Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Шпионский кинохит пятидесятых, где в пурге увязли и хорошие, и плохие

Говоря о режиссёре Александре Столпере, большинство в первую очередь вспомнит его сильную драматичную ленту о войне «Живые и мёртвые» (1963). Но в фильмографии Столпера есть масса других интересных и захватывающих картин, покоривших зрителей, в том числе легендарные работы, созданные в соавторстве с коллегами. Вообще же Александр Столпер принадлежал к когорте режиссёр, рассказывающих о современниках, — все его фильмы посвящены обычным людям, живших в 20 веке. Один из таких фильмов — шпионско-приключенческая лента «Дорога» (1955), где есть не только детективная составляющая, но и история настоящих энтузиастов, которых не пугают сложности и которые готовы на пусть маленькие, но всё же подвиги ради страны. «Дорогу» в своё время посмотрело более 25 миллионов зрителей, и это один из главных фильмов середины пятидесятых годов.

Кадр из фильма «Дорога»
Кадр из фильма «Дорога»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Автор сценария Сергей Ермолинский, уже довольно известный сценарист, придумал сюжет с большим числом действующих лиц. Всё потому, что

в центре внимания оказалась автоколонна, идущая удалённую геологическую базу. В колонне не только новые сотрудники, включая именитого профессора, но и машины с провизией и одеждой, врач и парикмахер и даже музыкальный коллектив.

В какой-то момент к колонне присоединяются ещё двое — капитан госбезопасности и его товарищ-шведский учёный. Все эти люди заперты на небольшой перевалочной базе: из-за сильного снегопада дорога стала непроходимой. Но среди них есть геолог-профессор, давно тут работающий и знающий путь как свои пять пальцев. Благодаря его инициативе колонна всё же отправляется в путешествие, весьма рискованное. Путь пройдут не все, но не всем удастся проявить порядочность и сохранить честь. А ещё в дороге самые проницательные и опытные члены команды заподозрят, что с капитаном и его спутником-профессором что-то не так.

Кадр из фильма. Евгений Матвеев, Евгений Леонов, Николай Гриценко
Кадр из фильма. Евгений Матвеев, Евгений Леонов, Николай Гриценко

Александр Столпер собрал на съёмочной площадке отличный актёрский ансамбль. В нём были как уже опытные актёры, так и молодые, но перспективные (а в будущем они и сами станут блистательными мастерами и легендами советского кино). Интересно, что здесь некоторых артистов можно увидеть в не совсем привычных амплуа.

Кадр из фильма. Николай Гриценко
Кадр из фильма. Николай Гриценко

Так, Николай Гриценко, которого чаще вспоминают как мощного исполнителя ролей отрицательных, здесь предстал тем самым капитаном госбезопасности, смелым, умным, несмотря на ранение вступающим в схватку со шпионом. А вот Евгений Матвеев, который, напротив, чаще представал в положительных героических образах, в «Дороге» сыграл мелочного стяжателя Полипчука, тщеславного труса, предающего любимую женщину (и это, кстати, одно из первых его появлений в кино).

Кадр из фильма. Евгений Матвеев
Кадр из фильма. Евгений Матвеев

Необычную возрастную роль получил Андрей Попов. Его герой — увлечённый геолог, учёный с мировым именем Байталин, для которого наука и есть сама жизнь.

Судя по сюжету и по гриму, Байталин — уже очень взрослый человек, а самому Андрей Попову на тот момент нет и 40.
Кадр из фильма. Андрей Попов
Кадр из фильма. Андрей Попов

К слову, им на съёмках восхищался другой артист, совсем ещё начинающий, впервые играющий более-менее заметную роль. Это был молодой Евгений Леонов, которому Столпер дал роль водителя Еськова (что любопытно, Леонов уже не в первый раз играл водителя и не в последний). Евгений Леонов позже рассказывал, что на именитых коллег он смотрел снизу вверх:

«… там <в фильме «Дорога»> выступили замечательные актёры Николай Гриценко и Андрей Попов. Мне они и тогда уже казались большими мастерами. Да так оно и было. Андрей Попов играл профессора. Для меня он был мэтром, хотя разница в возрасте у нас не столь уж была велика».
Кадр из фильма. Евгений Леонов
Кадр из фильма. Евгений Леонов

Для самого Евгения Леонова эта работа стала во многом прорывной: после «Дороги» и вышедшего через несколько месяцев «Дела Румянцева» (1956) его заметили режиссёры и активно начали приглашать сниматься. Обратите внимание: в «Дороге» Евгений Леонов ещё с пышной тёмной шевелюрой!

