Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Дебютный фильм Алексея Германа, о котором он хотел забыть

Оглавление

Фильм о красном терроре, вышедший в год 50-летия революции. Рассказывающий о большевиках неприглядную правду. Снятый Алексеем Германом (тогда, правда, ещё молодым и не зачисленным пока в неблагонадёжные). Кажется, что это что-то из области фантастики. Но нет, картина «Седьмой спутник» — это исторический факт:

она действительно показала безоглядную жестокость красноармейцев и действительно попала в прокат в 1967 году. Хоть и не надолго.
Кадр из фильма  «Седьмой спутник»
Кадр из фильма «Седьмой спутник»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Одноимённую повесть писателя Бориса Лавренёва очень хотел экранизировать Геннадий Полока. Режиссёр тогда уже прославился великолепной «Республикой ШКИД» (1966) и очень надеялся, что ему теперь позволят поставить более серьёзный фильм. И чиновники в целом были не против, но появилась другая сложность.

Вдова Бориса Лавренёва, ушедшего из жизни в 1959 году, не хотела доверять наследие супруга незнакомцу,

каковым для неё и был Полока. Она настаивала на том, чтобы фильм снимал кто-то, кого она знает лично. Её выбор пал на начинающего режиссёра Алексея Германа. Его отец, писатель Юрий Герман, с Борисом Лавренёвым был в теплых приятельских отношениях, поэтому и Алексея женщина знала.

Фото со съёмок. Оператор Эдуард Розовский
Фото со съёмок. Оператор Эдуард Розовский

Сам Алексей планировал начать карьеру в кино с другой работы — экранизации повести отца «Операция “С Новым годом!”», но процесс подготовки материала затягивался. Тогда руководство «Ленфильма», где работал Герман, и предложило ему заняться «Седьмым спутником».

Поскольку режиссёр был дебютантом, и для него это был первый режиссёрский опыт, ему дали напарника — режиссёра Григория Аронова, который был старше Алексея на 15 лет. Но дуэт не сложился.

Аронов был опытен и знал, как жестоки бывают цензоры. Герман же со своей юношеской горячностью стремился показать всё что можно и что нельзя. Аронов на площадке осторожничал, старался сглаживать острые моменты в сценарии, Герман хотел снимать без оглядки на критиканов. Из-за этого между режиссёрами регулярно возникало размолвки и даже ссоры, но в конце концов общий язык им найти удалось.

Повесть Бориса Лавренёва для кино переработали сценаристы Юрий Клепиков и Эдгар Дубровский, по их сценарию и начали снимать фильм. Главным героем истории был генерал-майор, профессор истории права юридической академии Адамов. Он наравне с другими представителям интеллигенции и попадает в колесо красного террора, но не противится событиям, а, скорее, плывёт по течению, принимая происходящее как данность, и это становится для него спасением. Спустя время он переходит на сторону большевиков и служит им так же добросовестно, как делал это в царской России. В то время, как его сосед, тоже из бывших пафосно кричит, что

«лучшая часть народа никогда не поддержит власть, провозгласившую разрушение принципом»,

Адамов просто размышляет о жизни и будущем. К слову, говорили, что у литературного и кинематографического Адамова был реальный прототип — генерал Александр Николаев, который принял революцию и стал сотрудничать с большевиками. «Первый красный генерал» погиб в 1918, посмертно получив орден Красного знамени.

Фото со съёмок. Андрей Попов
Фото со съёмок. Андрей Попов

На роль Адамова режиссёры попробовали нескольких актёров, но роль получил Андрей Попов.

Артист считал, что его герой честен и благороден и даже в очень непростых условиях, когда рушится мир, сохраняет внутри себя искренность, нравственность, какую-то немного детскую доброту, всё то, что и делает человека человеком.

В интервью Андрей Попов сказал, что хочет вместе с героем пережить потрясения, выпавшие на его долю, «пройти все стадии его трудной, сложной судьбы». И актёру это удалось более чем (от себя лично скажу, что хотя бы ради игры Андрея Попова фильм стоит посмотреть).

В других ролях появились знаменитые Софья Гиацинтова, Пётр Чернов, Григорий Шпигель. Небольшие эпизоды украсили участием Лилия Гриценко, Алексей Баталов, Анатолий Ромашин. Совсем неузнаваем в образе урки Георгий Юматов. Тут он на удивление чёрен, усат и вообще сильно походит на кавказца. Только по голосу его и можно опознать.

Фото со съёмок. Михаил Мылов, Пётр Кудлай, Гриигорий Шпигель
Фото со съёмок. Михаил Мылов, Пётр Кудлай, Гриигорий Шпигель

Подготовленный «Седьмой спутник» на первом просмотре на студии ни у кого особых претензий не вызвал. Мало того, его одобрил тогдашний начальник Ленинграда, первый секретарь обкома партии Василий Толстиков. Тут, конечно, благоприятно сложились обстоятельства: Толстиков и Юрий Герман, отец Алексея, были давно знакомы и отлично ладили. К тому же и сам Юрий Герман имел прекрасную репутацию партийца, был знаменит как писатель. Василий Толстиков отлично знал и Алексея, поэтому пришёл на просмотр.

Картина ему понравилась настолько, что он рекомендовал её коллегам в Москве.

В Москве «Седьмой спутник» тоже препятствий не встретил. Тогда основной гнев чиновников от кино был направлен на Глеба Панфилова и его ленту «В огне брода нет» (1967): режиссёра обвиняли в ярой антисоветчине. Разбираться с фильмом ленинградцев Аронова и Германа желания не было, поэтому его и пропустили. Но

уже скоро, рассмотрев картину как следует, прокат потихоньку свернули, а потом и вовсе убрали подальше и показывали по тв очень редко.

Лишь в перестроечные времена картина полноценно вернулась приобрела какую-то известность.

После дебюта Алексей Герман всё-таки начал снимать «Операция “С Новым годом!”», как и хотел. Фильм получил название «Проверки на дорогах», и судьба у него была непростой. А вот

первый фильм, «Седьмой спутник», он, по словам коллег, недолюбливал, на вопросы о нём предпочитал отмахиваться и редко о нём упоминал.

Возможно, причина в том, что ему пришлось подстраиваться под более опытного коллегу Григория Аронова, или в том, что картину ему фактически навязали, или в том, что ему не позволили творить по собственному усмотрению и говорить с экрана всё, что он хотел. А вообще

«Седьмой спутник» — лента страшная. Не потому, конечно, что в ней показана вызывающая жестокость, а потому, что показано страшное, чудовищное, немилосердное время,

когда люди были одновременно и правыми, и виновными, и когда человеческая жизнь не стоила ничего.

Завершить хочу цитатой из фильма, которая, как мне кажется, сегодня очень актуальна. Возможно, даже больше, чем сто лет назад.

«По каким признакам вы определяете законную власть? Существуют законы, установленные властью, но никак не наоборот»

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-5

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: