Найти в Дзене
Александр Седов

"Самая обаятельная и привлекательная"- американский зритель в восхищении от советской комедии

Что заставляет американского зрителя в 2025 году смотреть непритязательные советские комедии? Не всемирно призванные шедевры советского кино типа «Броненосца Потёмкина», не хоррор «Вий», не шокирующую военную драму «Иди и смотри», не литературную классику «Войну и мир», не эксцентричную «Кин-Дза-Дзу!», не эстетствующую психологическую фантастику «Солярис», ни даже экранизацию «Шерлока Холмса»? С 2005 года я ищу в интернете, читаю и перевожу на русский развёрнутые суждения зарубежных зрителей (блогеров, кинокритиков, профессоров), в основном англоязычных, о нашем кинематографе. И заметил вот какую перемену в последние годы. Горизонт интересов западных киноманов в отношении советских фильмов серьёзно расширился. Конечно, во многом это заслуга англоязычного канала «Мосфильма» на известном заморском видеохостинге: там выложены уже десятки отечественных картин с иностранными субтитрами. Однако не одно лишь праздное любопытство толкает зрителей из Западной Европы и США заглядывать на этот ви

Что заставляет американского зрителя в 2025 году смотреть непритязательные советские комедии? Не всемирно призванные шедевры советского кино типа «Броненосца Потёмкина», не хоррор «Вий», не шокирующую военную драму «Иди и смотри», не литературную классику «Войну и мир», не эксцентричную «Кин-Дза-Дзу!», не эстетствующую психологическую фантастику «Солярис», ни даже экранизацию «Шерлока Холмса»?

С 2005 года я ищу в интернете, читаю и перевожу на русский развёрнутые суждения зарубежных зрителей (блогеров, кинокритиков, профессоров), в основном англоязычных, о нашем кинематографе. И заметил вот какую перемену в последние годы. Горизонт интересов западных киноманов в отношении советских фильмов серьёзно расширился. Конечно, во многом это заслуга англоязычного канала «Мосфильма» на известном заморском видеохостинге: там выложены уже десятки отечественных картин с иностранными субтитрами. Однако не одно лишь праздное любопытство толкает зрителей из Западной Европы и США заглядывать на этот видеоресурс и посвящать полтора часа своей жизни фильмам вроде комедии «Самая обаятельная и привлекательная».

Прежде случайный и ни к чему не обязывающий интерес к шокирующему кино «из-за границы» - к советской киноклассике,, наполненной «коммунистической пропагандой» и «подрывными намёками» одновременно (как о том рассуждали западные киноведы), потихоньку сменяется стремлением увидеть, понять и разобраться, а чем же был советский кинематограф и чем, в конце концов, был СССР. Нет, я не преувеличиваю и не идеализирую это явление, оно существует. В этой попытке разобраться вряд ли задействованы миллионы жителей Запада, его не назвать массовым, но симптомы встречаются всё чаще.

Автор из США, скрывающийся под псевдонимом «Пеликан постмодерна», большой киноман (возможно, даже женщина). Наряду с родным Голливудом, регулярно смотрит европейское и азиатское кино, и уже ознакомился с самыми яркими комедиями Леонида Гайдая, с некоторыми фильмами Эльдара Рязанова и Карена Шахназарова, и вот уже на очереди – фильм совсем не знаменитого режиссёра Геральда Бежанова – «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Если в начале знакомства с советскими картинами автор, не стесняясь своего, мягко говоря, скромного знания о жизни в СССР, попадал пальцем в небо, размашисто характеризуя социальный «бэкграунд» и исторический контекст, то нынче стал осторожнее в суждениях и оценках, чаще присматривается к нюансам, больше оставляет вопросов, чем ответов, если что-то рецензенту не до конца понятно.

Да, возможно, тут действует тот самый закон, известный ещё по диамату, перехода количества в качество. Накопление информации ведёт к новому знанию. Но, сопоставляя рецензии, отзывы и статьи других западных авторов, посвящённых советскому кино, я вижу, что имеет влияние и более мощный фактор - окружающая действительность. Постигая советское кино, зритель пытается понять и оценить жизнь в собственном обществе, в котором за последние годы обострились противоречия, которое заметно поляризовалось. А как же было там «за железным занавесом»? Так же или по-другому? – такие невольно всплывают вопросы во время просмотра советского кино, особенно такого безпафосного, «про жизнь простых людей», как комедия «Самая обаятельная и привлекательная».

-2

Самая незаметная, дерзкая и удивительная

автор: псевдоним «Пеликан постмодерна» (США), май 2025 г.

Ссылка на английский текст - https://postmodernpelican.com/2025/05/31/the-most-charming-and-attractive-1985/

Мы все стремимся к самосовершенствованию, но перемены начинаются внутри себя, и достичь их можно лишь небольшими, но значимыми шагами к изменению своей жизни. Некоторые из этих изменений даются исключительно легко, другие требуют времени и усилий, и в обоих случаях успех не всегда постоянен и в конечном итоге зависит от самого человека, от его подхода к самосовершенствованию через самоанализ. В случае с фильмом «Самая обаятельная и привлекательная» мы видим восхитительно дерзкую историю женщины средних лет по имени Надя Клюева, которая ведёт приятную, но одинокую жизнь: она не замужем, у неё мало друзей, коллеги её почти не замечают, несмотря на её милый характер и острый ум. Однажды она встречает свою давнюю подругу, ныне известного социолога, и та подвергает её серии суровых тестов и тренингов с целью обучить лучшим приёмам для завлечения противоположного пола. Это приводит к серии уморительных ситуаций, в которых наша героиня узнаёт о себе много такого, о чём и не подозревала. Очень милый фильм, в котором сценарист Анатолий Эйрамджан и режиссёр Геральд Бежанов представляют одну из своих многочисленных восхитительных комедий, невероятно обаятельных, но при этом обладающих прочным и надёжным фундаментом, на который опирается повествование. «Самая обаятельная и привлекательная» – весьма эффектно скроенное, на удивление эксцентричное произведение, не требующее от зрителя слишком серьёзного отношения к себе, а вместо этого дарит нам заряд оптимизма, торжество радости, индивидуальности и самобытности. Возможно, в фильме нет ничего особо революционного, но в нём достаточно задушевности, чтобы оправдать некоторые из наиболее очевидных сюжетных решений.

-3

Процесс самосовершенствования универсален — все мы стремимся стать лучшей версией себя, но путь к этому не всегда бывает приятным. Принято считать, что лучшие произведения искусства должны удивлять нас тем, чего мы раньше не видели, однако такой фильм, как «Самая обаятельная и привлекательная» ярче всего раскрывается, когда его идеи легко считываются, когда они очевидны. Этот фильм не оставляет места для двусмысленности, наоборот, он раскрывает для нас более пронзительную и захватывающую перспективу. В фильме много очаровательных моментов, которые помогают сюжету двигаться, делают фильм восхитительно необычным исследованием пути женщины к самосовершенствованию и очарованию партнёра, но в итоге героиня обнаруживает, что её предполагаемые недостатки на самом деле являются её отличительными чертами. Вместо того, чтобы меняться, она учится любить себя и ценить свои врождённые качества, поскольку именно эти качества привлекают к ней других людей (а таких немало, хотя она не осознаёт этого), которые искренне ценят её и сопротивляются её попыткам изменить себе. Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» во многом перекликается с современной эпохой, и, несмотря на то, что был снят более сорока лет назад, до сих пор поразительно актуальный. Темы любви к себе, принятия и осознания своей идентичности – удивительно современная концепция, идущая вразрез с более распространенным верой в стремление к совершенству любой ценой, в том числе путём отказа от всех неприятных черт – весьма успешный подход. Что же побудило постановщиков создать эту историю и, по сути, пойти против одного из самых распространённых (и, в конечном счёте, неточных) социальных стереотипов, – пока неясно. Сам фильм вызывает восхищение, не перестаёт удивлять и развлекать, даже в самых очевидных и непреднамеренно традиционных проявлениях.

…В конечном счёте, этот фильм стремится очень деликатно и искренне исследовать общество в совершенно особый исторический период. Фильм был снят, когда Советский Союз стоял на последнем издыхании – до распада Союза оставалось всего несколько лет, и, конечно же, очень сложно отстраниться от того факта, что приближалась новая эпоха, при том, что в самом фильме решительно нет ничего политического. Суть «Самой обаятельной и привлекательной» – исследование неизбежности перемен, что само по себе должно всё определять в фильме. Было ли это намерением режиссёра создать фильм с неожиданным взглядом на социальную структуру, ещё предстоит выяснить, но это сравнение, безусловно, не беспочвенно, поскольку некоторые моменты здесь действительно кажутся пропитанными социальными и культурными комментариями. Однако это довольно банальная и неинтересная тема: пытаться сразу найти корреляции между советской комедией и её более широкими политическими и культурными инсинуациями. Это ужасно упрощенный подход, поскольку он предполагает, что произведение не может существовать независимо от своих идей. Даже если мы не будем зацикливаться на и без того слабой взаимосвязи между фильмом и лежащими в его основании идеями, нельзя не признать, что «Самая обаятельная и привлекательная» всё равно остаётся восхитительно дерзкой, проникновенной комедией о культуре. Наблюдения режиссёра о повседневной жизни большого города очаровательны, и мы находим множество моментов, которые цепляют наше внимание. Здесь нет никакого навязывания истории, это мягкий и описательный рассказ, скорее тяготеющий к бытовой комедии, по сути, это необычайно захватывающая комедия о простых людях, которые живут своей жизнью и умеют ценить каждое мгновение.

-4

Весь груз «Самой обаятельной и привлекательной» и её небольших, но прекрасных идей в конечном итоге ложится на плечи Ирины Муравьёвой, которая играет очаровательную главную героиню – женщину, которая отчаянно стремиться обрести чувство востребованности, но ощущает себя на задворках общества. Она не осознаёт, что её любят и ценят, однако не так, как это ожидается. Есть что-то поистине прекрасное в том, как фильм раскрывает эту героиню, представляя её не просто одномерным «гадким утёнком», ищущим любви. И во многом это заслуга Муравьёвой, чья игра проникновенна и нежна, но при этом полна той самой дерзости, которую мы редко встречаем в подобных ситуациях. В этой игре есть что-то поистине очаровательное: она создаёт трогательный, душераздирающий образ женщины, которой так много раз твердили, что она не нужна, что она сама начала в это верить. Это мастерская попытка сложной, чётко прописанной работы над персонажем и одна из многих великолепных актёрских работ, которые являются основой фильма «Самая обаятельная и привлекательная» и которые делают его таким искренне восхитительным. Актёры второго плана: Александр Абдулов, сыгравший объект привязанности главной героини, Татьяна Васильева, исполняющая роль её бывшей подруги, которая выступает в качестве её тренера, а затем даёт понять, что так же не понимает, как устроена жизнь на самом деле, и Людмила Иванова, исполняющая роль работодателя и близкой подруги главной героини, – все они одинаково великолепны и привносят уникальную, захватывающую энергию в фильм, построенный на исключительной игре актёров, каждый из которых прекрасно понимает тонкие намёки, заложенные в повествование.

-5

Несмотря на то, что «Самую обаятельную и привлекательную» очень легко представить не более чем как прекрасно снятой, проникновенной комедией в духе «Пигмалиона», в этом фильме есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Здесь все участники искренне преданы дурацкой, но восхитительной предпосылке, которая, в свою очередь, полностью выведена на новый уровень благодаря их потрясающей работе. Фильм не слишком сложный, и мы можем оценить его честность, поскольку он открыто заявляет о своих пределах и предпочитает опираться на те качества, с которыми, как это хорошо заметно, он справляется, а не выдумывать крутые выкрутасы, дабы произвести на публику эффект. Он милый и искренний, и всегда захватывает наше внимание – как ещё объяснить некоторые из его самых уморительных моментов, возникающих из самого факта взаимодействия двух персонажей, юмора, возникающего из их расхождений во взглядах, из-за непонимания друг друга или просто из-за неожиданно забавных вещей, явленных в самых тонких моментах? Фильм не отличается ни куражом, ни пафосом, но и не стремится к этому – вместо этого он представляет собой лёгкую, возмутительно смешную прогулку по российскому обществу 1980-х годов, периода, когда страна переживала множество перемен, некоторые из которых мимолётно обсуждаются, но большая часть фильма задумана как более тонкий и интимный, а не как череда громких заявлений, которые в конечном итоге ни к чему особо не приводят. В некоторых моментах веселый и дерзкий, в других — душераздирающе милый фильм. «Самая обаятельная и привлекательная» — прекрасное кино, которое более чем заслуживает нашего уважения и восхищения благодаря своей твёрдой приверженности самому себе.

----------------------------------

другие мои статьи и переводы: Берегись стереотипов! - западные зрители о советской комедии / Комедии Гайдая и НЛО / Кристиан из Квебека: "Советские фильмы говорят о чём-то глубинном" / Василий Ливанов в кинофантастике / Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс / "Будет ли киномузыка снова великой?" / "Игра в стиль!" - английские киноманы о советском фильме "Десять негритят"/ Западный зритель о фильме "Парад планет" / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / Советский "Холмс" как духовная скрепа / Битвы и факты: о чём говорят мемуары кинематографистов / публикации из цикла "Их взгляд на нашего Холмса": ...44 часть, 45 часть, 46 часть, 47 часть, 48 часть, 49 часть, 50 часть / Советский "Том Сойер" в Америке / Как американцы изумились Гласности в советском кино / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634