Найти в Дзене

Метроновости Москвы за август 2025г.

Оглавление

Самые главные новости за прошедший месяц в девятом в этом году номере нашего ежемесячного дайджеста о строительстве Московского метрополитена и развитии московского транспортного узла.

Приятного чтения!

Топ-10 новостей за прошедший месяц

1. Открыто 24-ое электродепо московского метрополитена

8 августа 2025 года, накануне Дня строителя (10 августа), Мэр Москвы Сергей Собянин открыл электродепо "Столбово" Троицкой линии Московского метрополитена.

"Продолжаем формировать транспортный каркас Новой Москвы. И сегодня, в частности, открываем электродепо "Столбово", которое на первом этапе возьмёт на себя обслуживание поездов Троицкой линий метро, а позднее – после ввода электродепо "Троицкое" – переключится на Сокольническую линию. Это особенно важно в связи с тем, что через несколько недель мы планируем открыть новый участок Троицкой линии от "Новаторской" до "ЗИЛа".

Кроме того, благодаря новому депо мощности электродепо "Замоскворецкое" будут высвобождены для обслуживания подвижного состава Большой кольцевой линии", – отметил Сергей Собянин.

-2

По словам Сергея Собянина, город продолжает строить местные дороги в сложившихся и новых районах. Сегодня будет открыто движение по новой улично-дорожной сети в посёлке Мосрентген и у станции метро "Корниловская". Поздравляю московских строителей с их профессиональным праздником – как обычно, к Дню строителя вы сделали хороший подарок москвичам.

Новое депо "Столбово" расположено в районе Коммунарка (ТиНАО) между Ивановским прудом и улицей Василия Ощепкова – с южной стороны автомагистрали Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе. Это первое электродепо, построенное в ТиНАО.

-3

На участке 15,8 га возведено более 50 зданий и сооружений общей площадью около 100 тыс. кв.м, включая отстойно-ремонтный корпус на 33 канавы с камерой мойки составов, мотодепо с ремонтно-строительным участком, инженерный корпус, диагностический пост (комплекс с системой автоматического обмера колёсных пар на ходу), административно-бытовой корпус и др. Развёрнутая длина путей депо превысила 12 км.

Депо оснастили самым современным оборудованием, которое позволит качественно и эффективно обслуживать составы.

-4

После выхода на проектную мощность в депо будет создано свыше 1,5 тыс. новых рабочих мест со стабильным доходом и социальными гарантиями от Правительства Москвы. Для персонала обеспечены все условия для эффективной работы и полноценного отдыха.

В административном здании предусмотрена столовая на 144 места. Комнаты отдыха локомотивных бригад организованы по типу гостиничных номеров – с размещением в одном блоке с санузлом.

Медицинская служба включает кабинет предрейсовых осмотров, кабинет врача, процедурную, прививочный кабинет, кабинет медицинского психолога и комнату восстановительных мероприятий.

Также предусмотрены спортивный и тренажёрный залы с кабинетом инструктора по физической культуре, актовый зал и хозяйственные помещения (прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды).

-5

Выезд и заезд подвижного состава на Троицкую линию из электродепо "Столбово" будет осуществляться по соединительной ветке за станцией "Новомосковская". С Сокольнической линии "Столбово" соединено тремя соединительными ветками от перегонных тоннелей со стороны станций "Потапово" и "Новомосковская", что позволит выдавать составы сразу в обе стороны.

Основные технические характеристики депо "Столбово":

Вместимость: 33 канавы.
Ночной отстой – 29 составов по 8 вагонов.
Мойка – 16 составов в сутки.
Эксплуатационное обслуживание – 27 составов в сутки.
Техническое обслуживание – 3 состава в сутки.
ТО-4 (обточка колесных пар) – 6 вагонов в сутки.
Текущий ремонт (ПР-1, ПР-2) – 36 составов в год.

