Следователь Московской прокуратуры Александр Шпеер в 1968 году попробовал себя в новом качестве — как сценарист художественного кино. Сценарий он написал, разумеется, опираясь на собственный опыт, и фильм получил название «Случай из следственной практики». Картина получилась интересная и небанальная, местами напоминающая беспристрастную документальную ленту. Но вопрос она подняла непростой, на который и сегодня не каждый ответит сходу: имеет ли возмездие, возмездие законное, срок давности?
Должен ли человек, сегодня имеющий неплохую репутацию, отвечать за ошибки, совершённые много лет назад? «Воздаю по заслугам согласну закону. Так или нет?» — вопрошает следователь.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Леонид Агранович в кино начал работать как сценарист, и сразу это был успех: фильм по его сценарию «Человек родился» (1956) произвёл фурор. Позднее он занялся и режиссурой, и в 1963 году выпустил дебютную картину «Человек, который сомневается», героем которой стал следователем. Вторая его работа тоже была посвящена той же теме, это и был «Случай из следственной практики». По сюжету к следователю Ольге Фёдоровне Сухаревой попадает необычное дело:
отбывающий заключение Валентин Макарцев вдруг признался, что когда-то он и его дворовая компания совершили убийство.
Из всей компании в тюрьме оказался лишь Валентин, другие же вполне успешны в обычной жизни, это связист в гражданской авиации, учёный, талантливая медсестра. Никто из них не хочет вспоминать прошлое, и в основном потому, что эти воспоминания, в том числе преступление, о котором ни с того ни с сего вспомнил Макарцев, сильно испортит их жизнь. Интересно, что и сама Ольга Фёдоровна изначально не поверила в признание Макарцева, сочтя, что он, возможно, что-то выдумывает или написал признание под давлением. Но оказалось, что инцидент действительно был, однако расследование этого убийства, случившегося десять лет назад, приводит к непредсказуемому результату.
Леонид Агранович после дебюта на «Мосфильме» второй фильм снимал на Одесской киностудии (на «Мосфильме» предложенный сценарий не вызвал энтузиазма руковоства). И этим обстоятельством позже отчасти объяснялось, что «Случай из следственной практики» не стал знаменит. Главную роль, следователя Сухаревой, он отдал Любови Земляникиной, а вот роль Валентина Макарцева получил дебютант Алексей Ковалёв, пару лет назад окончивший Школу-студию МХАТ. Алексей работал в Театре им. Ленинского комсомола и в кино ещё не снимался.
«Случай из следственной практики» — это его первая роль, и нельзя не отметить, что он в ней очень органичен.
Многие порой в нём даже «узнавали» уголовника, хотя родился Алексей во вполне благополучной творческой московской семье: его родители — актриса Марина Ковалёва и режиссёр Леонид Агранович. Он-то и дал сыну возможность попробовать себя на экране.
Потом Алексей снимется ещё в двух фильмах отца, а в восьмидесятые уедет из СССР. Может, и в этом тоже была причина того, что ленты с его участием не входили в число часто показываемых по тв.
В ролях бывших участников дворовой подростковой банды, совершившей преступление, — Всеволод Шиловский (первая большая роль), Роман Вильдан, Геннадий Кочкожаров.
Единственную девушку из этой компании, сейчас — замечательную трудолюбивую и чувствительную медсестра, которой дорожит хирург, сыграла начинающая актриса Нина Русланова,
а её начальника-хирурга — Сергей Простяков (правда, озвучил его Михаил Глузский, чей голос нельзя не узнать).
В других ролях Владимир Заманский (муж Сухаревой), Иван Соловьёв, Борис Зайденберг, Степан Крылов, Игорь Старков. В эпизоде в образе матери Макарцева появилась Валентина Сперантова.
Фильм вышел в прокат в самом конце 1968 года. Сказать, что он был принят хорошо, сложно. Критики были в оценках сдержанны, зрители в целом холодны. Главным успехом ленты назвали Алексея Ковалёва, хоть ему и досталась отрицательная роль. Кинокритик Александр Караганов, представляя фильм в журнале «Советский экран», писал, что рассказанная история драматична и сложна, наполнена неожиданными поворотами. Но отмечал:
«Жаль только, что его <фильма> создателям не хватило глубины в исследовании и раскрытии характеров. А ведь для художественного успеха такой картины особенно важна точная обрисовка характеров».
От себя добавлю, что с критиком в полной мере согласиться не могу. Мне не хватило скорей времени и подробностей, а не глубины.
В заключение напомню, что спустя 15 лет вышел фильм режиссёра Ины Туманян «Соучастники» (1984) тоже по сценарию Александра Шпеера. Сюжет схож: отсидевший парень рассказывает о преступлении, которое он с приятелями совершил много лет назад, но которое осталось нераскрытым. Его тогдашние соучастники ныне — вполне приличные люди, и перед следователем встаёт та же проблема — как быть? Это тоже отличное кино, но отнюдь не развлекательное. Отдельно рекомендую его поклонникам Сергея Колтакова, безупречно талантливо сыгравшего там главную роль.
Ну и что вы думаете о главном вопросе этих картин? «Воздаю по заслугам согласну закону. Так или нет?»
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: