Часто предполагается, что единственная связь кельтов с Италией была через римские завоевания. Мы рассмотрим удивительное этрусское влияние на кельтов.
Когда люди думают о том, что кельты принимали гостей из Италии, они, вероятно, представляют себе римские завоевания Галлии и Британии. Эти завоевания в основном происходили в первые века до н. э. и н. э. Однако связь между кельтами и Италией уходит корнями гораздо глубже.
Задолго до того, как кельты стали подданными италийской нации (римлян), они имели, казалось бы, мирные и продуктивные отношения с другой италийской нацией, этрусками. Что это были за отношения, и каким образом этруски повлияли на древнюю кельтскую культуру?
Происхождение этрусских связей
Около 600 г. до н. э. греки основали колонию Массалию на южном побережье Галлии, в современном Марселе. Эта торговая колония открыла гораздо больше торговли с внутренними странами Западной Европы, чем когда-либо прежде. Греки экспортировали множество товаров кельтам Галлии, и в свою очередь, они импортировали большое количество олова, которое было найдено не только в Британии, но и в северо-западном углу Галлии..
Многие другие народы также хотели торговать с кельтами, но поскольку Массалия была греческой торговой колонией, это давало грекам значительный контроль над процессом. Многие историки полагают, что в результате этого этруски попытались основать свою собственную торговую колонию или колонии на южном побережье Галлии. Это позволило бы им больше не зависеть от греков.
Не все ученые согласны с этим сценарием, но в любом случае мы точно знаем, что в некоторых городах на юге Галлии было значительное этрусское присутствие, и это присутствие, предположительно, исходило от торговцев и их семей. Одним из примечательных примеров является Латтес. В этом городе археологи нашли то, что почти наверняка является этрусскими домами, датируемыми концом шестого века до н. э. Было ли это частью настоящей колонии или нет, является предметом споров. Но ясно, что к 500 году до н. э. этруски уже ощущали свое присутствие в Галлии
Переход от гальштатских кельтов к латенским кельтам
Доминирующей культурой на кельтских землях Европы в это время в этих колониях была культура Гальштата. На протяжении шестого века до нашей эры правящий класс кельтов эпохи Гальштата наслаждался многими предметами роскоши от греков и римлян. Многочисленные этрусские и греческие винные кувшины и различные ювелирные изделия были найдены в кельтских могилах той эпохи.
Гальшта́тская культу́ра — археологическая культура железного века, которая развивалась в Центральной Европе и на Балканах на протяжении около 500 лет (примерно с 900 до 400 годы до нашей эры), восходя к культуре полей погребальных урн. Как таковая гальштатская культура возникла в Центральной Европе ещё в конце II тыс. до н. э
Между 500 и 450 годами до нашей эры в стране кельтов произошли драматические изменения. Есть свидетельства того, что крупные гальштатские поселения были разрушены, а на их месте были основаны новые крупные поселения новым правящим классом. Этот новый правящий класс открыл новую эру для кельтов — эру Ла Тена.
Кельты эпохи Ла Тена, безусловно, были продолжением кельтов эпохи Гальштата. Тем не менее, некоторые драматические изменения произошли со свержением лидеров Гальштата и появлением нового правящего класса. В то время как кельты Гальштата, казалось, были вполне довольны тем, что получали предметы роскоши от этрусков и греков, кельты Ла Тена, похоже, были больше заинтересованы в развитии своей собственной культуры, используя этрусскую материальную культуру и практики в качестве источника для многих своих идей.
Латенская культура - кельтская археологическая культура железного века (V-I века до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии.
Влияние этрусков на кельтское искусство
Культура Ла Тен наиболее известна своим особым стилем искусства, включающим множество сложных завитков, таких как те, что мы видим на щите Баттерси из Британии. Также изображены стилизованные человеческие фигуры и мифические звери, а также рисунки, основанные на растительности. Некоторые из изображенных мифических зверей включают грифонов и сфинксов, существ, знакомых народам Средиземноморья и дальше на восток..
Еще одной интересной особенностью культуры Ла Тена является то, что кельты начали делать статуи в натуральную величину. Некоторые резные фигурки были сделаны в предшествовавшую эпоху, но никогда не было статуй в натуральную величину, как в греко-римском мире. Одним из примечательных примеров является Воин из Хиршландена, датируемый концом шестого или началом пятого века до н. э. Эта статуя примечательна тем, что левая рука у нее расположена по диагонали на верхней части груди, а правая рука расположена по диагонали чуть выше талии. Именно такой дизайн мы находим у фигур из Этрурии.
Воин Глауберга — еще одна известная статуя, датируемая пятым веком до нашей эры, и снова расположение рук указывает на этрусское влияние, как и общий дизайн. Тот факт, что самые древние полные статуи, созданные кельтами, демонстрируют явное этрусское влияние, убедительно свидетельствует о том, что их новая практика создания статуй пришла от этрусков
Влияние этрусков на кельтские погребальные обряды
Воин Хиршландена указывает на другой тип этрусского влияния среди древних кельтов. Одной из самых необычных особенностей этой статуи является тот факт, что у нее очень неестественно поднятые плечи. Это странная особенность, которая требует какого-то объяснения. Предлагались разные объяснения, но один особенно вероятный ответ заключается в том, что это происходит из ранней италийской погребальной практики.
Эта практика включала захоронение тела в вертикальном положении и подвешивание его с помощью копья под каждой подмышкой. Это, конечно, привело бы к значительному поднятию плеч трупа. Поднятые плечи Воина Хиршландена — это именно то, что мы ожидаем увидеть в таких случаях.
Может показаться странным предположение, что статуя воина была создана для изображения погребенного трупа. Однако это становится гораздо более правдоподобным, если учесть, что ученые обычно считают эту фигуру погребальной статуей. То же самое можно сказать и о Глаубергском воине. Похоже, что кельты в начале латенской эпохи размещали погребальные статуи над или рядом со своими курганами. Это само по себе, вероятно, еще один пример этрусского влияния на древних кельтов, потому что этруски также размещали погребальные статуи в натуральную величину за пределами гробниц.
Что касается внутренней части кельтских курганов, одной из самых впечатляющих особенностей захоронений Ла Тена является тот факт, что во многих из них внутри находятся колесницы. Поскольку колесницы были, очевидно, дорогими, владеть ими могли только богатые воины. Таким образом, практика захоронения колесницы рядом с телом воина была по сути такой же, как и захоронение любого другого богатого предмета, служившего символом статуса.
Тем не менее, они, очевидно, намного больше, чем среднестатистический дорогой предмет, поэтому захоронения на колесницах были очень редки в древнем мире. Одной из немногих наций в древнем Средиземноморье, которая практиковала захоронения на колесницах, были этруски. Практика захоронений на колесницах среди кельтов, вероятно, была вдохновлена этой этрусской практикой. Хотя, вероятно, им это не казалось странным, поскольку уже было несколько примеров захоронений на колесницах в эпоху Гальштата.
Влияние этрусков на кельтское военное дело
Для Юлия Цезаря одним из самых поразительных аспектов кельтской войны в Британии было использование ими колесниц. У них были двухколесные колесницы, которые они использовали, чтобы разбить ряды вражеских солдат и быстро перевезти воинов на поле боя и обратно. Кельты Галлии, скорее всего, делали то же самое в свое время, но использование колесниц там вышло из моды раньше, чем в Британии. Тем не менее, археология убедительно показывает, что у кельтов Галлии колесницы были на протяжении нескольких столетий.
До эры Ла Тена у кельтов были только четырехколесные повозки. Они явно не были предназначены для использования в войне. Но с появлением культуры Ла Тена кельты переняли использование двухколесных колесниц. Из их конструкции широко распространено мнение, что использование колесниц среди кельтов пришло от этрусков. Как мы видели ранее, колесницы были, несомненно, популярным символом статуса среди этрусков.
Менее ясно, пришел ли метод использования колесниц в войне от этрусков или нет. Хотя Цезарь описал бриттский метод использования колесниц в войне очень подробно, не сохранилось никаких сопоставимых описаний относительно этрусков. Однако явное сходство между необычным кельтским методом и методом, описанным в «Илиаде» Гомера, настолько сильно, что даже Диодор Сицилийский отметил его.
«Илиа́да» (др.-греч. Ἰλιάς) — древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы, эпическая поэма, приписываемая Гомеру, посвящённая событиям Троянской войны. В её основу, судя по всему, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев.
Хотя утверждалось, что описания Гомера являются всего лишь неточными воспоминаниями о том, как колесницы использовались в микенскую эпоху, другие ученые более убедительно утверждали, что его описания являются точным отражением того, как колесницы и отдельные лошади использовались в греческом мире во времена Гомера. Если это так, то не неразумно предположить, что этруски использовали бы их аналогичным образом, учитывая тесные связи между этрусками и греческой культурой.
Следовательно, этруски вполне могли использовать колесницы так, как описано в «Илиаде» — так же, как Цезарь описывает их использование кельтами Британии. Поскольку кельты явно получили свои двухколесные колесницы от этрусков, было бы логично предположить, что их способ использования их в войне имел то же происхождение.
Влияние этрусков на кельтские доспехи
Другим способом, которым этруски оказали влияние на кельтов, были их доспехи. Вопреки распространенному мнению, кельты действительно использовали доспехи. Некоторые из них якобы сражались обнаженными, но это явно не было тем, что они делали все. Многие образцы кельтских доспехов были найдены в могилах или изображены на римских памятниках.
Одним из аспектов кельтских доспехов, который, возможно, был вдохновлен этрусками, является использование шлемов с перьями. Шлемы с перьями римлян и греков известны, но этруски также использовали их. Некоторые из кельтов, по крайней мере, использовали шлемы с перьями из конского волоса. Кельты Иберии использовали этот тип шлема, и римская арка в Оранже во Франции показывает что-то похожее. Это указывает на то, что кельты Галлии также использовали перья на своих шлемах. Это были не совсем те же самые перья, что использовались этрусками, но основная идея могла прийти от них.
Помимо плюмажей, общий дизайн шлемов кельтов был понят как указание на италийское влияние. Фактически, некоторые из их шлемов даже называются учеными «итало-греческими». Щиты латенской эпохи также демонстрируют некоторое италийское влияние.
Еще одна область, в которой этруски, по-видимому, оказали влияние на кельтов, заключалась в использовании ими металлических кирас. Кираса — это часть доспехов, которая покрывает весь торс. Кельты уже использовали их до появления культуры Ла Тен, но в шестом веке до нашей эры произошли изменения. Хотя культура Ла Тен еще не развилась, этруски уже установили прочные связи с кельтами к этому столетию.
Вместо того, чтобы оставаться очень упрощенными, дизайн кирас изменился, став более похожим на колокольчатые кирасы итало-греческого мира, которые слегка открывались около талии. Археологи даже нашли примеры кирас с базовыми изображениями мышц на них. Опять же, это то же самое, что мы видим в итало-греческом мире. Поэтому весьма вероятно, что это изменение в дизайне можно отнести к контакту с этрусками или, возможно, греками.
Насколько значительным было влияние этрусков на древних кельтов?
Подводя итог, мы видим, что этруски оказали глубокое влияние на развитие кельтской культуры. Именно культура Ла Тена наиболее тесно связана с классическим образом кельта. В этой статье показано, что различные аспекты этой культуры можно проследить до этрусского мира. Художественный стиль культуры Ла Тена имеет свои корни в средиземноморских мотивах и концепциях, и он, несомненно, распространился через контакт с этрусками.
Мы также видим этрусское влияние в использовании и дизайне статуй в натуральную величину. Это влияние распространилось даже на погребальные практики, когда статуи в натуральную величину стали размещать вне гробниц. Оно также очевидно в военном деле кельтов, например, в использовании ими колесниц — возможно, даже в самом методе, который они применяли при их использовании. И, наконец, мы увидели, что следы этрусков можно различить в украшенных перьями шлемах, щитах и кирасах кельтов