Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! А вам никогда не казалось, что пассажирский вагон (если смотреть на него с торца), а уж тем более колея, по которой он едет - слишком узкая, чтобы в нём могли помещаться спальные полки, проход, и ещё один ряд полок, но уже расположенный вдоль (это я, конечно же, плацкартный вагон описываю). Возможно тема статьи покажется бредовой, но в сети иногда можно встретить подобные высказывания:
...Меня ещё вопрос поездов беспокоит - ширина рельсов не такая большая, а там помещаются и спальные места по ширине и коридор ещё. Или трамвай: на ширину рельс можно две ноги поставить легко не напрягаясь, а там помещается ряд двойных сидений, довольно просторный проход, и ряд одинарных сидений - пишет пользователь под ником «artour56»
отвечают ему:
Да и вообще, поезд снаружи на вид не такой широкий как внутри. Я тоже часто думала об этом в детстве
Я училась в железнодорожном универе и до сих пор не понимаю, как с колеей 1520 может сверху моститься вагон с шириной в 3,5 метра, если визуально он не выпирает
Ну что же, на самом деле, такое ощущение действительно имеет место быть, поэтому в этой статье расскажу, что там с размерами у вагонов, а также железнодорожного пути, и почему кажется, что вагон больно узкий.
Основные размеры, которые нам понадобятся
Ну что же, начнём с ширины колеи, которая всем известна - 1520 миллиметров (в прошлом 1524). Измеряется она между внутренними гранями головок рельсов. То есть вот так:
Вообще, есть ещё допуск на 8 по уширению, и на 4 миллиметра по сужению, а также, в кривых ширина колеи должна быть аж 1540 миллиметров, но, сегодня не об этом.
Ширина вагона, в свою очередь, составляет около 3100 миллиметров (более чем в два раза больше ширины колеи), но только вот на подобных чертежах, да и даже если самому смотреть на торец вагона под прямым углом - разницу в ширине в два раза вы, скорее всего, не почувствуете:
Идём далее. Если мы посмотрим на разрез вагона (плацкартного) при взгляде сверху, то увидим, что линия краев поперечных полок - практически совпадает с краем двери, служащей для перехода между вагонами (обозначена красным цветом на картинке):
Таким образом, если снова вернуться к торцу вагона, то положение полок и людей на них выглядит вот так:
И кстати, длина полки в плацкартном вагоне (точнее тех, что расположены поперечно) равняется 167 сантиметрам, это почти столько же, сколько расстояние между внешними гранями колёс (1440 + 130 + 130 = 1700 мм = 1,7 м):
Так почему вагон кажется узким?
Ну и теперь мы подходим к тому, почему же кажется, что вагон узкий, при том, что помещается там довольного много чего. Первый факт - у железнодорожных вагонов пропорция сильно искажена в сторону длины. Длина пассажирского вагона составляет 24,5 метра, а ширина, как вы помните - 3,1 метра. То есть длина превышает ширину аж в восемь раз. При таком соотношении, меньшая сторона визуально начинает казаться ещё меньше.
Кстати, что интересно, согласитесь, что вагон метро, в свою очередь, узким совсем не кажется, а наоборот вполне себе «пузатым»,даже несмотря на то, что он уже чем железнодорожный вагон (2,7 метра против 3,1). Секрета тут тоже особо никакого нет, у вагона метро длина около 19 метров, а отношение длины к ширине равняется семи.
Второй момент - как раз в соотношении колеи (колёсной пары) и ширины всего вагона, о чем уже говорилось в статье. Посмотрите на картинку выше, визуально совсем не кажется, что кузов ровно в два раза больше? А так?
Так вот оно восприятие. Буду надеяться, что у меня получилось доступно объяснить данный парадокс.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!