Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверняка вы задавались вопросом, а как происходит укладка рельсов в кривых, то есть где железная дорога поворачивает налево, либо направо. У многих может и вовсе в голове не укладываться, как можно погнуть рельс - ведь он стальной и довольно большого сечения, а значит твёрдый и тяжёлый. В этой статье отвечу на этот вопрос.
И начать стоит с того, что рельсы гнутся очень даже легко - даже несмотря на то, что изготовлены они из стали. Лежащий на земле (ну или на щебне) и незакрепленный чем-нибудь, например шпалами, рельс сможет при помощи ломика согнуть даже ребёнок.
Обусловлено это, как можно догадаться, длиной рельса - чем дальше прикладывается сила от точки закрепления, тем больше плечо и, соответственно, момент. Длина стандартных рельсов - чаще всего 25, реже 12,5 метров. Помимо этого, разумеется, есть и рельсовые плети длиной по 800 метров, которые являются частями бесстыкового пути, однако, про бесстыковой путь сегодня говорить не будем. Нас же интересует технология укладки рельсов на кривых участках.
Вообще, если описывать просто, то технология укладки рельсов следующая: изначально, на участок, где производятся работы по укладке пути, прибывает путеукладчик, в составе которого есть рельсовозные вагоны, на которые погружены заранее сформированные звенья рельсошпальной решетки.
Важнейший элемент путеукладчика - это укладочный кран, при помощи которого осуществляется перемещение звеньев и их укладка на балластную призму, проще говоря - на щебень.
Со строп путеукладчика звено рельсошпальной решетки стараются опустить как можно более ровно, чтобы она по высоте и оси совпадала с предыдущим звеном. В дальнейшем, её «подгоняют» при помощи специального инструмента.
С укладкой пути в кривых - тоже самое. С путеукладчика звенья укладываются примерно по нужной оси, вспоминаем, что кривые на железной дороге имеют большой радиус. Заранее рельсы на участок ремонта или строительства ж/д - не привозят гнутыми, всё делается на месте. Единственное, что у звеньев решётки для укладки в кривых - один рельс короче другого.
После того, как звенья решётки оказались на земле - при необходимости, крутизна придаётся при помощи ломов и нескольких человек, далее рельсы скрепляются между собой.
Затем, по свежепостроенному участку проходит выправочно-подбивочно-отделочная машина. На самом деле, даже прямой участок пути, после укладки и соединения звеньев решетки между собой - имеет видимые неровности в профиле и плане, как на этом фото:
Комплекс механизмов выправочно-подбивочно-отделочной машины, в процессе её медленного движения по новому пути, обеспечивает выравнивание последнего как по «высоте» (то есть в профиле), так и по «направлению» (то есть в плане).
Вот присмотритесь на участок с кривыми - на свежеуложенном пути виднеются как раз те самые «стороны многоугольника», а вот после прохода выправочно-подбивочно-отделочной машины, они превратятся в полноценную кривую, как на действующих путях справа.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!