Найти в Дзене
doc films

От Ил-62 до МС-21: главные авиалайнеры России

Музей самолетов
Музей самолетов

Российская авиация всегда была одним из символов инженерной мощи страны. Несмотря на то, что сегодня на мировом рынке пассажирских перевозок доминируют западные корпорации Boeing и Airbus, в нашей стране продолжают летать самолёты отечественного производства. Многие из них были созданы ещё в СССР, когда советские лайнеры считались одними из лучших в мире. Другие — современные разработки, с которыми Россия намерена конкурировать за место в глобальной авиационной индустрии.

музей гражданской авиации
музей гражданской авиации

Если выделить десять самых знаковых моделей, оказавших влияние на гражданскую и транспортную авиацию страны, список будет выглядеть так.

Ил-62 — первый советский дальнемагистральный пассажирский лайнер. Он выпускался с 1966 по 1995 годы, всего было построено 289 самолётов. Машина могла перевозить до 168 пассажиров, летая со скоростью до 870 км/ч и преодолевая 10 000 км без дозаправки. Ил-62 стал «визитной карточкой» СССР на международных маршрутах и долгие годы использовался в «Аэрофлоте».

Ил-62
Ил-62

Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработанный в 1970-х, он эксплуатировался до 2011 года. Самолёт вмещал до 350 пассажиров и развивал скорость 950 км/ч. Для СССР Ил-86 стал аналогом «джамбо-джета», а для миллионов советских граждан — символом массовых авиаперевозок.

Ил-86
Ил-86

Ил-96 — дальнемагистральный лайнер нового поколения, который производится с 1988 года и до сих пор используется. Оснащён четырьмя двигателями ПС-90А и способен перевозить до 435 пассажиров на расстояние 9000 км. Ил-96 сегодня эксплуатируется в президентском авиаотряде и для специальных рейсов.

-5

Ту-154 — легенда советской гражданской авиации. С 1968 по 2013 годы было построено более 1000 самолётов. Лайнер вмещал до 180 пассажиров и летал со скоростью 900 км/ч. Ту-154 был основным «рабочим конём» советской и российской авиации, выполняя перелёты от Калининграда до Владивостока.

-6

Ту-204 — среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер, который начал эксплуатироваться в 1996 году и производится до сих пор. Существует около 20 модификаций, включая пассажирские, грузовые и VIP-версии. Самолёт вмещает до 215 пассажиров и способен летать на 5900 км. Его часто называют «советским ответом Boeing 757».

-7

Су-80 — небольшой самолёт разработки ОКБ Сухого для региональных авиалиний. Он вмещал 30 пассажиров или до 3,3 тонн груза и был рассчитан на короткие маршруты до 1300 км. Построено всего несколько экземпляров, и проект не получил массового развития, но он интересен как попытка «Сухого» выйти на гражданский рынок.

-8

Суперджет-100 — первый российский пассажирский лайнер, созданный в постсоветскую эпоху. С 2007 года построено более 200 машин. Самолёт рассчитан на 98 пассажиров и летает на 3000 км. Несмотря на трудности с импортозамещением и сервисом, Суперджет стал важным шагом для восстановления гражданского авиастроения в России.

-9

МС-21 — главный проект современного авиапрома. Среднемагистральный лайнер нового поколения впервые поднялся в небо в 2017 году. Его пассажировместимость — от 160 до 210 человек, дальность — до 6000 км. МС-21 оснащается новыми отечественными двигателями ПД-14 и заявлен как конкурент Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.

-10

КР-860 — амбициозный проект сверхкрупного двухпалубного лайнера, разработанный в конце 1990-х годов. По задумке он должен был перевозить более 800 пассажиров и иметь взлётный вес 650 тонн — больше, чем у украинского «Мрии». Но из-за отсутствия спроса проект остался на стадии макета.

-11

SSBJ (Sukhoi Supersonic Business Jet) — проект сверхзвукового бизнес-джета, начатый ещё в 1980-е годы. Самолёт должен был летать со скоростью более 1,5 Маха, соединяя мировые столицы за считаные часы. Однако финансирование проекта так и не позволило довести его до серийного производства.

-12

Вместо заключения

История российских авиалайнеров — это история больших амбиций и непростых компромиссов. Многие проекты стали легендами, некоторые остались в чертежах, но каждый из них отражает дух эпохи и уровень инженерной мысли своего времени. Сегодня российская авиация делает ставку на МС-21 и новые версии Суперджета, которые должны вернуть России конкурентоспособность на мировом рынке.