Найти в Дзене
ПОД СТУК

Ж/Д путь просто лежит на щебне и не «прибит» к земле? Сколько он тогда должен весить?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Продолжаем отвечать на вроде как и банальные, но, тем не менее, весьма интересные вопросы об устройстве железной дороги. Как говорится, в прошлых сериях:

Ну а в этой статье поговорим о том, как держится железнодорожный путь на «земле» и никуда не сползает при проезде тяжёлых поездов. Вдохновил на эту статью комментарий под одной из прошлых статей вот такого содержания:

Что-то я никогда не задумывалась: шпалы к рельсам "прибиты", а к самой поверхности к земли нет что ли? Просто на щебне лежат?

В целом, как несложно догадаться, да и это, в прямом смысле этого слова - очевидно: рельсы со шпалами действительно просто лежат на щебне. Никакими особо длинными гвоздями, проходящими сквозь щебень, шпалы к земле не прибивают.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

При укладке звеньев пути при помощи путеукладчика, собранная рельсошпальная решетка стандартной длины 25 метров «приземляется» на уже подготовленную площадку из щебня. За счёт веса конструкции, а также шероховатости щебня - путь уже очень даже устойчив. А после того, как сверху, при помощи хоппер-дозаторов, будет насыпан ещё слой щебня, который скроет основание шпал - путь станет совсем устойчивым.

Остаётся разобраться, сколько же весят рельсы со шпалами, а также рельсовыми скреплениями в расчёте на какую-нибудь длину. Например на один метр, ну либо на стандартные 25 метров.

Самое простое - это рельсы. Маркировка рельсов, в этом плане, совершенно прозрачная: Р38, Р43, Р50, Р65 и Р75.

elvik-foto.ru
elvik-foto.ru

Где число - это масса рельса в расчёте на один погонный метр. Таким образом, если речь идёт о современном пути на рельсах Р65 (Р75 укладывают редко, так как на российской сети железных дорог нет той грузонапряжённости, которая бы делала целесообразной укладку пути на рельсах этой марки), то умножаем 65 на 25, а потом ещё на 2. Получим 3250 кг - это, так скажем, массовая доля рельсов в стандартной рельсошпальной решетке длиной 25 метров.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Далее шпалы. Есть такой термин, как эпюра шпал, то есть их количество на километр пути. Стандартные значения в России - 1440, 1600, 1840 и 2000 шпал на километр. Наиболее часто применяемое значение - это 1840, его за основу и возьмём.

Масса стандартной железобетонной шпалы Ш1 - 250 килограммов. В 25-тиметровом звене рельсошпальной решетки получается 46 шпал. Таким образом, суммарная их масса, ну или «массовая доля шпал в рельсошпальной решётке» равна 11500 килограммов.

Ну и остаются у нас рельсовые скрепления. Одно из самых распространённых - это клеммно-болтовое скрепление КБ65, которые выглядит следующим образом:

Источник фото указан на водяном знаке
Источник фото указан на водяном знаке

Вместе со всеми закладными болтами, гайками, шайбами, втулками, клеммами, металлической подкладкой и резиновыми прокладками, скрепление весит приблизительно 12,145 килограммов, а при расчете на одну шпалу (то есть с двух сторон) - 24,29 килограммов. Вспоминаем, что в 25-тиметровом звене у нас 46 шпал, перемножаем и получаем массу 1117 кг, приходящуюся на скрепления.

Суммируем всё и получаем массу звена рельсошпальной решетки длиной 25 метров - 15 867 килограммов, то есть почти 16 тонн. Согласитесь - немало. Учитывая то, что уложенные звенья дополнительно укрепляются при помощи щебня, получается надёжная и устойчивая, но, при этом, упругая конструкция.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5