"Этот день – один из величайших и славных дней в нашей жизни, с которым, к моей гордости и радости, навсегда связано имя моего горячо любимого Альберта!" запись Королевы Виктории в дневнике от 1 мая 1851 г.
Принц Альберт, супруг королевы Виктории, был организатором Великой выставки 1851 года, которая стала значительным событием в истории промышленности и технологий. Это мероприятие, проходившее в Лондоне, продемонстрировало достижения промышленной революции со всего мира и собрало экспонаты из множества стран.
Эмоциональная запись в дневнике королевы Виктории от 1 мая 1851 года не преувеличивала значимости открытия Великой выставки. Целью этого исключительно амбициозного проекта была демонстрация британской промышленности наряду с промышленностью остального мира, с участием стран, включая Россию, Америку, Испанию и Турцию. Она имела огромный успех, охватив более 100 000 экспонатов и привлекая более шести миллионов человек за пять месяцев работы. Сама Виктория посетила выставку более 30 раз.
И Виктория, и Альберт хотели запечатлеть это зрелище в постоянной визуальной записи. Они поручили двум любимым художникам — Джозефу Нэшу и Луису Хаге — нарисовать 49 акварелей для воспроизведения в хромолитографии (тогда еще относительно новой и развивающейся технологии цветной печати, и, таким образом, соответствующей духу выставки). Эти хромолитографии были опубликованы в двух томах в 1854 году с сопровождающими описаниями высокой печати.
Великая выставка сейчас признана одним из ключевых событий в истории того времени, когда было открыто множество промышленных чудес.
Первая Всемирная выставка "Великая выставка изделий промышленности всех наций" 1851 года была важным событием, всемирной ярмаркой, на которой были продемонстрированы промышленные разработки со всего мира. Мероприятие было организовано принцем Альбертом при содействии художника Генри Коула.
Всемирная выставка символизировала мир во всем мире, единство и развитие современности. Главной особенностью выставки стал Хрустальный дворец, огромный выставочный зал, спроектированный сэром Джозефом Пакстоном и полностью созданный из стекла. Именно здесь прошла Великая выставка 1851 года, на которой было представлено более 100 000 предметов примерно 15 000 экспонентов.
Среди гениальных чудес, привлекших миллионы посетителей всего за несколько месяцев, были высокоскоростной печатный станок, расширяющийся катафалк, складные пианино, велосипеды, текстильные машины и многое, многое другое. Сама королева Виктория отмечала, что здесь можно было найти «все мыслимые изобретения». Чтобы узнать больше, мы рассмотрим основные особенности мероприятия.
Самый большой выставочный зал в мире
Великая выставка 1851 года проходила во впечатляющем Хрустальном дворце, настоящем чуде викторианской инженерной мысли и архитектуры. Пространство не было похоже ни на что, когда-либо виденное в Соединенном Королевстве раньше, не только из-за его мерцающей стеклянной конструкции, но также из-за огромных масштабов и высоты. Имея длину 563 м и ширину 124 м, с двумя огромными башнями, оно побило рекорд как самое большое здание во всем мире того времени. Внутри здания находился ряд фонтанов, извергавших воду высоко в воздух. Чудо Хрустального дворца установило высокий стандарт для международных всемирных ярмарок, поскольку такие страны, как Ирландия, Германия и Франция, тоже создавали выставочные пространства в стиле зимнего сада.
Великая выставка стала витриной современной промышленности
Разнообразие промышленных объектов, представленных на Великой выставке 1851 года, ошеломляло. На многие километры выставочных площадей внутри Хрустального дворца были представлены образцы изделий из железа, мебели, музыкальных инструментов, паровых двигателей, гидравлических прессов, фарфора, керамики и архитектуры. Одними из выдающихся чудес, впервые представленных публике, были жаккардовый ткацкий станок, машина для изготовления конвертов и серия инновационных фотоаппаратов.
Британский «Трофейный телескоп» был выдающимся объектом с апертурой около 28 см и фокусным расстоянием около 488 см, а также печатным станком с паровым приводом, который мог производить 10 000 отпечатанных экземпляров в течение часа за счет использования 4 бумажных цилиндров и 4 красочных валика. Ранним предшественником современного велосипеда, был еще один магнит для толпы, представивший серию моделей, на которых мог ездить один человек или группа людей, представленных британским плотником Уиллардом Сойером.
Символ единства наций
В Великой выставке 1851 года приняли участие более 30 стран-участниц, и поэтому выставка стала настоящим символом мира и единства. Было 13 европейских стран, 13 американских стран и семь стран из дальнего зарубежья, а также различные британские колонии. Каждая участвующая нация продемонстрировала свои сокровища, открытия и творения. Некоторые воспользовались творческой вольностью, выдвигая удивительные и неожиданные идеи, в то время как другие воспользовались возможностью продемонстрировать лучшее из того, что их страна могла предложить миру. Канада представила пожарную машину с нарисованными панелями канадского пейзажа, а также серию редких мехов, а Индия прислала резной трон из слоновой кости и искусно вышитый костюм, украшенный рубинами, изумрудами и жемчугом, слоновьими побрякушками и знаменитым Кохинур (или Гора света), тогда являвшийся самым большим алмазом в мире. Тем временем Франция, крупнейший поставщик за пределами Великобритании, представила серию фарфора, шелка, гобеленов, эмали и мебели.
Королева написала в своем дневнике после церемонии закрытия в Хрустальном дворце и заключительной речи Альберта, что «думать, что это великое и светлое время прошло, как сон… кажется невероятным и меланхоличным».
Наследие:
- Прибыль от выставки была использована для создания ряда культурных и образовательных учреждений, таких как Музей Виктории и Альберта, Музей науки и Королевский Альберт-холл.
- Великая выставка стала важным катализатором для обмена знаниями и технологическими идеями между странами, что способствовало дальнейшему развитию промышленности и инноваций.
Принц Альберт не только организовал выставку, но и оставил значительное наследие, которое продолжается и по сей день, влияя на развитие науки, технологии и культуры.