров, работу признали неудачей режиссёра. Возможно, как раз поэтому вскоре о ней забыли. Посмотрев фильм сейчас, могу сказать, что он и в самом деле не лишен некоторых условностей, хотя далеко не так плох, как писали критики. По-моему, это достойная история о том, что всё можно исправить (особенно, если рядом есть те, на кого можно положиться).
А вы знали об этом фильме? В интернете он есть, желающие легко его найдут (а ещё, разумеется, сохраняется интрига — кого же выберет Павел: жену или новую любовь).
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: