Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Преступное прошлое, от которого не избавиться

Следователь Московской прокуратуры Александр Шпеер в 1968 году попробовал себя в новом качестве — как сценарист художественного кино. Сценарий он написал, разумеется, опираясь на собственный опыт, и фильм получил название «Случай из следственной практики». Картина получилась интересная и небанальная, местами напоминающая беспристрастную документальную ленту. Но вопрос она подняла непростой, на который и сегодня не каждый ответит сходу: имеет ли возмездие, возмездие законное, срок давности? Должен ли человек, сегодня имеющий неплохую репутацию, отвечать за ошибки, совершённые много лет назад? «Воздаю по заслугам согласну закону. Так или нет?» — вопрошает следователь. Леонид Агранович в кино начал работать как сценарист, и сразу это был успех: фильм по его сценарию «Человек родился» (1956) произвёл фурор. Позднее он занялся и режиссурой, и в 1963 году выпустил дебютную картину «Человек, который сомневается», героем которой стал следователем. Вторая его работа тоже была посвящена той же

Следователь Московской прокуратуры Александр Шпеер в 1968 году попробовал себя в новом качестве — как сценарист художественного кино. Сценарий он написал, разумеется, опираясь на собственный опыт, и фильм получил название «Случай из следственной практики». Картина получилась интересная и небанальная, местами напоминающая беспристрастную документальную ленту. Но вопрос она подняла непростой, на который и сегодня не каждый ответит сходу: имеет ли возмездие, возмездие законное, срок давности?

Должен ли человек, сегодня имеющий неплохую репутацию, отвечать за ошибки, совершённые много лет назад? «Воздаю по заслугам согласну закону. Так или нет?» — вопрошает следователь.
Кадр из фильма «Случай из следственной практики»
Кадр из фильма «Случай из следственной практики»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Леонид Агранович в кино начал работать как сценарист, и сразу это был успех: фильм по его сценарию «Человек родился» (1956) произвёл фурор. Позднее он занялся и режиссурой, и в 1963 году выпустил дебютную картину «Человек, который сомневается», героем которой стал следователем. Вторая его работа тоже была посвящена той же теме, это и был «Случай из следственной практики». По сюжету к следователю Ольге Фёдоровне Сухаревой попадает необычное дело:

отбывающий заключение Валентин Макарцев вдруг признался, что когда-то он и его дворовая компания совершили убийство.

Из всей компании в тюрьме оказался лишь Валентин, другие же вполне успешны в обычной жизни, это связист в гражданской авиации, учёный, талантливая медсестра. Никто из них не хочет вспоминать прошлое, и в основном потому, что эти воспоминания, в том числе преступление, о котором ни с того ни с сего вспомнил Макарцев, сильно испортит их жизнь. Интересно, что и сама Ольга Фёдоровна изначально не поверила в признание Макарцева, сочтя, что он, возможно, что-то выдумывает или написал признание под давлением. Но оказалось, что инцидент действительно был, однако расследование этого убийства, случившегося десять лет назад, приводит к непредсказуемому результату.

Кадр из фильма. Любовь Земляникина
Кадр из фильма. Любовь Земляникина

Леонид Агранович после дебюта на «Мосфильме» второй фильм снимал на Одесской киностудии (на «Мосфильме» предложенный сценарий не вызвал энтузиазма руковоства). И этим обстоятельством позже отчасти объяснялось, что «Случай из следственной практики» не стал знаменит. Главную роль, следователя Сухаревой, он отдал Любови Земляникиной, а вот роль Валентина Макарцева получил дебютант Алексей Ковалёв, пару лет назад окончивший Школу-студию МХАТ. Алексей работал в Театре им. Ленинского комсомола и в кино ещё не снимался.

Кадр из фильма. Алексей Ковалёв
Кадр из фильма. Алексей Ковалёв
«Случай из следственной практики» — это его первая роль, и нельзя не отметить, что он в ней очень органичен.

Многие порой в нём даже «узнавали» уголовника, хотя родился Алексей во вполне благополучной творческой московской семье: его родители — актриса Марина Ковалёва и режиссёр Леонид Агранович. Он-то и дал сыну возможность попробовать себя на экране.

Кадр из фильма. Алексей Ковалёв
Кадр из фильма. Алексей Ковалёв

Потом Алексей снимется ещё в двух фильмах отца, а в восьмидесятые уедет из СССР. Может, и в этом тоже была причина того, что ленты с его участием не входили в число часто показываемых по тв.

Кадр из фильма. Всеволод Шиловский
Кадр из фильма. Всеволод Шиловский

В ролях бывших участников дворовой подростковой банды, совершившей преступление, — Всеволод Шиловский (первая большая роль), Роман Вильдан, Геннадий Кочкожаров.

Кадр из фильма. Геннадий Кочкожаров
Кадр из фильма. Геннадий Кочкожаров

Единственную девушку из этой компании, сейчас — замечательную трудолюбивую и чувствительную медсестра, которой дорожит хирург, сыграла начинающая актриса Нина Русланова,

Кадр из фильма. Нина Русланова
Кадр из фильма. Нина Русланова

а её начальника-хирурга — Сергей Простяков (правда, озвучил его Михаил Глузский, чей голос нельзя не узнать).

Кадр из фильма. Любовь Земляникина и Владимир Заманский
Кадр из фильма. Любовь Земляникина и Владимир Заманский

В других ролях Владимир Заманский (муж Сухаревой), Иван Соловьёв, Борис Зайденберг, Степан Крылов, Игорь Старков. В эпизоде в образе матери Макарцева появилась Валентина Сперантова.

Кадр из фильма. Валентина Сперантова
Кадр из фильма. Валентина Сперантова

Фильм вышел в прокат в самом конце 1968 года. Сказать, что он был принят хорошо, сложно. Критики были в оценках сдержанны, зрители в целом холодны. Главным успехом ленты назвали Алексея Ковалёва, хоть ему и досталась отрицательная роль. Кинокритик Александр Караганов, представляя фильм в журнале «Советский экран», писал, что рассказанная история драматична и сложна, наполнена неожиданными поворотами. Но отмечал:

«Жаль только, что его <фильма> создателям не хватило глубины в исследовании и раскрытии характеров. А ведь для художественного успеха такой картины особенно важна точная обрисовка характеров».

От себя добавлю, что с критиком в полной мере согласиться не могу. Мне не хватило скорей времени и подробностей, а не глубины.

В заключение напомню, что спустя 15 лет вышел фильм режиссёра Ины Туманян «Соучастники» (1984) тоже по сценарию Александра Шпеера. Сюжет схож: отсидевший парень рассказывает о преступлении, которое он с приятелями совершил много лет назад, но которое осталось нераскрытым. Его тогдашние соучастники ныне — вполне приличные люди, и перед следователем встаёт та же проблема — как быть? Это тоже отличное кино, но отнюдь не развлекательное. Отдельно рекомендую его поклонникам Сергея Колтакова, безупречно талантливо сыгравшего там главную роль.

Ну и что вы думаете о главном вопросе этих картин? «Воздаю по заслугам согласну закону. Так или нет?»

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: