Говоря о режиссёре Александре Столпере, большинство в первую очередь вспомнит его сильную драматичную ленту о войне «Живые и мёртвые» (1963). Но в фильмографии Столпера есть масса других интересных и захватывающих картин, покоривших зрителей, в том числе легендарные работы, созданные в соавторстве с коллегами. Вообще же Александр Столпер принадлежал к когорте режиссёр, рассказывающих о современниках, — все его фильмы посвящены обычным людям, живших в 20 веке. Один из таких фильмов — шпионско-приключенческая лента «Дорога» (1955), где есть не только детективная составляющая, но и история настоящих энтузиастов, которых не пугают сложности и которые готовы на пусть маленькие, но всё же подвиги ради страны. «Дорогу» в своё время посмотрело более 25 миллионов зрителей, и это один из главных фильмов середины пятидесятых годов.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Автор сценария Сергей Ермолинский, уже довольно известный сценарист, придумал сюжет с большим числом действующих лиц. Всё потому, что
в центре внимания оказалась автоколонна, идущая удалённую геологическую базу. В колонне не только новые сотрудники, включая именитого профессора, но и машины с провизией и одеждой, врач и парикмахер и даже музыкальный коллектив.
В какой-то момент к колонне присоединяются ещё двое — капитан госбезопасности и его товарищ-шведский учёный. Все эти люди заперты на небольшой перевалочной базе: из-за сильного снегопада дорога стала непроходимой. Но среди них есть геолог-профессор, давно тут работающий и знающий путь как свои пять пальцев. Благодаря его инициативе колонна всё же отправляется в путешествие, весьма рискованное. Путь пройдут не все, но не всем удастся проявить порядочность и сохранить честь. А ещё в дороге самые проницательные и опытные члены команды заподозрят, что с капитаном и его спутником-профессором что-то не так.
Александр Столпер собрал на съёмочной площадке отличный актёрский ансамбль. В нём были как уже опытные актёры, так и молодые, но перспективные (а в будущем они и сами станут блистательными мастерами и легендами советского кино). Интересно, что здесь некоторых артистов можно увидеть в не совсем привычных амплуа.
Так, Николай Гриценко, которого чаще вспоминают как мощного исполнителя ролей отрицательных, здесь предстал тем самым капитаном госбезопасности, смелым, умным, несмотря на ранение вступающим в схватку со шпионом. А вот Евгений Матвеев, который, напротив, чаще представал в положительных героических образах, в «Дороге» сыграл мелочного стяжателя Полипчука, тщеславного труса, предающего любимую женщину (и это, кстати, одно из первых его появлений в кино).
Необычную возрастную роль получил Андрей Попов. Его герой — увлечённый геолог, учёный с мировым именем Байталин, для которого наука и есть сама жизнь.
Судя по сюжету и по гриму, Байталин — уже очень взрослый человек, а самому Андрей Попову на тот момент нет и 40.
К слову, им на съёмках восхищался другой артист, совсем ещё начинающий, впервые играющий более-менее заметную роль. Это был молодой Евгений Леонов, которому Столпер дал роль водителя Еськова (что любопытно, Леонов уже не в первый раз играл водителя и не в последний). Евгений Леонов позже рассказывал, что на именитых коллег он смотрел снизу вверх:
«… там <в фильме «Дорога»> выступили замечательные актёры Николай Гриценко и Андрей Попов. Мне они и тогда уже казались большими мастерами. Да так оно и было. Андрей Попов играл профессора. Для меня он был мэтром, хотя разница в возрасте у нас не столь уж была велика».
Для самого Евгения Леонова эта работа стала во многом прорывной: после «Дороги» и вышедшего через несколько месяцев «Дела Румянцева» (1956) его заметили режиссёры и активно начали приглашать сниматься. Обратите внимание: в «Дороге» Евгений Леонов ещё с пышной тёмной шевелюрой!
Хитроумного иностранного шпиона, который идёт на всевозможные уловки, чтобы отделаться от капитана, сыграл Владимир Кенигсон, не только кино- и театральный актёр, но и блистательный мастер дубляжа, подаривший голос французскому комику Луи де Фюнесу (и я даже представить не могу, что на самом деле де Фюнес говорит совсем другим голосом). А в роли робкого и мягкого студента Васи, в нужный момент проявившего отвагу и сообразительность, появился Виктор Авдюшко.
Единственную женскую роль Екатерины Андреевны, геолога, спешащей на базу в составе колонны, чтобы встретиться с любимым мужчиной (а это, увы, тот самый бесчестный Подлипчук) Александр Столпер отдал Тамаре Логиновой.
Для актрисы это была всего вторая роль, а дебютировала она годом раньше в фильме супруга, режиссёра Александра Алова «Тревожная молодость» (1954).
В других ролях снялись Вячеслав Доронин, Николай Сергеев,
а роль колоритного снабженца досталась Льву Свердлину. В роли музыканта, который предпочёл укутать в шубу не себя, а дорогую ему скрипку, — актёр-самоучка Борис Битюков.
Фильм «Дорога» вышел в прокат осенью 1955 года и всерьёз захватил внимание аудитории. Шпионские фильмы почти всегда обретают успех, а в «Дороге» была не только эта линия, но и приключенческая составляющая, и даже в каком-то смысле агитационная (люди несмотря ни на какие препятствия рвутся на базу). Кроме того,
Александр Столпер фактически открыл тут несколько новых имён, и часть актёров из «Дороги» потом появятся и в следующих его работах.
Снова отмечу роскошную цвётную плёнку, которая тогда доставалась не каждому режиссёру (думаю, здесь сыграли роль имена сценариста и режиссёра и сам сюжет, который действительно интересен, хоть и не лишён некоторой пафосности и постановочности, но сделаем скидку на время). Плюс отличная операторская работа, в том числе в непогоду. Итог — добротный фильм, который вполне отвечает принципам режиссёра Александра Столпера, считавшего, что
«Надо держать зрителя, чтобы ему, зрителю, было интересно. И надо постоянно думать о том, почему зритель приходит в кино»,
точно знавшего, почему зритель приходит в кино.
В заключение отмечу, что в том же год итальянский режиссёр Федерико Феллини снял фильм с таким же названием — «Дорога». Правда, в СССР его увидели лишь в середине шестидесятых и под названием «Они бродили по дорогам». Считается, что новое название итальянская драма получила, чтобы её не путали с фильмом Столпера. Но сейчас в поиске первой чаще выскакивает именно «Дорога» Феллини, а «Дорогу» Столпера почему-то приходится искать тщательнее.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: