Во второй половине 1980-х в ОКБ Сухого начались поисковые работы по созданию перспективного многофункционального истребителя-бомбардировщика нового поколения для замены стоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР, стран Варшавского договора, Югославии и ряда других государств самолётов Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-25, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27 и их модификаций. Им должен был стать однодвигательный ударный самолёт Су-37.
Аппарат предназначался для разведки и поражения наземных или надводных целей, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, для борьбы с истребителями и уничтожения транспортной и армейской авиации противника.
Для решения боевых задач на самолёте, кроме бортовой пушечной установки, предусматривалось применение широкой номенклатуры неуправляемого и управляемого вооружения с радиолокационным, телекомандным и лазерным наведением.
Решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 16 августа 1988 года и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 45 от 16 января 1989 года о развитии авиационной промышленности до 2000 года ОКБ Сухого поручена разработка эскизного проекта истребителя-бомбардировщика Су-37.
По боевой эффективности, экономичности и эксплуатационной технологичности машина должна была в несколько раз превосходить стоящие на вооружении самолёты. Такое условие позволило бы значительно сократить парк имеющихся самолётов данного типа, без снижения боевого потенциала ВВС. Предполагалось, что с учётом численности имеющихся самолетов объём производства составит до 4000 единиц. При этом примерно половина из них предназначалась для поставок на экспорт.
«Процесс пошёл»?
Работы по проекту нового самолёта велись под руководством главного конструктора Владимира Бабака. Эскизный проект утверждён генеральным конструктором Михаилом Симоновым 25 ноября 1989 года.
Окончательное решение о реализации проекта ударного самолёта Су-37 принято в 1990 году. К тому моменту вся необходимая на новый самолёт документация отправилась на серийный завод. Уверенность, что «процесс пошёл», стала основанием для того, что в 1991 году на международной авиационной выставке в Дубае продемонстрирована уменьшенная модель Су-37. Это было первое и последнее появление штурмовика на публике.
Су-37 мог стать полновесным конкурентом F-16, Mirage F1 и 2000, А-7 «Корсар II» фирмы LTV, западноевропейского истребителя «Ягуар» англо-французского консорциума SEPECAT.
Но распад СССР, прекращение финансирования работ, ликвидация Минавиапрома и другие события начала 1990-х годов сделали чёрное дело. Убит в зародыше проект прекрасного однодвигательного истребителя. Если сегодня можно бы было модернизировать проект с учётом современной элементной базы, БРЭО, технологий малозаметности, достижений двигателестроения, то получился бы очень грозный многофункциональный самолёт - более чем достойная замена Су-25! И не только ему.
Летающие реактивные парты
В настоящее время стоимость современного истребителя пятого поколения достигает нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому летать на них должны серьёзно подготовленные лётчики-профессионалы. Для их обучения служат учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолёты (УБС).
Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому во многих странах мира авиаконструкторы пытаются создать перспективные УТС и УБС последнего поколения.
По оценке западных и российских экспертов, мировой объём фактического экспорта УТС (УБС) в стоимостном выражении в 2025-2026 годах составит не менее 8 миллиардов долларов. Согласно мнению российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка - в десять раз больше.
Конструкторы ОКБ Сухого знали об этом ещё десятки лет назад. Поэтому неудивительно, что они ещё тогда начали работы по УТС, получившему название С-54. Используя накопленный при создании Су-27 и его модификаций научно-технический задел, разработан аванпроект данного самолёта.
В целом проект ОКБ Сухого занял первое место по сумме мест всех групп технико-экономических показателей, по сумме мест по показателям внутри всех групп. Но в ВВС принято решение снять с рассмотрения в конкурсе проект С-54. Формально такой шаг объяснялся невыполнением пункта ТЗ об обязательном наличии двух двигателей. Фактически решение принято, учитывая относительно благоприятное финансовое положение ОКБ Сухого и отсутствие заказов на самолёты у других фирм.
Аэродинамическая схема С-54 аналогична Су-27, чтобы приблизить лётно-технические характеристики УТС к характеристикам серийных боевых машин типа Су-27 и МиГ-29. Неустойчивая балансировочная схема улучшала манёвренность и снижала массу конструкции. Разработчики изучали альтернативные конфигурации с одним и двумя двигателями. Предпочтение отдано компоновке с одним двигателем.
В ОКБ Сухого работы по самолёту С-54 продолжались и после прекращения участия в конкурсе. Поэтому в 1992 году представлен доработанный вариант проекта. Основные изменения коснулись аэродинамической компоновки самолёта. После появления заинтересованности к проекту со стороны иностранных заказчиков генеральный конструктор предложил доработать проект, установив РЛС с истребителя и двигатель АЛ-31Ф. Самолёт получил название С-55. Однако данный вариант не получил развития ввиду несогласованности размерности самолёта и предлагаемого к установке оборудования.
Ещё одна попытка развития проекта предпринята в нулевых годах. Речь идёт о самолёте корабельного базирования с трамплинным взлётом - С-56. Главным конструктором назначен Константин Марбашев.
На самолёте применена аэродинамическая схема «триплан» (с ПГО), аналогичная Т-10К. Состав БРЭО приведён в соответствие с размерностью самолёта. Однако появилась идея транспортировки и хранения самолёта в контейнерах. Для этого требовалось обеспечить габаритные размеры самолёта в транспортном положении 3×3 метра, для чего рассматривалось крыло с двойным складыванием и шасси с «приседанием». Последнее условие обеспечивалось неполной разнонаправленной уборкой передней и основных опор. Модель С-56 экспонировалась на международной выставке, но в отсутствие интереса у иностранного заказчика дальнейшего развития проект не получил.