-6

В первые годы работы новое депо "Столбово" будет обслуживать поезда Троицкой линии метро. Сегодня самая молодая линия метро – это 15,5 км путей, 7 станций и две пересадки: на БКЛ и Сокольническую линию, открытие которых улучшило транспортное обслуживание порядка 900 тыс. горожан. Благодаря Троицкой линии снизилась нагрузка на южные участки Калужско-Рижской и Сокольнической линий метро, а также на прилегающую улично-дорожную сеть.

-7

В сентябре 2025 г. планируется открыть для пассажиров новый участок Троицкой линии от "Новаторской" до "ЗИЛа" длиной 9,7 км с 4 станциями.

Подвижной состав Троицкой линии состоит из поездов самой современной серии "Москва-2024". До открытия "Столбово" их временно обслуживало электродепо "Замоскворецкое" (1969 года постройки), мощности которого теперь будут высвобождены для обслуживания подвижного состава Большой кольцевой линии.

В дальнейшем – после ввода электродепо "Троицкое" – "Столбово" планируется переключить на Сокольническую линию метро. Эта линия длиной 46,4 км с 27 станциями является одной из самых протяжённых в столичной подземке – ежедневно ей пользуются более 700 тыс. пассажиров.

Более 70% вагонов красной линии – составы современного поколения "Москва" и "Русич", обслуживание которых осуществляют электродепо "Северное" (1935 года постройки) и "Черкизово" (1990 года постройки), расположенные в северной части города.

Старейшее в Москве депо "Северное" обслуживает 5-вагонные поезда серии "Русич" и 7-вагонные "Номерные". Эксплуатацию современных 8-вагонных составов "Москва" осуществляет депо "Черкизово". Дополнительные вагоны в поездах Сокольнической линии начали появляться с 2018 г. – до этого по линии курсировали только составы из семи вагонов.

Передача электродепо "Столбово" в состав Сокольнической линии позволит продолжить обновление подвижного состава и, соответственно, повысить комфорт перевозки пассажиров и увеличить число пассажирских мест.

2. Ключ на старт - первые поезда пошли по пусковому участку Троицкой линии

Продолжается подготовка к открытию участка «Новаторская» – «ЗиЛ» Троицкой линии из 4 станций.

-8

К 25 августа были завершены все строительно-монтажные и пусконаладочные работы в тоннелях на вводимом участке. Успешно прошел габаритный вагон.

26 августа на всём участке было временно подано напряжение на контактный рельс.

А 27 августа по участку прошел первый поезд. На видео - «Крымская».

С 29 по 31 августа состоялось закрытие участка от станции «Новаторская» до станции «Генерала Тюленева» для движения с пассажирами с целью подключения нового участка к действующему метро.

-9

Что предстоит выполнить далее:

09.09 – Подача напряжения на контактный рельс, ввод Режима Метро.

10.09 – Движение поездов по новому участку в графике.

12.09 – Получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

13.09 – Открытие участка руководством города. По распоряжению начальника штаба открытие движения с пассажирами.

На всех площадках участка наблюдается предпусковой аврал. К сожалению, на момент выхода схемы мы не можем отметить какие-либо значимые изменения: на всех станциях (кроме «ЗИЛа») всё ещё продолжается отделка входных павильонов и вестибюлей, а на некоторых площадках притоннельных сооружений только-только заканчиваются монолитные работы.

«Вавиловская»

На платформе станции завершены отделочные работы. Ведутся промывка и прометание пассажирских зон (пока что не финальный клининг, так как ещё продолжается монтаж инженерных систем и оборудования). Завершается монтаж элементов цифровой навигации.

В вестибюлях монтируется оборудование метрополитена.

На поверхности ведутся работы по восстановлению проезжей части на дублёре Ленинского проспекта непосредственно над станцией (вдоль нечётной стороны), а также съезда с основного хода проспекта на дублёр.

-12
-13

Завершается монтаж фасадных панелей на входных павильонах обоих вестибюлей, смонтированы буквы «М».

Завершено благоустройство прилегающей территории вдоль дублера по нечётной стороне Ленинского проспекта над блоком служебных помещений.

Станция откроется с 3 из 4 выходов. Выход из южного вестибюля к дому 74 по Ленинскому проспекту откроется, в лучшем случае, к Новому году.

-16

Близится к завершению проходка участка подземного перехода под Ленинским проспектом, которая выполняется закрытым способом.

Напомним, поскольку переход на этой стороне проспекта будет расположен значительно глубже относительно остальных, на поверхность из него будут вести эскалаторы.

«Академическая»

Завершаются отделочные работы, полностью подключено освещение.

Выполнена обкатка эскалаторов. По регламенту они непрерывно работают от главного привода в течение 48 часов по 24 часа в каждом направлении. Следующий этап – грузовые испытания: на лестничное полотно применяется многотонная нагрузка. Это необходимо для подтверждения электромеханических характеристик. На станции установлены две группы эскалаторов с высотой подъема более 11 метров.

Завершается отделка входного и лифтового павильонов со стороны пл. Хо Ши Мина. Практически завершено благоустройство над центральной частью станции. Установлены скамейки необычной формы. Завершается обратная засыпка готового верхнего перекрытия станции в отстающем восточном торце. Демонтируется обвязочная балка стены в грунте (ограждения котлована), здесь к благоустройству только приступают.

Буквы "М" над входными павильонами уже "приглашают" на станцию.

-22

Станция откроется с двумя выходами. Ещё 2 выхода (к д. 24 и 26 по ул. Дмитрия Ульянова) будут достроены к Новому году. Строительство начнётся после переключения автомобильного движения с временной дороги на постоянную.

Подуличные переходы к будущим входным павильонам уже готовы.
Подуличные переходы к будущим входным павильонам уже готовы.

А так выглядит котлован строительства пересадки на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Завершены работы по возведению основных конструкций пересадки и их гидроизоляции над действующей станцией. Сама пересадка откроется позже, в первое время переход между станциями будет осуществляться по улице.

-24

«Крымская»

На платформе завершена отделка. Всё готово к приёму поездов.

-26

Три группы эскалаторов с высотой подъема свыше 20 метров прошли необходимые испытания. Готова отделка в эскалаторных наклонах.

В вестибюле завершаются отделочные работы.

-28

На поверхности готовность похуже нежели под землёй - ведётся отделка фасадов наземных вестибюлей, установлены буквы "М". Приступили к благоустройству прилегающей территории.

«ЗиЛ»

-30

На платформе уже давно завершены отделочные работы. Смонтированы навигационные элементы.

Завершается прокладка различных коммуникаций, монтаж электрооборудования, а вслед за этим процессом и монтаж подвесного потолка в вестибюле.

-32

Работы у входного павильона с двумя выходами завершены, ведётся благоустройство прилегающей территории.

-35

Завершена обратная засыпка над верхним перекрытием конструкций оборотных тупиков. Вокруг тягово-понизительной подстанции началось благоустройство. Обустраивается временный подход со стороны станции.

-37

3. Сергей Собянин анонсировал планы по строительству линии метро до Сколково через Можайский район

Сергей Собянин заявил о планах по строительству линии метро до Сколково через Можайский район. Мэр открыл новую прогулочную зону у Беловежского пруда в Можайском районе.

«Пруд и этот парк – центральное место в вашем районе. В районе построены новые магистрали – проспект Багратиона, улица Генерала Дорохова. Большая кольцевая линия метро рядом прошла, реконструирована поликлиника. Сейчас приступили к реконструкции школ. Малыши пойдут в новые школы. И сейчас мы рассматриваем очень большой, очень серьезный проект – строительство новой линии метрополитена, которая пойдет из «Сколково» мимо вас. Поэтому метро будет ближе. Мы пока рассматриваем этот проект, но рассматриваем серьезно. Скорее всего, примем такое решение», — сообщил местным жителям мэр.

В качестве одного из вариантов проектировщиками предлагалась новая отдельная так называемая "Сколковско-Некрасовская" линия.

-38

Позже стало известно, какой вариант трассы озвученной линии в итоге выбрали - читайте в новости ниже.

4. Опубликованы официальные планы развития столичного метрополитена до 2035 года

В редакции «Комсомольской правды» мэр Москвы Сергей Собянин презентовал новую карту развития столичного метро до 2035 года - 60 новых станций. Прежде эти планы еще не публиковалась. Более того, некоторые станции еще даже не анонсировались.

– Будем продолжать строить порядка шести станций в среднем в год. В спокойном режиме строим Рублево-Архангельскую, Бирюлевскую и Троицкую линии, рассматриваем ветку на Сколково, возводим станцию «Гольяново», – рассказал KP.RU мэр Москвы.

Он отметил, что до 2030-го года в столице появится порядка 30 новых станций, а к 2035-му – еще 30.

По словам Собянина, мегапроект по развитию метро реализуется в плановом темпе. Город больше не нуждается в экстренных «рывках», как при строительстве Большой кольцевой линии, но развитие сети продолжается без пауз.

-39

Для наглядности представляем списочно перспективы развития московского метро до 2035 года со сроками планируемого ввода и с номерами станций:

13.09.2025

Станция № 272 – Вавиловская
273 Академическая
274 Крымская
275 ЗИЛ

09.2026

276 Звенигородская
277 Народное Ополчение
278 Бульвар Ген.Карбышева

09.2027

279 Серебряный Бор
280 Строгино
281 Липовая роща

12.2027

282 Рублёво-Архангельская
283 Ильинская

12.2028

284 Гольяново
285 ЗИЛ
286 Остров мечты
287 Кленовый бульвар
288 Курьяново

2029

289 Сосенки
290 Летово
291 Десна
292 Кедровая
293 Ватутинки
294 Троицк

2030

295 Москворечье
296 Кавказский бульвар
297 Каспийская
298 Липецкая
299 Лебедянская
300 Бирюлёво
301 Южный порт
302 Достоевская

Новая программа

2030

303 МГСУ
304 Ярославская

2031

305 Верейская
306 Беловежская
307 Марфино
308 Сколково
309 Немчиново

2032

310 Солнечная
311 Академика Черенкова
312 Красная Пахра
313 Москино

2033

314 Красногорская
315 Изумрудные холмы
316 Улица Горчакова
317 Чечёрская
318 Аэропорт Остафьево

2034

319 Измайлово
320 Лопатино
321 Дрожжино
322 Маршала Савицкого
323 Щербинка
324 Аэропорт Остафьево

2035

325 Никульское
326 Черепово
327 Кедровая
328 Писково
329 Юрьев ручей
330 Цветочные поляны
331 Середнево
332 Большое Покровское
333 Киевское шоссе
334 Большое Покровское

Планы презентованы также на нашей схеме - с ней ознакомиться можно в этом материале.

5. Ведётся интенсивная проходка практически всех тоннелей на Рублёво-Архангельской линии

-40

На сегодняшний день на Рублёво-Архангельской линии работают одновременно 5 тоннелепроходческих комплексов. Ещё один готовится начать проходку.

Напомним, на первом этапе линии от «Шелепихи» до «Бульвара Генерала Карбышева» проходка всех тоннелей завершена.

На втором и третьем этапах РАЛ:

🚇 Перегон «Липовая Роща» - «Строгино»: по состоянию на 29 августа, щит-гигант ТПМК ZTE DZ-777 "Мария" прошел 45 из 2044 метров (2%).

🚇 Перегон «Рублёво-Архангельское» - «Липовая Роща»: по состоянию на 29 августа, ТПМК NFM "Натали" прошел 1200 из 2410 метров (50%), ТПМК Robbins "Виктория" - 780 из 2270 метров (34%). Оба щита уже прошли ответственный участок под Москвой-рекой.

🚇 Перегон «Рублёво-Архангельское» - «Ильинская»: по состоянию на 29 августа, ТПМК Robbins "Александра" прошел 50 из 2500 метров (2%). Приступили к монтажу и второго ТПМК для проходки параллельного тоннеля - Robbins "София", ранее демонтированного после проходки участка тоннеля перегона «Звенигородская» - «Шелепиха».

🚇 Возобновлена проходка двухпутного перегонного тоннеля от «Бульвар Генерала Карбышева» - «Серебряный Бор». ТПМК S-956 "Лилия" остаётся пройти считанные метры до выхода в котлован станции «Серебряный Бор». После финиша щит после проведения санации продолжит проходку перегона от «Серебряного Бора» до «Строгино» - пожалуй, самого сложного на всей линии.

6. В Новой Москве осваиваются площадки строительства Троицкой линии

Ведутся активные работы по организации стройплощадок сразу на 4 станциях "троицкого" участка линии:

«Сосенки»

В течение августа велась подготовка к сносу строений, попавших в зону строительства станционного комплекса.

«Десна»

Частично установлено ограждение будущей стройплощадки.

-41

Продолжаются проектно-изыскательские работы.

-42

«Кедровая»

-43

Начался монтаж ограждения на новой части стройплощадки.

-44

«Ватутинки»

На площадке строительства будущей станции появилась первая техника, ведётся геологоразведка.

-45

Строительство перечисленных выше станций планируют начать до конца этого года, а закончить к концу 2029.

-46

7. В вестибюле МЦК станции «Крымская» ведётся подготовка к перераспределению пассажирских потоков

Со 2 по 4 сентября на МЦК «Крымская» закрыт вестибюль №1 (выходы 1 и 2). Пройти на станцию можно через вестибюль №2 (выход 3).

"Готовится к запуску новый участок Троицкой линии метро. После его открытия на «Крымской» появится пересадка между МЦК и метро, которой ежедневно будут пользоваться около 6 тысяч пассажиров, а к 2030 году — до 8 тысяч.

Что изменим в вестибюле №1:

- Увеличим количество турникетов;
- Все турникеты сделаем реверсивными — они будут работать «на вход» или «на выход» в зависимости от нагрузки;
- Сделаем перепланировку пространства, чтобы вестибюль стал просторнее и удобнее.

Параллельно ведем работу по созданию навесов над зоной пересадки — они защитят вас от осадков в любое время года", - сообщили в Дептрансе Москвы.

-47

Также стало известно, что планируемая перестройка вестибюля МЦК для организации прямой пересадки (как на приложенном рендере) находится в зоне ответственности РЖД. В том числе, и в части финансов на этот комплекс работ. На данный момент, из-за неопределенности с финансированием, невозможно назвать сроки открытия прямой пересадки. А значит, ближайшие год-два пассажирам придется переходить по улице.

-48

8. Представлена новая географическая схема метро

На выставке «Та самая Москва» в Манеже, которая проходит в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» представили новую географическую схему метро 2030 года.

-49

"Некоторые её принципы легли в основу схемы метро в новом дизайне, которую мы начали размещать к открытию участка Троицкой линии от «Новаторской» до «ЗИЛа».

Чем примечательна географическая схема:

— отобразили все крупные столичные парки;

— показываем линии метро не схематично, а в привязке к географии столицы;

— нанесли не только кольцевые, но и ключевые магистрали. Например, Ленинский и Кутузовский проспекты, хорды и рокады;

— показали маршрут первого этапа ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

Впервые на географической схеме метро обозначили города, которые входят в состав Центрального транспортного узла: Калугу, Тверь, Владимир и другие.

Выделили транспортные объекты, которые появятся уже через 5 лет", - сообщили в Дептрансе Москвы.

9. Начато возведение ограждения котлована станции «Гольяново»

Строители приступили к работам по устройству стены в грунте (ограждения котлована) станционного комплекса «Гольяново» Аратско-Покровской линии. Самые активные работы ведутся в районе демонтажной камеры для щитов, которые придут сюда от «Щëлковской».

Началось погружение арматурных каркасов в траншеи для последующей заливки бетоном будущих стен котлована.

-51

Видео процесса, снятые местными жителями из окон свои квартир - здесь и здесь.

По второй ссылке – работа бентонитового узла и грейфера. Грунт вынимается на проектную глубину, от осыпания внутрь траншеи грунта полость удерживает давление бентонитовой суспензии (жидкости с плотностью, аналогичной плотности грунта), подаваемой на грейфер из узла по шлангам. После погружения арматурного каркаса бентонит будет вытеснен бетонным раствором. Таким образом по секциям возводится стена в грунте.

Проходка левого перегонного тоннеля от «Щёлковской» до «Гольяново» должна начаться в ноябре этого года.

10. Стала известна дата подготовки к закрытию участка Люблинско-Дмитровской линии на время строительства станции «Южный порт»

-52

Временное закрытие движения на участке Люблинско-Дмитровской линии для встраивания перекрёстного съезда на перегоне «Печатники» - «Волжская» планируется на следующие майские праздники (в 2026 году).

-53

После встраивания съезда для оборота поездов станет возможно максимально "безболезненно" провести закрытие участка линии для встраивания станции «Южный порт» - потребуется закрыть лишь короткий участок от станции «Печатники» до станции «Дубровка».

Прочие события

«Достоевская» (проект. «Суворовская») Кольцевой линии

Закрыт проезд по улице Дурова в сторону Суворовской площади, а также изменена схема движения по Самотёчной улице – началось освоение площадки строительства вестибюля и эскалаторного наклонного хода будущей станции.

-54

Под землёй продолжается проходка обходных тоннелей для последующего переключения движения поездов. Только после этого приступят к строительству непосредственно станции.

«Кленовый Бульвар» Бирюлёвской линии

Началось раскрытие котлована для последующего строительства станции, монтируются расстрелы (крепление котлована). Контур пионерной траншеи стены в грунте (ограждения будущего котлована) готов в полном объёме.

-56

Перегон «ЗиЛ» – «Остров Мечты» Бирюлёвской линии. Площадка строительства портала ССВ (служебной соединительной ветви) на Замоскворецкую линию

Активными темпами ведётся раскрытие котлована монтажного котлована для щита. Смонтировал первый уровень расстрелов (труб-распорок между стенами котлована).

В левой части площадки полностью разобран и вывезен бентонитовый узел, который использовался для устройства ограждения котлована. В правой части площадки ведётся планировка площадки для последующей организации проходки.

Тоннелепроходческий комплекс от этого места пройдёт подземный участок служебной ветви до места сопряжения с тоннелем Бирюлёвской линии на проспекте Лихачёва.

-57

«Народное Ополчение» (проектн. «Проспект Маршала Жукова») Рублëво-Архангельской линии

Монтаж металлоконструкций входных павильонов в обзоре Станислава Константинова:

bluesmaker.livejournal.com/626695.html

Открыта новая платформа на Курском вокзале (пути 2-3)

С 25 августа на новую островную платформу переведены поезда МЦД-4, следующие в направлении Железнодорожной. С 1 сентября на эту платформу будут также переведены поезда в сторону Апрелевки.

Платформу длиной 350 м оборудовали навесом «ласточкин хвост» для защиты от осадков. Попасть на нее можно из двух тоннелей. Для удобства пассажиров установили эскалаторы и лифты.

Беспилотные поезда на БКЛ

"В дальнейших планах в декабре начать первый этап пилотной эксплуатации первого в России беспилотного поезда метро на БКЛ. Систему управления будут тестировать на современном поезде серии "Москва" в ночное время без пассажиров", - сообщил Сергей Собянин.

ВСМ. Завершен первый этап строительства комплекса по выпуску высокоскоростных поездов

На площадке завода "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме установлены металлические конструкции двух производственных корпусов

В корпусе для формирования компонентов кузова ведется монтаж профлиста и стеновых панелей, проводится остекление зенитных фонарей. В корпусе пусконаладки электропоездов завершается укладка профлиста, установка сэндвич-панелей выполнена более чем наполовину, монолитные работы закончены на 80%. Ведется устройство кровли и светопрозрачных конструкций.

По словам первого замгендиректора «Синара-Девелопмент» Данила Значкова, сейчас стоят задачи закрытия теплового контура основных строящихся цехов – пусконаладки электропоездов и формирования компонентов кузова – к осенне-зимнему периоду 2025-2026 годов.

«Для возведения нового комплекса по выпуску высокоскоростных поездов можно сказать, что применяются и технологии высокоскоростного строительства. Использование модульных конструкций позволяет добиться точности стыковки элементов до 1 мм, а одновременное проведение работ на разных уровнях значительно сокращает сроки монтажных работ», - пояснил Данил Значков.

Строительство комплекса по производству высокоскоростных поездов на площадке завода ООО «Уральские локомотивы» началось в январе этого года. Общая площадь новых объектов составит более 60 тыс. м2.

Сварен первый шов кузова «Белого Кречета»

На заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме Свердловской области началось производство кузова поезда для высокоскоростной железнодорожной магистрали: состоялась сварка первого шва кузова.

Испытание первых составов российского высокоскоростного поезда планируется провести осенью 2027 года на тестовом участке ВСМ от Зеленограда до Твери.

До 2030 года предусмотрена поставка 43 высокоскоростных поездов.

Две средневековые деревни откопали при строительстве ВСМ возле Зеленограда

Отряд Института археологии РАН обнаружил два средневековых селища: «Поварово 1» и «Поварово 2» между современным поселком Поварово и деревней Лыткино на правом берегу реки Радомли и ее небольшого притока — во время строительства высокоскоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург.

Деревенькам по пятьсот лет, а находка эта интересна тем, что открывает редкую возможность заглянуть в повседневность жителей средневековой Руси.

В «Поварово-1» был всего один двор, а в «Поварово 2» — три двора с жилыми домами и хозяйственными постройками. Возможно, «Поварово 1» было сельцом — то есть усадьбой зажиточного землевладельца, а «Поварово 2» — крестьянским поселением.

Об этом говорят находки: серебряная монета номиналом в полтину (половина гривны весом 86 граммов), три перстня, один из них с резьбой, редкая серебряная монета можайского князя Андрея Дмитриевича (умер в 1432 году), третьего сына Дмитрия Донского, а также фрагменты железных пружинных замков, видно, жители опасались за свои ценности.

Жители селищ, считают археологи, занимались подсечно-огневым земледелием: вырубали лес, сжигали деревья, удобряя землю золой, и получали хороший урожай два-три года. По истощении участка, его оставляли «отдыхать» лет на двадцать, а затем возвращались к нему снова.

По остаткам керамики, найденным в деревеньках, видно, что было не менее трех волн заселения с перерывами около двух десятков лет. Рядом с остатками построек ученые нашли частоколы — вероятно жители держали в загонах скот. Рядом с «Поварово 2» был искусственный пруд — 20 метров в поперечнике. Причиной упадка деревни стал, вероятно, разрушительный пожар — о нем говорит слой угля и золы толщиной около пяти сантиметров.

Такими строительно-транспортными событиями нам запомнился август 2025 года. Благодарим за внимание!

С подборкой наших ежемесячных сводок метроновостей за предыдущие месяцы можно ознакомиться здесь.

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.ru/razvitie_metro_msk и https://t.me/razvitie_metro_msk