Кадр из фильма.  Владимир Кенигсон
Кадр из фильма. Владимир Кенигсон

Хитроумного иностранного шпиона, который идёт на всевозможные уловки, чтобы отделаться от капитана, сыграл Владимир Кенигсон, не только кино- и театральный актёр, но и блистательный мастер дубляжа, подаривший голос французскому комику Луи де Фюнесу (и я даже представить не могу, что на самом деле де Фюнес говорит совсем другим голосом). А в роли робкого и мягкого студента Васи, в нужный момент проявившего отвагу и сообразительность, появился Виктор Авдюшко.

Кадр из фильма. Виктор Авдюшко
Кадр из фильма. Виктор Авдюшко

Единственную женскую роль Екатерины Андреевны, геолога, спешащей на базу в составе колонны, чтобы встретиться с любимым мужчиной (а это, увы, тот самый бесчестный Подлипчук) Александр Столпер отдал Тамаре Логиновой.

Кадр из фильма. Тамара Логинова
Кадр из фильма. Тамара Логинова

Для актрисы это была всего вторая роль, а дебютировала она годом раньше в фильме супруга, режиссёра Александра Алова «Тревожная молодость» (1954).

Кадр из фильма. Николай Сергеев
Кадр из фильма. Николай Сергеев

В других ролях снялись Вячеслав Доронин, Николай Сергеев,

Кадр из фильма.. Лев Свердлин
Кадр из фильма.. Лев Свердлин

а роль колоритного снабженца досталась Льву Свердлину. В роли музыканта, который предпочёл укутать в шубу не себя, а дорогую ему скрипку, — актёр-самоучка Борис Битюков.

Фильм «Дорога» вышел в прокат осенью 1955 года и всерьёз захватил внимание аудитории. Шпионские фильмы почти всегда обретают успех, а в «Дороге» была не только эта линия, но и приключенческая составляющая, и даже в каком-то смысле агитационная (люди несмотря ни на какие препятствия рвутся на базу). Кроме того,

Александр Столпер фактически открыл тут несколько новых имён, и часть актёров из «Дороги» потом появятся и в следующих его работах.
Кадр из фильма. Группа захвата будет обезвреживать связного шпиона, вооружённого до зубов
Кадр из фильма. Группа захвата будет обезвреживать связного шпиона, вооружённого до зубов

Снова отмечу роскошную цвётную плёнку, которая тогда доставалась не каждому режиссёру (думаю, здесь сыграли роль имена сценариста и режиссёра и сам сюжет, который действительно интересен, хоть и не лишён некоторой пафосности и постановочности, но сделаем скидку на время). Плюс отличная операторская работа, в том числе в непогоду. Итог — добротный фильм, который вполне отвечает принципам режиссёра Александра Столпера, считавшего, что

«Надо держать зрителя, чтобы ему, зрителю, было интересно. И надо постоянно думать о том, почему зритель приходит в кино»,

точно знавшего, почему зритель приходит в кино.

В заключение отмечу, что в том же год итальянский режиссёр Федерико Феллини снял фильм с таким же названием — «Дорога». Правда, в СССР его увидели лишь в середине шестидесятых и под названием «Они бродили по дорогам». Считается, что новое название итальянская драма получила, чтобы её не путали с фильмом Столпера. Но сейчас в поиске первой чаще выскакивает именно «Дорога» Феллини, а «Дорогу» Столпера почему-то приходится искать тщательнее.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: