Найти в Дзене
Автовод со стажем

Пешеход не успел полностью перейти дорогу: нужно ли ждать или можно ехать сразу

Оглавление

До недавнего времени Правила дорожного движения были неумолимы в своей жесткой позиции в части прав пешеходов на пешеходном переходе. Водитель, приближаясь к «зебре», должен уступить дорогу пешеходам и ждать завершения движения даже тех, кто еще только стоит на краю перехода и всем видом выражает намерение перейти на другую сторону улицы.

Мало того, уже сейчас на наиболее оживленных участках дорог с пешеходными переходами в 2025 году планируется установить видеокамеры, фиксирующие нарушения со стороны водителей. Все просто - намного легче считать номер автомобиля, чем идентифицировать неадекватного пешехода, стоящего на переходе, уткнувшись в свой смартфон.

И по логике вещей водитель должен дожидаться, пока все, кто находится на «зебре», не покинут проезжую часть. Смысл подобного требования в том, что есть определенный риск, что пешеход просто изменит свое решение и попытается вернуться назад, пройдя при этом значительную часть «зебры». Да, такое тоже бывает.

Штрафы и их эффективность

В данный момент за непропуск пешехода предусмотрен штраф в размере 1,5-2 тысячи рублей, в Москве и Санкт-Петербурге его размер повысили до 6 тысяч рублей. При повторном нарушении размер взыскания увеличивается до 10 тысяч рублей с лишением прав на срок до 6 месяцев.

К сожалению, штрафы и лишение водительских прав никак не влияют на улучшение ситуации на дороге. По статистике в год только официально фиксируется до 40 тысяч нарушений, связанных с непропуском пешеходов. И это не означает, что водители не хотят пропускать людей, движущихся по «зебре».

Пешеходный переход
Пешеходный переход

Как раз наоборот, все, кто за рулем, прекрасно осведомлены о наличии камер и просто не хотят причинить ущерб имуществу и здоровью пешеходов. И тем более попасть под уголовное дело по статье 264 УК РФ. Естественно, есть и безответственные водители, но не о них разговор. Проблема в другом.

Проблемы современных дорог

Естественно, ПДД писались довольно давно, еще в те времена, когда 99% всех дорог имели по одной полосе движения в каждую сторону, а пешеходные переходы в городской черте оборудовались светофорами. Да и просто на дорогах не было такого количества транспорта.

Сейчас в городе, подъезжая к пешеходному переходу, водитель не имеет ни малейшего представления о том, есть ли кто из пешеходов на «зебре» или нет. Не говоря уже о тех, кто только намеревается перейти и стоит на краю проезжей части. Просто в плотном потоке машин обзор слева и справа часто закрыт автомобилями.

Можно лишь догадаться по притормаживанию машин на соседних полосах о том, что на пешеходной полосе находятся люди. Если затормозить не вовремя, с задержкой, то можно выкатиться прямо на «зебру», а это тоже нарушение ПДД и тоже штраф.

К сожалению, законодатели в 2025 году еще не придумали способ, как заблаговременно информировать водителей о том, что на пешеходном переходе находятся люди.

Новые правила для многополосных дорог

Но некоторые послабления все же есть, и касаются они многополосных дорог. Теперь водитель на дорогах, имеющих три и более полосы, может не дожидаться, пока «зебру» покинет последний пешеход. Как только пространство перед автомобилем на переходе освободится, а пешеходы перейдут на противоположную сторону «зебры», то можно начинать движение по своей полосе.

-2

Правда, при этом нужно убедиться, что никто не вернулся и не стоит на разделительной линии. То есть нет «клиентов», могущих попасть под колеса вашего авто из-за потери ориентации, испуга или провокации со стороны других машин.

Проще явно не стало, так как для обычных дорог с двумя полосами (по одной в каждом направлении) ситуация осталась прежней. В такой ситуации Правила ДД по-прежнему требуют, чтобы водитель дождался момента, когда последний пешеход покинет «зебру», и только тогда можно будет продолжать движение.

Особенности загородных переходов

Для городских улиц с узкой проезжей частью все вполне логично. А вот в пригороде или на выезде из города, где ширина одной полосы может быть больше, чем вся ширина проезжей части какой-нибудь улицы, все остается сложно. На то чтобы преодолеть такой переход обычному человеку требуется от 15 секунд до 40 секунд.

А учитывая количество пешеходов в пригородах, оно меньше, но одиночных «персонажей» куда больше. Да и скоростной режим гораздо выше. Вот и получается, что подобные переходы остались источником пробок и совершения происшествий.

Водителям в такой ситуации можно лишь посоветовать устанавливать видеорегистраторы и брать «на борт» пассажиров с хорошим зрением.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!