Мы с соседом почти одновременно купили новые китайские кроссоверы: я - Geely Monjaro, а он - Chery Tiggo 8 Pro. Все было отлично, пока не подошло время первого ТО.
Вечером, встретившись у подъезда, мы, естественно, завели разговор о машинах. Сосед выглядел довольным. «Съездил на ТО-1», - говорит он. - «Все быстро, четко, отдал 15 000 рублей, машина в порядке». Вполне ожидаемая и адекватная сумма за первое обслуживание, по сути, нового автомобиля. Через несколько дней подошла и моя очередь.
Я записался к своему официальному дилеру Geely, оставил машину и стал ждать звонка. Каково же было мое удивление, когда менеджер по телефону бодрым голосом озвучил предварительную сумму: «Ориентировочно шестьдесят тысяч рублей».
Первой реакцией был шок. Шестьдесят тысяч? За первое ТО? Это в четыре раза дороже, чем у соседа на практически аналогичном по классу автомобиле. Неужели владение Monjaro настолько дороже? Или здесь кроется какой-то подвох?
Я решил не спешить с выводами и досконально разобраться, откуда берется такая колоссальная разница в стоимости обслуживания двух популярных китайских кроссоверов. И то, что я выяснил, будет полезно каждому автовладельцу, независимо от марки его автомобиля.
Из чего состоят 15 000 рублей соседа?
Давайте начнем с более понятной цифры. Первое техническое обслуживание на большинстве современных автомобилей, включая Chery Tiggo 8 Pro, - это, по своей сути, базовая процедура. Ее основная цель - замена масла и масляного фильтра после периода обкатки, а также общая диагностика и осмотр ключевых узлов автомобиля.
Что входит в стандартный перечень работ для ТО-1 у Chery?
- Замена моторного масла и масляного фильтра. Это основа основ. Сливается старое масло, в котором могли остаться микрочастицы от притирки деталей нового двигателя, и заливается свежее. Устанавливается новый фильтр.
- Проверка уровней технических жидкостей. Антифриз, тормозная жидкость, жидкость ГУР (если он есть). При необходимости - долив.
- Осмотр ходовой части. Визуальная проверка состояния подвески, тормозных колодок и дисков.
- Компьютерная диагностика. Считывание кодов ошибок, если они есть.
- Проверка и регулировка давления в шинах.
С учетом стоимости оригинального масла, фильтра и нормо-часов работы официального дилера, сумма в 15 000 - 20 000 рублей выглядит абсолютно логичной и оправданной. Сосед заплатил именно за это - за обязательные, регламентные работы, необходимые для сохранения гарантии и поддержания автомобиля в исправном состоянии. Ничего лишнего.
Анатомия счета на 60 000 рублей
Теперь перейдем к моему случаю. Когда я приехал к дилеру и попросил подробную расшифровку работ, картина начала проясняться. Счет на 60 000 рублей состоял из двух совершенно разных частей, которые менеджеры умело смешивают в одну.
Регламентные работы (то, что действительно нужно).
Это тот самый обязательный минимум, который требует завод-изготовитель для сохранения гарантии. В случае с Geely Monjaro на первом ТО (обычно на 10 000 км пробега) он не сильно отличается от Chery:
- Замена моторного масла и масляного фильтра.
- Замена салонного фильтра.
- Замена уплотнительной шайбы сливной пробки.
- Комплекс проверок (уровни жидкостей, осмотр подвески, тормозной системы, проверка световых приборов).
Стоимость именно этих, обязательных, работ и материалов у дилера Geely составляет в среднем от 20 000 до 25 000 рублей. Да, это дороже, чем у соседа, что можно объяснить более высокой ценой оригинальных запчастей и масла для двигателя Volvo, который устанавливается на Monjaro, а также более высокими ставками нормо-часа у дилеров Geely. Но это никак не 60 000. Откуда же взялись остальные 35 000 - 40 000 рублей?
Рекомендованные работы (то, на чем зарабатывает дилер).
А вот здесь и начинается самое интересное. Оставшаяся сумма была сформирована из длинного списка услуг, которые дилер настоятельно «рекомендовал» провести для «продления срока службы узлов и агрегатов». Давайте посмотрим на этот список:
- Чистка и смазка тормозных суппортов (всех четырех). Очень популярная услуга. Дилер утверждает, что без этого суппорты могут закиснуть. На практике, на новом автомобиле с пробегом 10 000 км, который эксплуатируется в обычном городском режиме, это абсолютно излишняя процедура. Проблемы с суппортами могут начаться на куда больших пробегах.
- Регулировка углов установки колес (сход-развал). Еще одна классика. Зачем делать сход-развал на новой машине, если она едет прямо, не уводит в сторону и не «ест» резину? Никаких показаний к этой процедуре нет.
- Очистка дроссельной заслонки. На пробеге в 10 000 км дроссель на современном двигателе с качественным топливом будет практически чистым. Эта операция имеет смысл на пробегах ближе к 50 000 - 60 000 км, и то, по показаниям.
- Антибактериальная обработка системы кондиционирования. Полезная услуга, но нужна ли она на почти новом автомобиле, где еще не успели скопиться бактерии и появиться неприятный запах? Вопрос риторический.
- Промывка топливных форсунок. Это уже из разряда тяжелой артиллерии. Применение агрессивных промывок на новом двигателе не только не нужно, но и потенциально может нанести вред.
- Долив всех жидкостей до уровня «MAX». Часто дилер заливает по 100-200 грамм омывающей жидкости или антифриза, выставляя за это счет как за целую канистру.
Именно этот набор необязательных, а порой и совершенно ненужных на таком пробеге услуг, и составляет львиную долю итогового счета. Дилерский центр - это коммерческая организация, и его основная прибыль идет не столько от продажи автомобилей, сколько от их последующего обслуживания и продажи дополнительных услуг.
Как не переплатить в четыре раза: практические советы
Проанализировав ситуацию, я понял, что разница в цене обслуживания Monjaro и Tiggo 8 Pro, конечно, есть, но она не четырехкратная. Основная разница заключается в подходе дилерских центров и в умении владельца отстоять свои права и свой кошелек.
Вот несколько правил, которые помогут вам избежать моей ситуации:
- Изучите регламент ТО. Перед поездкой к дилеру откройте сервисную книжку или сайт производителя и точно посмотрите, какие работы являются обязательными для вашего пробега.
- Просите предварительный заказ-наряд. При сдаче автомобиля попросите менеджера составить и распечатать предварительный заказ-наряд с полным перечнем работ и их стоимостью.
- Разделяйте «обязательное» и «рекомендованное». Внимательно прочитайте каждый пункт. Смело задавайте вопрос: «Эта работа входит в обязательный регламент производителя для сохранения гарантии?»
- Не бойтесь отказываться. Вы имеете полное право отказаться от всех рекомендованных услуг. Это никак не повлияет на вашу гарантию. Гарантия сохраняется при условии выполнения регламентных работ. Ваш отказ от смазки суппортов или чистки дросселя не является основанием для снятия с гарантии двигателя или коробки передач.
- Контролируйте процесс. Если есть возможность, присутствуйте в ремзоне. Это дисциплинирует мастеров и убережет от приписок несуществующих работ.
В итоге, после долгого и обстоятельного разговора с мастером-приемщиком, мы оставили в заказ-наряде только те работы, которые были строго обязательны по регламенту Geely. Итоговый счет составил 24 500 рублей. Да, дороже, чем у соседа, но это уже была справедливая и понятная цена, а не заоблачные 60 000.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Владение современным автомобилем, особенно в гарантийный период, требует от нас быть не просто водителями, но и грамотными потребителями. Разница в стоимости владения между разными марками часто определяется не столько сложностью их конструкции, сколько маркетинговой политикой их дилерских сетей.
А с какими счетами за ТО сталкивались вы? Сталкивались ли вы с навязыванием ненужных услуг у официальных дилеров?