Российская авиация всегда была одним из символов инженерной мощи страны. Несмотря на то, что сегодня на мировом рынке пассажирских перевозок доминируют западные корпорации Boeing и Airbus, в нашей стране продолжают летать самолёты отечественного производства. Многие из них были созданы ещё в СССР, когда советские лайнеры считались одними из лучших в мире. Другие — современные разработки, с которыми Россия намерена конкурировать за место в глобальной авиационной индустрии.
Если выделить десять самых знаковых моделей, оказавших влияние на гражданскую и транспортную авиацию страны, список будет выглядеть так.
Ил-62 — первый советский дальнемагистральный пассажирский лайнер. Он выпускался с 1966 по 1995 годы, всего было построено 289 самолётов. Машина могла перевозить до 168 пассажиров, летая со скоростью до 870 км/ч и преодолевая 10 000 км без дозаправки. Ил-62 стал «визитной карточкой» СССР на международных маршрутах и долгие годы использовался в «Аэрофлоте».
Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработанный в 1970-х, он эксплуатировался до 2011 года. Самолёт вмещал до 350 пассажиров и развивал скорость 950 км/ч. Для СССР Ил-86 стал аналогом «джамбо-джета», а для миллионов советских граждан — символом массовых авиаперевозок.
Ил-96 — дальнемагистральный лайнер нового поколения, который производится с 1988 года и до сих пор используется. Оснащён четырьмя двигателями ПС-90А и способен перевозить до 435 пассажиров на расстояние 9000 км. Ил-96 сегодня эксплуатируется в президентском авиаотряде и для специальных рейсов.
Ту-154 — легенда советской гражданской авиации. С 1968 по 2013 годы было построено более 1000 самолётов. Лайнер вмещал до 180 пассажиров и летал со скоростью 900 км/ч. Ту-154 был основным «рабочим конём» советской и российской авиации, выполняя перелёты от Калининграда до Владивостока.
Ту-204 — среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер, который начал эксплуатироваться в 1996 году и производится до сих пор. Существует около 20 модификаций, включая пассажирские, грузовые и VIP-версии. Самолёт вмещает до 215 пассажиров и способен летать на 5900 км. Его часто называют «советским ответом Boeing 757».
Су-80 — небольшой самолёт разработки ОКБ Сухого для региональных авиалиний. Он вмещал 30 пассажиров или до 3,3 тонн груза и был рассчитан на короткие маршруты до 1300 км. Построено всего несколько экземпляров, и проект не получил массового развития, но он интересен как попытка «Сухого» выйти на гражданский рынок.
Суперджет-100 — первый российский пассажирский лайнер, созданный в постсоветскую эпоху. С 2007 года построено более 200 машин. Самолёт рассчитан на 98 пассажиров и летает на 3000 км. Несмотря на трудности с импортозамещением и сервисом, Суперджет стал важным шагом для восстановления гражданского авиастроения в России.
МС-21 — главный проект современного авиапрома. Среднемагистральный лайнер нового поколения впервые поднялся в небо в 2017 году. Его пассажировместимость — от 160 до 210 человек, дальность — до 6000 км. МС-21 оснащается новыми отечественными двигателями ПД-14 и заявлен как конкурент Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.
КР-860 — амбициозный проект сверхкрупного двухпалубного лайнера, разработанный в конце 1990-х годов. По задумке он должен был перевозить более 800 пассажиров и иметь взлётный вес 650 тонн — больше, чем у украинского «Мрии». Но из-за отсутствия спроса проект остался на стадии макета.
SSBJ (Sukhoi Supersonic Business Jet) — проект сверхзвукового бизнес-джета, начатый ещё в 1980-е годы. Самолёт должен был летать со скоростью более 1,5 Маха, соединяя мировые столицы за считаные часы. Однако финансирование проекта так и не позволило довести его до серийного производства.
Вместо заключения
История российских авиалайнеров — это история больших амбиций и непростых компромиссов. Многие проекты стали легендами, некоторые остались в чертежах, но каждый из них отражает дух эпохи и уровень инженерной мысли своего времени. Сегодня российская авиация делает ставку на МС-21 и новые версии Суперджета, которые должны вернуть России конкурентоспособность на мировом рынке.