Найти в Дзене
Стоит знать - Science XXI

Новый расчет утильсбора грозит подорожанием машин на сотни тысяч рублей

Оглавление

В России готовится реформа расчета утилизационного сбора, которая способна серьезно изменить конъюнктуру автомобильного рынка. Инициатива, разработанная Минпромторгом по обращению ассоциации «Объединение автопроизводителей России», предполагает новый подход к начислению сбора, что неизбежно отразится на стоимости автомобилей, особенно импортируемых.

Суть нововведений и сроки

Основное изменение заключается в переходе от расчета сбора на основе объема двигателя к методике, учитывающей его мощность. Согласно предложению Минпромторга, для формирования коэффициента будет применяться прогрессивная шкала, напрямую зависящая от количества лошадиных сил. При этом для физических лиц сохранится льготная ставка, но только при покупке автомобиля с двигателем мощностью менее 160 л.с. В случае превышения этого порога владельцу придется уплатить коммерческий утильсбор, который в разы выше. Нововведения также затронут электромобили и гибриды, для которых при расчете будет учитываться суммарная мощность всех двигателей силовой установки.

Изначально предполагалось, что новые правила могут вступить в силу с 1 декабря 2025 года, однако, как сообщает издание Autonews.ru, многие эксперты смотрят на эти сроки скептически. По их мнению, запуск методики может быть сдвинут на три-шесть месяцев из-за необходимости подготовки нормативных актов и интеграции с таможенной системой. Наиболее вероятной датой введения новых правил специалисты называют 1 января 2026 года.

Прогноз роста цен на автомобили

Эксперты единодушны во мнении, что введение новой методики приведет к подорожанию практически всех автомобилей на российском рынке, однако рост цен будет неравномерным. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что некоторые модели подорожают символически, другие — очень сильно, а часть автомобилей и вовсе станет невыгодно ввозить в страну. С ним согласен и исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Баринов, который назвал новый утильсбор дополнительным вызовом для рынка, способным поднять цены на импортные машины на сотни тысяч рублей.

Наиболее уязвимые категории автомобилей

Сильнее всего изменения ударят по автомобилям, поставляемым по схеме параллельного импорта. По оценкам представителей дилерских центров, средний рост цен на такие машины может составить около 20%, а на некоторые модели — от 800 тысяч рублей и выше. Особенно чувствительным подорожание окажется для гибридов и электрокаров, которые пользуются популярностью в России. Например, стоимость популярных моделей брендов Li Auto и Aito может вырасти примерно на 2 миллиона рублей.

Предварительные расчеты показывают, что популярный гибрид Lixiang L7 может подорожать более чем на 3 миллиона рублей. Кроссовер BMW X5 столкнется с ростом цены примерно на 2,4 миллиона, а Hyundai Palisade — почти на 2,2 миллиона рублей. Даже такие массовые модели, как Geely Monjaro и Volkswagen Tiguan, могут прибавить в стоимости около 800 тысяч рублей, что сделает их значительно менее доступными для покупателей.

Влияние на вторичный рынок

Изменения не обойдут стороной и вторичный рынок, особенно сегмент автомобилей с пробегом, ввозимых из-за рубежа. Эксперты прогнозируют, что цены на подержанные машины также вырастут, хотя и с некоторой задержкой. Обычно вторичный рынок реагирует на изменения цен на новые автомобили с опозданием в два-три месяца. Ожидается, что после введения прогрессивной шкалы утильсбора стоимость автомобилей с пробегом может увеличиться на 4–5%. Однако если ажиотажного спроса не последует, продавцы могут быть вынуждены снижать цены и привлекать клиентов скидками.

Динамика спроса и доступность моделей

Сами планы по реформированию утильсбора уже вызвали краткосрочный всплеск спроса. Покупатели в ряде регионов спешат приобрести автомобили по действующим ставкам. Однако в долгосрочной перспективе ситуация может измениться. Сокращение каналов импорта приведет к уменьшению разнообразия моделей на рынке, общему росту цен и снижению доступности автомобилей для потребителей. Это может усугубить существующие проблемы в отрасли и привести к дальнейшему падению продаж.

Кого изменения затронут в меньшей степени

Наименее болезненно рост цен затронет автомобили с двигателями мощностью менее 160 л.с. По мнению специалистов, рынок един, и общий инфляционный всплеск затронет все сегменты, но подорожание таких машин будет не столь значительным и может составить около 5–10%. Проблема заключается в том, что выбор моделей с такими характеристиками на российском рынке в настоящее время крайне ограничен, что сужает возможности для покупателей, ищущих более доступные варианты.

Авто
5,66 млн интересуются