Комедия «Зареченские женихи» (1967) рассказала о вполне обычной бытовой ситуации: парень приехал свататься к девушке, проигнорировав факт, что она любит другого.
Однако сюжет был украшен таким количеством забавных деталей, а сыграли в фильме (кстати, короткометражном, длящемся менее 40 минут) такие замечательные актёры, что рядовым его не назовёшь.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Интересно, что комедия «Зареченские женихи», которая сразу же привлекла внимание зрителей деликатным юмором, создавалась дебютантами.
В её основе — рассказ «Близненские женихи» авторства писателя Алексея Леонова, много писавшего о жизни села.
А вот сценарий принадлежит никому тогда неизвестному Виктору Мережко, даже не дипломированному сценаристу, а всего лишь второкурснику ВГИКа. Кстати, во ВГИКе Виктор Мережко приятельствовал со студентом актёрского факультета Олегом Видовым и, возможно, посоветовал его в качестве актёра режиссёру Леониду Миллионщикову, который решил экранизировать «Зареченских женихов».
Леонид Миллионщиков в кино пришёл довольно поздно, ВГИК он оканчивал, приближаясь к 40-летию. «Зареченские женихи» — это его первый шаг в художественном кинематографе, и, как оказалось, удачный. Режиссёр сразу нашёл свой жанр — лирические сюжеты, украшенные юмором. В такой же стиле были сделаны и его следующие работы, в которые, к слову, он часто приглашал актёров, снимавшихся в его предыдущих лентах.
Итак, местный щеголь и сердцеед Пётр Бычков надумал жениться. Претендентка на роль супруги имеется — это Таня Трифонова из соседнего села, остроумная девушка с хитринкой. Правда, Пётр не принимает во внимание, что в Таню давно влюблён шофёр Мишка, и она отвечает ему взаимностью.
Вместе с опытным сватом дедом Коротайкой, слегка взбодрившись водкой, Пётр отправляется свататься. Родители Тани знают, что у неё имеется ухажёр, да вот беда — они его никогда не видели. Поэтому-то и принимают Петра за того самого возлюбленного, что по вечерам прибегает к дочери из соседнего села, и гостеприимно сажают Петра и Семёна за стол. Но Таня, обнаружив в доме вовсе не того жениха, которого хотела бы видеть, вносит в сватовство смятение.
Главные роли Леонид Миллионщиков доверил Виктору Филиппову (Пётр), Тамаре Совчи (Таня) и Олегу Видову (Миша).
Актёры знали друг друга по ВГИКу, в котором учились в можно время.
При этом Виктор Филиппов был заметно старше партнёров: в институт он поступил уже взрослым человеком, несколько лет проработав по рабочей специальности.
Ну а самая колоритная роль, свата Коротайки, досталась Евгению Леонову, присутствие которого на кране уже тогда обеспечивало любой картине как минимум заинтересованность аудитории. Интересно,
по сюжету Семён Захарыч Коротайка — дед, его даже так именуют. Самому Евгению Леонову на момент съёмок 41 год и в жизни он — отец младшего школьника Андрея.
Небольшую роль сестры Миши Полины сыграла Дая Смирнова, визитная карточка которой — роль возлюбленной Ивана Бровкина Любаши из знаменитой дилогии.
В ролях родителей Тани — Валентина Владимирова и Пётр Любешкин. В маленьких ролях Валентина Ананьина, Валентина Березуцкая, Александр Лебедев, Николай Погодин.
Фильм снимали неподалёку от Москвы, и к осени 1967 года его полность завершили. Премьера состоялась на тв в ноябре. Напомню также, что в «Зареченских женихах» прозвучало две композиции, одна из которых была уже известна, другая стала позже большим хитом. Первая — это японская «Каникулы любви» (в русском варианте также известна как «У моря, у синего моря»), вторая — песня Евгения Птичкина и Игоря Шаферана «У всех по-разному», обретшая всесоюзную популярность в исполнении Ларисы Мондрус (в фильме это дуэт Зои Харабадзе и Владислава Лынковского).
В шестидесятые-семидесятые годы «Зареченские женихи» часто демонстрировали по тв, и зрители всегда его тепло. Сейчас, конечно, фильм к числу популярных не принадлежит, несмотря на отличный актёрский ансамбль. От себя добавлю, что линия с забавной библией и богомольными старушками — это действительно смешно.
А вы помните «Зареченских женихов»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: