Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Реальное искусство боя на длинных мечах средневековья

Оглавление

Боевые искусства — это не только культурная привилегия Востока. Читайте дальше, чтобы узнать больше о западном аналоге, известном как «длинный меч», который появился в Европе.

Меч всегда был оружием умелых и преданных воинов. Большинство людей знают о самураях феодальной Японии и их мастерстве владения катаной – навыке, ожидаемом от преданного своему делу знатного воина. В средневековой Европе рыцари, владеющие длинным мечом, изучали фехтование, основанное на столь же эффективной системе боя: Kunst des Fechtens, что по-немецки означает «искусство боя».

«Молодой рыцарь, учись
Любить Бога и почитать женщин
Так твоя честь возрастет.
Практикуйте рыцарство и учитесь
Искусство, которое облагораживает вас
И принесет тебе честь в войнах…»
- Открытие Цеттеля,
Иоганнес Лихтенауэр, 14 век.

Немецкий бой на длинном мече: источники

Иллюстрация Иоганна Лихтенауэра из Cod. 44 A 8, Петер фон Данциг , 1452, через HROARR.com
Иллюстрация Иоганна Лихтенауэра из Cod. 44 A 8, Петер фон Данциг , 1452, через HROARR.com

Прежде чем углубляться в детали, следует отметить, что европейские фехтовальные традиции сохранились не полностью. Всё, что известно об этих боевых системах сегодня, дошло до нас из руководств и трактатов, написанных фехтовальщиками того времени, и неизвестно, насколько многое было утрачено. Практически все средневековые методики владения длинным мечом восходят к поэме «Цеттель», написанной в XIV веке Иоганнесом Лихтенауэром . Поэма представляет собой сборник немецких рифмованных двустиший, и существуют переводы на английский язык, сохраняющие рифму.

Сам по себе текст практически невозможно расшифровать. Это сделано намеренно: поэма, вероятно, предназначалась в качестве учебного пособия для учеников Лихтенауэра, а не для кого-либо ещё. Группа мастеров боя на длинном мече, объединившихся в Общество Лихтенауэра, взяла на себя задачу расшифровать « Цеттель». Если бы не их усилия, средневековое обучение владению длинным мечом было бы утрачено навсегда.

Основные принципы немецкого длинного меча

Длинный меч с кольцевой гардой, предоставлено Технологическим институтом Стивенса
Длинный меч с кольцевой гардой, предоставлено Технологическим институтом Стивенса

Искусство фехтования в средневековом военном деле можно разделить на две категории: бои без доспехов (Blossfechten) и бои в доспехах (Harnischfechten). Между этими двумя навыками есть сходство, но, как и следовало ожидать, наличие доспехов существенно меняет фокус.

Основные принципы немецкого фехтования на длинном мече заключаются в следующем:

Смело иди

Средневековый немецкий бой на длинном мече требует от бойцов поиска быстрейшего и прямого выхода, словно связанных одной нитью. Смелые, решительные действия позволяют воину более или менее успешно завершить поединок. Атака — главный приоритет. Даже защитные действия включают в себя удар или позволяют бойцу немедленно нанести ответный удар.

Переходим к сути

Немецкий длинный меч — оружие колющее и рубящее. Поэтому в руководствах по бою говорится: «Всё, что делается с мечом, начинается и заканчивается остриём (ортом)». Представляя меч как угрозу ещё до того, как тело окажется в зоне досягаемости, боец ​​чувствует себя в безопасности.

Четыре квадранта

Немецкие системы фехтования делили тело человека на четыре квадранта. Каждый квадрант считается открытым: вертикальная линия, проведённая через тело, делит его на левую и правую, а горизонтальная линия, проходящая через пупок, делит его на верхнюю и нижнюю части. Линии атаки проходят по диагонали в одну из четырёх секций.

Всего шаг вправо

Все начальные атаки выполняются с доминирующей стороны с шагом вперёд и отступом назад от линии атаки задней ногой. Это позволяет туловищу и бёдрам увеличить силу руки, а также увести фехтовальщика в безопасное место. Конечно, есть исключения. Если противник уже находится на расстоянии, можно просто сделать шаг вперёд и добить противника уколом в одно из доступных мест.

До и после, сильный и слабый, на немецком языке: длинный меч

Фехтовальщик (слева) выполняет упражнение «Nachreisen» из книги «Фехтовальный ринг и турнирная книга» Паулюса Гектора Майра, XV век, из библиотеки SLUB в Дрездене
Фехтовальщик (слева) выполняет упражнение «Nachreisen» из книги «Фехтовальный ринг и турнирная книга» Паулюса Гектора Майра, XV век, из библиотеки SLUB в Дрездене
«До и После, эти две вещи — источник для всех. Слабый и Сильный, всегда помните слово «мгновенно».

Стратегия в немецком бою на длинном мече основывается на серии противоположностей. Vor (до) и Nach (после) относятся к инициативе или контролю. Любой боец, находящийся в Vor, контролирует ситуацию. Учение Лихтенауэра советует стремиться к Vor как можно скорее. Nach — противоположность: боец ​​в Nach находится во власти своего противника. Момент перехода между ними, даже если оба действуют одновременно, называется Indes («мгновенно», иногда переводится как «в данный момент»). Например, можно использовать тактику под названием Nachreisen (преследование), которая заключается в нанесении ударов по отверстиям, которые появляются после того, как меч промахнулся по цели, тем самым восстанавливая контроль (Vor).

«Сильное» (Sterck) и «слабое» (Swech) определяют относительное давление, которое ощущается в момент контакта клинка с поверхностью, но они также являются частями меча. Сильное давление (Schtern) — это расстояние от крестовины до середины клинка. Слабое давление (Schtern) — это расстояние от верхней половины клинка до острия.

Позиции стражи в немецком длинном мече

Мечники в гвардии Окс (слева) и Пфлуг (справа), из книги «Fechtbuch » Паулюса Каля, XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки
Мечники в гвардии Окс (слева) и Пфлуг (справа), из книги «Fechtbuch » Паулюса Каля, XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки
«Четыре стражника держат и сторонятся простого. Бык, плуг, дурак, крыша – всё это вы должны знать».

В средневековом немецком бою на длинном мече существовало четыре основных стойки, или позиции, из которых можно сражаться. Из-за агрессивного характера этой системы Лихтенауэр осуждает ожидание в стойке. Вместо этого фехтовальщики должны переключаться между стойками, чтобы создавать различные возможности для атаки.

Окс

Это указывающая стойка, предназначенная для защиты верхних квадрантов. Она также представляет угрозу для лица. Для её принятия необходимо сделать шаг вперёд правой ногой и удерживать меч на уровне головы с левой стороны. Её также можно принять с другой стороны.

Пфлуг

Это ещё одна указывающая гарда, предназначенная для защиты нижних квадрантов. Ноги остаются в том же положении, но меч удерживается на уровне бедра. Выпады из позиции «пфлуг» позволяют перейти на противоположную сторону, в позицию «пфлуг» или «окс».

Альбер

В этой стойке меч направлен в ноги противника, оставляя всё тело открытым. Против этой стойки можно использовать классический удар в голову ( Scheitelhau ), поскольку для защиты головы требуется больше времени, чем для атаки.

По этой причине Альбер называют «Защитой глупца», поскольку на первый взгляд её использование самоубийственно глупо. С другой стороны, её можно использовать, чтобы спровоцировать атаку в голову — ведь клюнуть на очевидную приманку тоже глупо. Рассчитывать на собственную скорость реакции, чтобы опередить атаку, рискованно. Однако, если мечник знает, что этого следует ожидать, он может отступить, отклонить атакующий клинок и использовать энергию для подготовки собственного удара.

Мечники в Альбере (слева) и Фом Таге (справа) из книги Фехтбух Паулюса Каля , XV век, Мюнхенская цифровая библиотека
Мечники в Альбере (слева) и Фом Таге (справа) из книги Фехтбух Паулюса Каля , XV век, Мюнхенская цифровая библиотека

Vom Tag

Четвёртая из основных стоек средневекового боя на длинном мече, Vom Tag, является стандартной атакующей стойкой. Из этой стойки можно выполнить любой из основных ударов (Meisterhau), а также высокие (Oberhau) и низкие (Unterhau) рубящие удары. Меч удерживается рядом с доминирующим плечом, что позволяет фехтовальщику выполнить удар Oberhau. В другой вариации Vom Tag меч удерживается в центральном положении над головой, что позволяет атаковать с обеих сторон одинаково эффективно.

Лангенорт

Лангенорт (Longpoint) — так называемая скрытая пятая стойка в немецком фехтовании на длинном мече. Это не столько стойка сама по себе, сколько переход; любая точка во время удара или укола, в которой меч вытянут, считается частью Лангенорта. Эта позиция, пожалуй, самая опасная, поскольку меч вытянут в потенциальном уколе.

Пять мейстерхау, или «мастерские удары» в длинном мече

Фехтовальщик (слева) выполняет Zornhau-Ort из книги Фехтбух Паулюса Каля , XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки
Фехтовальщик (слева) выполняет Zornhau-Ort из книги Фехтбух Паулюса Каля , XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки

Немецкий бой на длинном мече в основном состоит из атак. Он основан на концепции пяти начальных ударов, называемых Meisterhau (мастер-удары). Четыре из них представляют собой пробитие стойки и являются идеальным ответом на определённую стойку противника. После изучения основ работы ног и владения мечом ученики изучают пять Meisterhau. Несмотря на название, эти действия несложны в исполнении. Название указывает на то, что для того, чтобы считаться опытным фехтовальщиком, необходимо знать, как и когда наносить эти удары наиболее эффективно.

Зорнхау (Гневный Рубец)

«Кто приходит сверху, тому Гнев рубит острием».

После мощного удара от плеча этот удар блокирует практически любую атаку и угрожает противнику остриём. Внезапное появление острия меча прямо на линии лица заставляет даже самого смелого фехтовальщика рефлекторно вздрогнуть и сосредоточиться на самосохранении. Даже если начальный Цорнхау не достигает цели, другие действия, вытекающие из него, работают ничуть не хуже.

Крумпхау (Кривой руб)

«С ловкостью направь на него меч, брось острие на руки».

Крумпхау — самый неуклюжий на вид, но обманчивый из пяти мейстерхау. Он заключается в повороте меча в руке лезвием вбок и нанесении удара по запястьям или плоской стороне другого меча, оттягивая на себя навершие. При выполнении из стойки Фом Таг удар выглядит как стандартный Оберхау (верхний рубящий удар). Поворот меча направляет его в правый бок противника, а не в левый. Крумпхау полезен против противника, принявшего стойку Окс.

Фехтовальщик (слева) выполняет левый крумфау из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Гектора Майра , XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.
Фехтовальщик (слева) выполняет левый крумфау из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Гектора Майра , XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.

Zwerchhau (Thwart Hew)

«Сокрушительный удар» отразит всё, что падает с крыши.

Цверххау мощный горизонтальный удар, который можно использовать для защиты головы от атаки и одновременного нанесения удара противнику. Как и Шильхау, он выполняется коротким лезвием или лезвием, обращенным внутрь, когда меч удерживается обычным хватом.

Этот удар легко переходит в ещё один приём «Зверчхау» с левой стороны, а затем обратно с правой, если того требует ситуация. «Зверчхау» используется, чтобы вынудить противника выйти из защитной позиции, Vom Tag.

Оба фехтовальщика в центре Цверххау, из книги «Фехтбух» Паулюса Каля, XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки
Оба фехтовальщика в центре Цверххау, из книги «Фехтбух» Паулюса Каля, XV век, из Мюнхенской цифровой библиотеки

Schielhau (Косой рубить)

«Скинтер разрушает все, что ударяет или колет буйвол».

«Буффало» здесь относится к фехтовальщику, который полагается на подавляющую силу, перенапрягая удар. Шильхау начинается, как и любой другой удар, но фехтовальщик переходит в перевёрнутый хват для укола в правую сторону груди атакующего. Как видно на изображении ниже, этот приём также может парировать атаку, но это не совсем оптимальное применение, поскольку можно было бы просто закончить бой, полностью вытянув удар.

Поскольку так называемый буйвол атакует, не особо заботясь о выживании, поймать его уколом и одновременно остановить другой меч довольно просто. Шильхау вынуждает противника, занявшего нижнюю позицию защиты (Pflug), прорвать защиту.

Фехтовальщик, использующий Schielhau для отражения укола, из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Гектора Майра , XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.
Фехтовальщик, использующий Schielhau для отражения укола, из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Гектора Майра , XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.

Scheitelhau (скальпирующий руб)

«Скальпер опасен для лица, а в свою очередь очень опасен для груди».

Это удар в макушку головы. Шейтельхау, как и Цверххау, — один из немногих примеров, когда меч не рубит по диагонали. Этот удар основан на простой геометрии: высоко над головой фехтовальщик опускает оружие вниз, на скальп, что является практически самым быстрым из возможных действий.

По этой причине Шейтельхау разбивает Альбера . Однако два бойца, изображённые на рисунке ниже, находятся на гораздо более близком расстоянии, чем на самом деле. Вероятно, это связано с ограниченностью пространства; рукописи не являются идеальными изображениями использованных устройств, но современные специалисты реконструируют их по мере возможности.

Фехтовальщик в высоком бою готовится к Шейтельхау , из книги «Фехтование, ринг и турнир» Пауля Гектора Майра, XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.
Фехтовальщик в высоком бою готовится к Шейтельхау , из книги «Фехтование, ринг и турнир» Пауля Гектора Майра, XVI век, предоставлено библиотекой SLUB в Дрездене.

Момент контакта: закрепление в длинном мече

Фехтовальщик (справа) входит в Окс , чтобы получить преимущество в схватке, из книги «Фехтование, ринг и турнир», Пауль Гектор Майр , XVI век, Библиотека SLUB в Дрездене
Фехтовальщик (справа) входит в Окс , чтобы получить преимущество в схватке, из книги «Фехтование, ринг и турнир», Пауль Гектор Майр , XVI век, Библиотека SLUB в Дрездене

Связывание относится к моменту соприкосновения двух мечей. Это один из важнейших компонентов немецкого фехтования на длинном мече. Любой может провести атаку или блокировать её. То, что происходит при встрече двух мечей, часто определяет исход боя. Важнейшим понятием связывания является Fühlen (ощущение). В момент соприкосновения клинков фехтовальщик чувствует, кто сильнее давит на клинок – он сам или его противник.

Если фехтовальщик чувствует преимущество, он может сделать укол, сохраняя контроль над оружием противника. Однако, если он чувствует себя сильнее, существует несколько возможных ответных действий, в основном, перенаправление другого клинка или выход из боя и атака в другое открытое пространство. Это называется « Абнехмен» или «Обен Абнгеномен» («Отрыв»).

Намотка

Обмотка — это способ для фехтовальщика получить преимущество в схватке, сохраняя положение острия и поднимая или опуская рукоять. Это изменяет ориентацию меча, давая ему потенциальное механическое преимущество.

Например, если два фехтовальщика выполняют удар из позиции «фом таг» и встречаются в сильной точке, один из них может закрутить свой меч в позицию «окс». Сильная сторона (нижняя кромка) его меча будет давить на слабую сторону (верхнюю кромку) меча противника; независимо от физической силы противника, он не сможет одолеть его меч.

Halbschwert (Полумеч)

Фехтовальщик (справа) использует захват полумеча, полушверт для захвата, из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Майра , предоставленной библиотекой SLUB в Дрездене.
Фехтовальщик (справа) использует захват полумеча, полушверт для захвата, из книги «Фехтование, ринг и турнир» Паулюса Майра , предоставленной библиотекой SLUB в Дрездене.

Фехтовальщик использует полумеч, обхватывая клинок нерабочей рукой посередине. Меч — это не просто рубящее оружие; как уже упоминалось, длинный меч может использоваться практически как любое другое оружие ближнего боя при необходимости. Этот хват в основном используется в бою в доспехах (Harnischfechten), поскольку позволяет лучше контролировать остриё клинка и находить просветы между пластинами доспеха. Кроме того, укороченная рукоять уменьшает изгиб клинка, обеспечивая более мощный укол.

Другие применения полумеча включают изменение положения рук, что позволяет использовать меч в качестве импровизированного дубиночного оружия. Атакуя навершием или гардой, меч может имитировать боевой молот. Это называется «мордшлаг» (смертельный удар). Этот приём не предназначен для дружеского спарринга. С полумеча можно было использовать и захваты.

Искусство немецкого длинного меча

Немецкий полутораручный меч, XV век, из коллекции Метрополитен-музея
Немецкий полутораручный меч, XV век, из коллекции Метрополитен-музея

В средневековой и ренессансной традиции фехтования на длинном мече существует множество других стратегий и техник, но их перечисление заняло бы целую книгу. Вышеупомянутые концепции составляют основу этого искусства. Немецкое фехтование на длинном мече вдохновило множество боевых учений в Европе, и многие другие мастера меча разных национальностей запечатлели свои учения на бумаге, например, Фиоре деи Либери, Иоахим Майер и Джордж Сильвер.