С недавнего времени в Санкт-Петербурге разворачивается уникальный проект, который меняет саму философию городской транспортной навигации. Многие подумали, что это случайный эксперимент, некоторые — что это фишка отремонтированных или реконструированных станций, немногие и вовсе ничего не заметили. Однако замена табличек, как многие называют «включение тёмной темы» на деле масштабная реформа города, и надо признать, весьма позитивная. В отличие от стандартной практики унификации, когда все элементы приводятся к единому шаблону, Северная столица выбрала путь диалога с архитектурным наследием. Замена информационных указателей на вестибюлях метро превратилась в искусство тонкого вписывания в исторический контекст.
Вестибюль «Чернышевской» до реконструкции. Источник
Вестибюль станции «Чернышевская» после реконструкции. Источник
Архитектурный подход: когда цвет таблички становится продолжением фасада
Ещё недавно все таблички на входах в вестибюли станций метро Петербурга были выполнены в едином стиле: на белом фоне символ линии метро и название станции чёрными буквами. Ночью вся эта конструкция подсвечивалась. Единый стиль это конечно хорошо, но это не про Петербург, где каждый вестибюль метрополитена особенный, каждый вестибюль находится совершенно в разных архитектурных ансамблях с разным стилем, исполнением и атмосферой. Идея, предложенная Комитетом по градостроительству и архитектуры, оказалась удивительно простой и одновременно гениальной: каждая новая табличка должна не просто информировать пассажиров, но и «вести разговор» с фасадом своего вестибюля. На станциях «Чернышевская», «Горный институт», «Удельная» и других уже были установлены указатели, цвет которых тщательно подбирался под оттенки архитектурных элементов. Это не массовое производство, а скорее кастомизация, где для каждой станции разрабатывается индивидуальное решение. Как видно, в новом подходе меняется не только табличка с названием, но и логотип метро. Теперь буква «М» выполняется не на белом кубе, а самостоятельно в фирменных голубых тонах.
Вестибюль «Удельной» до капитального ремонта. Источник
Вестибюль «Удельной» после капитального ремонта. Источник
Петербургский метрополитен с момента открытия в 1955 году создавался как архитектурный ансамбль. Уже при проектировании первой линии ленинградские архитекторы сознательно отказались от стилистики московского метро, от типовых проектов и ориентировались на классические традиции петербургской архитектурной школы. Тогда не было место унификации. Нынешний подход к навигации становится логичным продолжением этой давней традиции.
Особого внимания заслуживает технологический аспект проекта. Буквенные обозначения выполнены с применением специальной световозвращающей пленки. Днем такая пленка обеспечивает идеальную читаемость, а ночью создает мягкую белую подсветку, превращая утилитарный указатель в элемент художественного оформления. А освещение, в свою очередь, всегда играло ключевую роль в создании психологически комфортной среды.
Станции с уже обновлёнными указателями
Петербургский метрополитен подтверждает, что работа по обновлению уже ведётся. По состоянию на октябрь 2025 года, новые указатели появились на следующих станциях: «Чернышевская», «Горный институт», «Удельная», «Беговая», «Зенит», «Шушары», «Дунайская», «Проспект Славы».
Московский опыт: от хаоса к единому бренд-коду
Проблема московского метро долгое время заключалась в отсутствии единого стандарта для самого главного элемента — логотипа. Легендарная красная буква «М», появившаяся в 1935 году, изначально не имела утвержденного фирменного стиля. Её производство было децентрализованным: каждое депо или станция заказывали таблички у разных подрядчиков. В 2013-2014 годах Москва представила и начала внедрять принципиально новую навигационную систему, разработанную при участии российских и международных дизайнеров. Её философия — функциональность, унификация и мгновенная узнаваемость. Сейчас в Москве единый и предсказуемый дизайн табличек с названием станций на всех входах и вестибюлях. Московский подход позволяет быстро и массово внедрить новый код по всему городу, делая акцент на функциональность и скорость восприятия информации пассажиром. В тот же момент в Петербурге подбирается индивидуальная цветовая палитра для каждого вестибюля под фасад, акцентируя внимание на эстетику и сохранение историко-архитектурного контекста. Поэтому новая навигация будет внедряться поэтапное и точечно.
Дизайн табличек на входах в метро в Москве. Источник
Проблемы на пути к идеалу: когда гармония вредит функциональности
Несмотря на продуманную концепцию, на пути её реализации возникли и практические проблемы. Ряд пассажиров отмечают, что исполнение некоторых новых табличек оказалось неудачным — их попросту плохо видно. Стремление к тональному единству привело к тому, что в отдельных случаях буквы сливаются с табличкой, особенно в сумерках или при слепящем солнце. Это вызывает справедливые нарекания горожан, для которых навигация — это в первую очередь вопрос удобства и скорости ориентации в пространстве.
Невидимые буквы на вестибюле «Беговой». Фото от подписчика @exx_cess
Хотя в вечернее время такая "темная тема" выглядит стильно
Между уникальностью и унификацией
Проект по обновлению табличек на вестибюлях в петербургском метро — это гораздо больше, чем просто «замена табличек». Это смелый и своевременный шаг, который позволяет переосмыслить саму философию взаимодействия современной городской среды с историческим наследием. Этот путь, безусловно, сложнее и точечнее, чем массовое внедрение единого стиля, но именно он позволяет Петербургу оставаться самим собой — городом-музеем и современным городом одновременно.
А что вы думаете? Заметили ли вы новые таблички на станциях метро? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях — какие изменения вам понравились, а какие, возможно, вызвали вопросы?
Автор: Михаил Чапаев