Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Реальная история легендарного мечника Миямото Мусаси

Оглавление

Миямото Мусаси — один из самых известных японских фехтовальщиков всех времён благодаря своему нетрадиционному подходу к боевым искусствам. Здесь мы рассмотрим его подходы и методы.

Большинство изучающих японское фехтование или историю встречают имя Миямото Мусаси. Этот воин XVII века встречается в бесчисленных изображениях на различных носителях. Он написал один из самых известных трактатов по боевым искусствам всех времён: «Го Рин но Сё», или «Книга пяти колец», – руководство по осанке, фехтованию, военной стратегии и философии, разделённое на пять книг, представляющих пять стихий японской космологии: землю, воду, огонь, ветер и пустоту.

Миямото Мусаси: Жизнь Святого Меча и автора Книги Пяти Колец

Автопортрет Миямото Мусаси, 1640 г., через Wikimedia Commons
Автопортрет Миямото Мусаси, 1640 г., через Wikimedia Commons

Миямото Мусаси родился ближе к концу периода Сражающихся царств. Точный год его рождения неизвестен, но, по общему мнению, это был 1584 год. Он был сыном самурая низкого ранга по имени Мунисай. Однажды, когда Мусаси было 13 лет, странствующий фехтовальщик школы Касима-рю по имени Арима Кихэй пришёл в деревню Мусаси, Миямото, и бросил ему открытый вызов. Мусаси с радостью принял вызов. Они сцепились, и Мусаси повалил Кихэя, вооруженного вакидзаси (малым мечом), на землю и убил его несколькими ударами бокуто (деревянным мечом) по голове.

Считается, что в возрасте 16 лет Мусаси сражался при Сэкигахаре, но, вероятно, это драматическая вольность Эйдзи Ёсикавы в его многосерийном романе, описывающем жизнь Мусаси. На самом деле, в то время он находился на Кюсю, вдали от равнин Сэкигахара. Молодой мечник совершал свой муся сюгё — традиционное путешествие самураев для тренировки и совершенствования боевых навыков.

В 21 год он отправился в Киото и бросил вызов школе меча Ёсиока, что и принесло Мусаси настоящую славу. Позже он сразился на дуэли с прославленным воином Сасаки Кодзиро, затем стал наёмным слугой различных даймё и разработал/освоил собственный стиль владения мечом, Хёхо Нитэн Ити-рю. Ближе к концу жизни Мусаси написал «Го Рин Но Сё», прежде чем умереть от рака в возрасте 61 года. Посмертно он стал известен как кэнсэй (святой меч).

Книга пяти колец : краткое содержание

Мусаси против Денгозаэмона, Киношита Хиронобу, 1862 г., через Ukiyo-e.org
Мусаси против Денгозаэмона, Киношита Хиронобу, 1862 г., через Ukiyo-e.org

В «Книге пяти колец» излагается его взгляд на мир, философия и боевые искусства. В названии статьи он назван Брюсом Ли японских боевых искусств, и у них много общего; главным образом, это призыв не слишком следовать устоявшимся традициям и использовать то, что наиболее эффективно. «Думай только о том, как поразить врага». Мусаси также неоднократно подчёркивает необходимость регулярных тренировок; каждый отрывок или урок в книге заканчивается той или иной вариацией на тему: «Ты должен изучить это глубоко».

Каждый из пяти разделов книги имеет свою тематику: «Земля» рассматривает основные принципы, лежащие в основе «Пути стратегии» (так Мусаси называет фехтование). « Вода» – это наиболее простое руководство по фехтованию, охватывающее хваты, стойки, а также различные действия и концепции. «Огонь» рассматривает вопросы более масштабной стратегии, такие как ситуационное преимущество и нарушение тайминга противника; «Ветер » указывает на возражения Мусаси относительно методов обучения в других школах фехтования, а «Пустота» – это духовное размышление об идеальном состоянии ума. Далее следует анализ каждого из пяти разделов «Го Рин но Сё» .

Земля

Мусаси с двумя мечами, автор Ёситаки Цунеджиро, 1865 г., через Wikimedia Commons.
Мусаси с двумя мечами, автор Ёситаки Цунеджиро, 1865 г., через Wikimedia Commons.
«Из одной вещи узнай десять тысяч вещей».

В «Книге земли» перечислены основные принципы Пути Миямото Мусаси: идея использования катаны и вакидзаси одновременно, а не сосредоточения на одном оружии, использование оружия, подходящего для конкретной ситуации, и твёрдое следование Пути, и многое другое. Подобно Брюсу Ли, критикующему традиционные формы боевых искусств, Мусаси отмечает, что большинство школ фехтования того времени слишком сосредоточились на форме и мелочах техник в ущерб эффективности боя.

Главное отличие в использовании мечей Мусаси от многих других заключалось в том, что он пропагандировал использование одноручного хвата, когда это было возможно. Этот метод предоставлял большую свободу движений влево и вправо и позволял действовать неосновной рукой, при условии, что вакидзаси не использовался. Другая причина тренировок с вакидзаси заключалась в том, что в помещении это был единственный меч, который самурай мог использовать; катану носили только на улице. Если ситуация требовала боя в помещении, а самурай не был достаточно хорошо обучен владению соответствующим оружием, это был для него довольно неудачный день. На изображении выше Мусаси использует свой фирменный стиль, одержавший победу над некоторыми бойцами Ёсиоки.

Миямото Мусаси сидит, около 1645 г., через Wikimedia Commons
Миямото Мусаси сидит, около 1645 г., через Wikimedia Commons

Миямото Мусаси писал, что общие принципы Пути Стратегии должны быть применимы не только в фехтовании, но и в повседневной жизни. Именно поэтому «Книга пяти колец» считается обязательной к прочтению для лидеров как гражданского, так и военного звания; это особенно актуально, учитывая, что многие самураи в период после Эдо переключили своё внимание с войны на бизнес. Раздел, сравнивающий генерала с бригадиром плотников, служит тому подтверждением.

Девять максим, которые Мусаси дал тем, кто хотел познать Путь Стратегии, таковы:

Не думай неискренне.
Путь — в постоянной тренировке.
Познай каждое искусство.
Знай Пути всех ремёсел.
Различай прибыль и утрату в мирских делах.
Развивай интуитивное суждение и понимание всего.
Постигай то, что невидимо.
Внимай даже мелочам.
Не делай ничего бесполезного.

Вода

Самурай чистит свой меч, Мизуно Тосиката, 1900 г., Artelino.com
Самурай чистит свой меч, Мизуно Тосиката, 1900 г., Artelino.com
«Чтобы хорошо владеть длинным мечом, нужно владеть им спокойно».

Этот раздел трактата Миямото Мусаси непосредственно посвящен фехтованию. Он объяснил правильный хват меча (мизинец и безымянный пальцы напряжены, средний палец свободен, большой и указательный пальцы свободны), стойку (бёдра перпендикулярны противнику), движение (аналогично ходьбе) и пять позиций. Это средняя, ​​верхняя, нижняя, левая и правая, примерно соответствующие пяти основным стойкам японского фехтования. Мусаси не рекомендовал ждать в любой из этих позиций. Более того, он часто стоял в естественной позе, называемой му-но-камаэ, держа мечи нейтрально по бокам.

Он также подробно описал Пять Подходов, представляющих собой пять ката (форм боевых искусств), описывающих идеальный способ использования каждой из Позиций. Он, подобно Брюсу Ли, призывал быть подобным воде, способным течь и адаптироваться к ситуации по мере необходимости, не прибегая к надуманным стойкам. Идеальный способ, которым Мусаси учит наносить удар катаной, — это полное выпрямление тела, рук и запястий в свободном, плавном движении, возвращая меч по той же траектории. Чрезмерное усилие лишает удар силы и грозит потерей контроля, который противник мог бы легко парировать.

Миямото Мусаси убивает акулу, автор Утагава Куниёси, 1861 год, через Wikimedia Commons.
Миямото Мусаси убивает акулу, автор Утагава Куниёси, 1861 год, через Wikimedia Commons.

Один из важнейших навыков, который следует развивать при изучении Пути, — это видеть больше, чем очевидно; другими словами, научиться полностью использовать периферическое зрение и не терять фокус. Мусаси утверждал, что идеальный самурай должен уметь полностью скрывать свои мотивы, включая то, что передается через направление его взгляда.

После изучения основ, в книге «Вода» перечисляются различные удары и тактики, позволяющие выиграть поединок. Общая тема, объединяющая удары, восходит к идее имитации воды: плавные и широкие движения, способные подстроиться под противника. Сохраняя тело расслабленным до момента действия, мышцы остаются расслабленными и могут двигаться эффективно. При достаточно сильном ударе можно разоружить противника, как в ударе «Огонь и камни». Раздел под названием «Врагов много» расскажет, как использовать катану и вакидзаси, чтобы преследовать нескольких бойцов и не давать им мешать друг другу, что облегчает их уничтожение.

Огонь

Прояснение погоды: Миямото Мусаси из серии «Восемь избранных видов боя» Утагавы Куниёси, 1846 г., через Ukiyo-e.org
Прояснение погоды: Миямото Мусаси из серии «Восемь избранных видов боя» Утагавы Куниёси, 1846 г., через Ukiyo-e.org
«Если враг думает о горах, атакуй, как море; и если он думает о море, атакуй, как горы».

В книге «Огонь» основное внимание уделяется масштабной стратегии, рассматривая её с точки зрения военачальника, руководящего манёврами войск, но эти концепции применимы и к единоборству. Большинство этих принципов, например, умение предвидеть момент нападения противника, рассматриваются в общих чертах.

Самая важная идея в «Книге Огня» — взять инициативу в свои руки. Чаще всего это означает атаковать первым, но может также означать и диктовать темп боя, немедленно ведя противника туда, куда нужно.

В отрывке из «Книги пяти колец», применимом как к фехтованию, так и к жизни, говорится о высказанной Мусаси идее «переправы вброд». Это означает использовать возможности по мере их появления, или, точнее, «Эта „переправа вброд“ часто случается в жизни человека. Это значит поднять паруса, даже если твои друзья остаются в гавани, зная маршрут, надёжность своего корабля и благоприятность дня».

Миямото Мусаси сражается с Сасаки Кодзиро, автор Ёсифуса Утагава, 19 век, через Wikimedia Commons.
Миямото Мусаси сражается с Сасаки Кодзиро, автор Ёсифуса Утагава, 19 век, через Wikimedia Commons.

Мусаси писал, что единственный способ полностью овладеть искусством фехтования — это участвовать в серьёзных поединках не на жизнь, а на смерть, поскольку ничто другое не может считаться адекватной подготовкой. По мнению Мусаси, спарринги в додзё были слишком ограничены и не охватывали всех возможных вариантов действий. Он также признавал, что бои не происходят в вакууме; окружающая среда играет свою роль. В тексте рекомендуется сражаться с возвышенности; необходимость противостоять силе тяжести может создать противнику критически невыгодное положение. Другая тактика предполагает бой с солнцем или огнём в тылу. Сунь-цзы придерживается схожих взглядов.

Миямото Мусаси описывает несколько тактик, которые направлены на нарушение ритма и времени противника; тело, не совпадающее с ритмом, слабо. Рубящий удар мечом, движущимся вне ритма тела, или дыхание вне ритма движения ослабляют боевые способности бойца. В тексте обсуждается концепция «тела-камня» – идея сокрытия собственных намерений (именуемых духом) и действия таким образом, чтобы спровоцировать противника раскрыть свои. Раздел «Смена горы и моря» рассматривает это, что отражено в приведённой выше цитате.

Ветер/Традиция

Самурай и слуга с табличкой школы учений с мечом, Судзуки Кинсен, 1910 г., Ukiyo-e.org
Самурай и слуга с табличкой школы учений с мечом, Судзуки Кинсен, 1910 г., Ukiyo-e.org
«Истинный мастер стратегии не появляется быстро».

Неясно, какая связь между Книгой Ветра и традицией, но в этом разделе Книги Пяти Колец Мусаси подробно описывает некоторые недостатки, которые он заметил в других школах. Он не называет названия рассматриваемых школ. В «Ветре» Мусаси порицает предпочтение более длинных мечей (нодати) и коротких мечей (кодати). С более длинным мечом легко слишком полагаться на дальность и не быть эффективным, если враг приблизится. С короткими мечами легко попасть в оборонительную позицию. Нет ничего плохого в том, чтобы научиться использовать это оружие; как уже упоминалось, Мусаси выступал за то, чтобы боец ​​учился использовать несколько видов оружия и действовать так, как того требует ситуация, но не имел предпочтений.

Он также пренебрежительно отозвался о школах, которые щедро использовали меч в широком арсенале техник. Переход от парных форм к свободному спаррингу резко сокращает количество тактических приёмов, доступных в мышечной памяти, а переход от спарринга к поединку со смертельным исходом увеличивает их экспоненциально. Кроме того, существует лишь ограниченное количество способов атаковать мечом. Более базовые движения следует практиковать бесконечно, чтобы закрепить их в мышечной памяти. Как и Брюс Ли: «Я боюсь не того, кто отработал десять тысяч ударов ногами один раз, а того, кто отработал один удар десять тысяч раз».

Пустота: Последняя часть «Книги пяти колец» Миямото Мусаси

Актеры Морита Канья XI в роли Касахара Дзуёкен (справа) и Накамура Фукусукэ I в роли Миямото Мусаси (слева), автор Утагава Кунисада, 1853 год, через Ukiyo-e.org
Актеры Морита Канья XI в роли Касахара Дзуёкен (справа) и Накамура Фукусукэ I в роли Миямото Мусаси (слева), автор Утагава Кунисада, 1853 год, через Ukiyo-e.org
«Когда ваш дух нисколько не омрачен и облака замешательства рассеиваются, тогда наступает истинная Пустота».

Эта книга более философична, чем другие. Она углубляется в правильное мышление воина: мусин, или Разум Пустоты. Не должно быть никаких предвзятых мнений, планов, идей или стремления к определённому результату. Воин, по мнению Мусаси, должен действовать инстинктивно, в соответствии с навыками, отточенными в ходе постоянной практики, с единственной целью — сразить стоящего перед ним врага, независимо от того, как это будет сделано. Жизнь исключительно в текущем моменте позволяет действовать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

На изображении выше Мусаси сражается с мастером меча Дзуйокэном, который использует крышки от кастрюль, чтобы парировать удары Мусаси, словно маленькие щиты. Без мышления мусина это могло бы и не прийти ему в голову. После поединка Мусаси извинился перед ним и на время стал его учеником.