В чём сила лоскутного одеяла, может ли подушка создать счастливую семью, корреспондент «АиФ–Казань» узнала на фестивале дизайнеров «Печэн базары».
Форум назван в честь Сенного базара – торгового и культурного центра, существовавшего в Старо-Татарской слободе Казани с XVIII в. до начала 1930-х гг.
Старина и современность
В этом году фестиваль посвятили убранству татарского дома, татарскому быту и семейным ценностям.
На набережной озера Кабан в Старо-Татарской слободе свои творения представили около 100 дизайнеров. Это предметы для домашнего интерьера, книги, сувениры ручной работы, одежда и аксессуары в национальном стиле.
Фотозоной, куда выстроилась очередь из желающих сняться на память, служила татарская гостиная.
«Мы собрали в этой гостиной и винтажные вещи (среди них сундук бабушки одного из наших дизайнеров) и современные стол, кресла, – рассказала одна из основателей фестиваля, журналист Гульназ Бадретдин. – В интерьере татарского дома отлично сочетаются старина и современность».
Одним из первых описал дом зажиточных татар этнограф Карл Фукс в труде «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», изданном в 1844 г.
«Внутри дома стены часто расписываются русскими малярами, где представлены ландшафты с деревьями, с цветами, с рекой; иногда представляется море с кораблями, но никогда там не увидишь ни людей, ни зверей, ни птиц, – это строго запрещено! – отмечал Фукс. – Вокруг комнаты стоят стулья с диванами по-европейски. Столы всегда покрыты пёстрыми скатертями. Несколько больших зеркал украшают стены... Пол покрыт богатыми персидскими коврами. По углам комнаты комоды из красного дерева и бюро... Бывает множество хорошего фарфору, особенно любят чайный прибор, расписанный яркими пёстрыми красками. Здесь также находится вещь, самая необходимая у татар, большой медный таз для умывания, над коим висят два красиво вышитых полотенца. На потолке висят хрустальные люстры, а по стенам жирандоли. По всем окошкам, особливо на улицу, стоят горшки с лимонными деревьями, с геранью и особенно с бальзаминами и душистым базиликом. Также висят старинные часы и несколько карманных, развешанных в разных местах по стенам. Здесь никогда не видно женщин, они находятся в задних комнатах, куда входить мущинам не позволено».
Держаться за родню
«Не только во времена Фукса, но и гораздо раньше татарский дом обязательно делился на мужскую и женскую половины, – отмечает завотделом музейно-образовательных программ Нацмузея РТ Зарина Сафина. – Женщина во время приёма гостей не имела права заходить на мужскую половину, как и мужчины не могли заходить на женскую. На женской половине обязательно находилась печь. Есть даже татарская пословица, что печь – это дом в доме. Она символизирует семейный очаг. В отличие от русской печи на татарской нет лежанки, но есть специальное приспособление для нагрева воды. Печь в татарском доме находилась на определённом расстоянии от стены, что позволяло равномерно отапливать всю комнату. Даже когда появились газовые, электрические плиты, татарские женщины всегда стремились готовить именно в печи, потому что блюда в ней получаются вкуснее.
С древности сохранилось много традиций, которые укрепляют семью.
Все праздники – Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй – нацелены на то, чтобы собрать за угощением побольше родни, с которой долго не виделись».
В середине XIX в. городские купцы, ремесленники стремятся европеизировать свои дома. Если в традиционном татарском доме устраивали полати по периметру комнаты (они служили местом для сна, для приготовления пищи, в качестве столов), то в купеческом доме их уже не было. Появляются столы, за которыми собираются всей семьёй, гостиные. Постепенно исчезает деление на мужскую и женскую половины.
В конце XIX – начале XX в. у татар возникает мода на фотографии. Но их обычно не выставляли в комнатах, прятали от чужого взора в альбомах. Ведь в исламе запрещены изображения людей, а также животных. Это творения Аллаха, и никто не может их воссоздавать. Первым известным татарским деятелем, который разрешил себя сфотографировать, был богослов Шигабутдин Марджани. Его фото было сделано в 1874 г. для британской энциклопедии.
Нельзя ругаться, повышать голос
Доктор искусствоведения, заведующая Центром искусствоведения Института языка, литературы и искусства АН РТ Рауза Султанова представила на фестивале выставку «Татар йорты» («Татарский дом»), созданную по итогам экспедиций 2021–2024 годов по Татарстану, Поволжью, Уралу и Сибири.
Татарский стиль в доме Рауза Султанова описывает как обилие подушек, текстиля, тканных, вышитых изделий с яркими цветочными орнаментами. Даже комоды, зеркала обрамляли вышитыми полотенцами. Полотенца были не просто предметом туалета, но и украшением комнаты. Точно так же, как намазлыки, которые по прямому назначению использовались как коврики для молитвы. Намазлыков на стене вывешивалось несколько штук, стена представляла собой сплошной яркий букет. При этом сглаживались острые углы комнаты. Она приобретала слегка округлый вид, напоминающий интерьер кочевнической юрты.
Вышитыми занавесочками закрывали и полку для книг. Она находилась над дверью или же на стене посреди комнаты. В специальной, тоже вышитой, сумочке хранили Коран.
Татарский дом невозможно представить без шамаилей (настенных панно с изображением святых мест и мечетей, текстов изречений из Корана, афоризмов. – Прим. ред.). Их размещают в нескольких местах – над дверью, в түр (в красном углу). Так, входя в дом, человек первым делом получает благословение.
«Татары не любят острые углы, жёсткую поверхность. Всегда набрасывали на них какое-либо текстильные изделие, – отмечает искусствовед. – Подушка не просто элемент постели. Это многофункциональная вещь. На подушках сидели, использовали в свадебных традициях. Когда молодая жена первый раз входила в дом мужа, она вставала на подушку, которую подавала свекровь. То есть невестке желали тепла, мягкости, добра. В этот момент молодую жену угощали мёдом, чтобы она хорошо себя вела, была доброй, покладистой».
В тюркском мире считается, что вещи из лоскутков приносят счастье. Поэтому из лоскутков шили стеганые подушки. Не только на полатях, но и на колыбелях были лоскутные одеяла. И сейчас их дарят Сабантуе, на свадьбах. Лоскутные вещи означают не только многообразие мира. Их шьют из той материи, хозяин которой был здоровым, успешным. То есть вещи несут пожелание благополучия. А ещё лоскутные одеяла и подушки рассказывают об истории семьи, передают память о предках. В них обязательно должны быть кусочки материй, принадлежавших бабушкам, дедушкам.
«В интерьере татарского дома всегда чувствуется стремление приукрасить обыденность, придать любой вещи особую яркость, чтобы она могла произвести эмоциональное впечатление, притягивать взгляд, внимание, – резюмирует Рауза Султанова. – Так, в Нижнем Новгороде мне рассказали, как в годы Великой Отечественной войны, когда не было тканей, сергачские мишари брали обычную газету, вырезали в ней узоры и прикрепляли кнопками на окне. И создавали в доме уют.
Декоративные элементы придавали образу дома в национальном сознании оттенок возвышенности, некоего другого измерения, где жизнь должна быть счастливой, наполненной высоким смыслом. А значит, и поведение в таком месте должно быть соответствующим – в доме нельзя ругаться, повышать голос, вызывающе вести себя. Такое воспитание человек взьмёт с собой в большую жизнь, передаст любовь к миру, к своим традициям окружающим».