Лётное питание важная часть организации лётной деятельности. От этого зависит сама лётная деятельность. Лётное питание это не «…лётчиков накормить», это значит обеспечить нормальную работоспособность лётчика для выполнения им полётного задания. При выполнении полёта организм лётчика подвержен высоким физическим нагрузкам, большому расходу энергии, поэтому и существуют высокие требования к физическому состоянию человека при отборе в лётчики. А также есть и определённые требования к поддержанию физического состояния лётного состава на протяжении всего периода лётной деятельности. Лётное питание является одной из составляющих поддержания физического состояния лётного состава в требуемой форме.
Существует лётная норма питания, она разработана медиками, учёными как раз с целью поддержания хорошей работоспособности лётного состава при выполнении полётов. В различных полётах, конечно, и нагрузки существуют разные, но лётная норма питания рассчитана на максимальные нагрузки.
Лётная норма содержит в себе широкий набор необходимых продуктов, является высококалорийной, можно сказать, - энергонасыщенной. В ней есть овощи, рыба и мясо, крупы. Молочные продукты – молоко, сметана, творог и сыр. Есть колбаса, яйца и кофе. Наряду с лётной нормой была ещё и «реактивная», в которой был добавлен шоколад и фрукты. Эта норма «применялась» в сверхзвуковой авиации.
Короче говоря, лётная норма содержит в себе в принципе все продукты, чтобы лётчик не чувствовал себя «обделённым» и организм получал всё, что ему требуется. Это по составу, а по количеству продуктов было даже с излишком, поскольку была рассчитана норма по максимальной нагрузке в лётный день, а лётные дни были не каждый день, да и в лётные дни нагрузка не всегда была максимальной.
По себе знаю, что, регулярно питаясь в лётной столовой никогда не чувствовал, что мне чего-то не хватает в питании, всегда был выбор блюд, готовили пищу качественно, это строго контролировалось. Были всегда фрукты и овощи, молочные продукты, самые разнообразные мясные блюда. В домашнем питании, в принципе, не было такого разнообразия.
Была ещё одна особенность у лётной нормы – лётчик не мог сниматься с довольствия на выходные дни, как это делали, например, техники. Мы молодые лейтенанты, холостяки с завистью смотрели, как наши коллеги лейтенанты техники имели у себя тушёнку и прочие продукты с продсклада, а мы перебивались чем придётся, когда в выходные дни лень было идти в столовую или, когда просто «некогда» было туда идти.
В лётные дни все лётчики питались в столовой или питание вывозилось на аэродром, а в нелётные дни на ужин ходили только холостяки, да и в выходные дни тоже. Вот и получалось, что в лётной столовой набирались «излишки» продуктов. Этим пользовались работники столовой, продслужба и некоторые начальники. Все были довольны. Молодые лётчики холостяки тоже этим пользовались, собираясь на рыбалку можно было попросить в столовой «продуктовый набор», никогда не отказывали.
Не знаю, как сейчас, но в старые добрые времена содержание лётной нормы всегда выдерживалось. Например, на Чукотке, чтобы выдавать лётчикам молоко, была даже молочная ферма, с коровником на сваях и, куда сено завозилось с материка в навигацию. Молоко с этой фермы шло в лётную столовую, малым детям и беременным. Если бывали проблемы с некоторыми продуктами из лётной нормы, то их заменяли другими, но строго согласно специальному приказу и это было редко.
Жизнь не раз показывала нужность специально подобранной лётной нормы. Например, в тридцатых годах в советской истребительной авиации участились катастрофы на пилотаже. Выяснилось, что лётчики попадали в голодный обморок. Время было голодное, лётчики, как и все военнослужащие, получали продовольственный паёк, которым кормилась вся семья. Лётчики уходили утром на полёты без завтрака, и при перегрузках на пилотаже кое-кто попадал в голодный обморок. Тогда, чтобы исправить положение по приказу тогдашнего наркома Обороны Ворошилова, ввели для лётчиков обязательный завтрак на аэродроме. Его называли «ворошиловский завтрак». Это было прообразом лётной нормы.
Есть ещё один пример, который я услышал от своего лётчика-инструктора Теребилина В. Ф. на первом курсе училища. Он был лётчиком-инструктором, советником в Китае, когда там наши лётчики помогали китайцам осваивать МиГ-17. Там местные авиационные начальники решили, что у техников питание должно быть лучше, чем у лётчиков, - они ведь «работают», а лётчики «катаются» на самолётах. На возражения наших советников не обращали внимание. И только, когда их лётчики начали «падать» из-за голодных обмороков, ввели для лётчиков нормальную лётную норму питания.
В системе лётного питания существовали талоны на питание, они выдавались лётчикам в командировки при выполнении перелётов, по этим талонам можно было питаться в лётной столовой на промежуточном аэродроме. Нередко этими талонами лётчики расплачивались и в ресторане, они ценились, их потом можно было обменять на дефицитные продукты на ближайшем авиационном продскладе.
25.10.2025 – Севастополь.