В мире есть памятники, которые становятся больше, чем просто искусством. Они превращаются в символы целой эпохи, в узнаваемые во всем мире образы. Один из таких монументов — величественная скульптура «Рабочий и колхозница», чей силуэт знаком миллионам по вступительной заставке легендарной киностудии «Мосфильм». Но за этим грандиозным образом скрывается история невероятного творческого порыва, инженерного гения и драматической судьбы.
История скульптуры началась в 1936 году, когда Советский Союз получил приглашение на Всемирную выставку в Париже. СССР должен был представить миру образ молодого, динамичного и процветающего государства. Павильон страны нуждался в мощном архитектурном завершении, венчающей идее.
Общий проект павильона поручили архитектору Борису Иофану, который задумал его как динамичную «триумфальную арку», стремительно нарастающую к центру и увенчанную скульптурной группой. Идея была сформулирована им так: «…мне представляется, что советский павильон должен быть воплощением чувства победного порыва, присущего нашей стране… Венчающая здание скульптура — «Рабочий и Колхозница» — неразрывно связана со всем зданием и является его неотъемлемой частью».
На конкурс для создания этой скульптуры были приглашены лучшие мастера страны. Победу одержала проект Веры Мухиной — тогда уже известного скульптора. По легенде, на идею композиции её натолкнула античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристотона с мечами в руках. Но Мухина заменила оружие на мирные символы — серп и молот, а сами фигуры наполнила небывалой энергией и оптимизмом.
Работа над скульптурой стала настоящим технологическим и художественным подвигом. Мухина создала полутораметровый гипсовый макет. Но чтобы перенести его в гигантский масштаб, потребовалось невероятное мастерство. Для натурщиков ею были выбраны танцор Игорь Басенко (рабочий) и телефонистка Анна Богоявленская (колхозница). Их мускулистые, атлетические фигуры идеально воплощали новый идеал советского человека.
Изначально в качестве материала предлагалась бронза или медь. Но Мухина, посоветовавшись с инженером-конструктором Петром Львовым, настояла на нержавеющей хромоникелевой стали. Это было революционное решение. Сталь должна была сверкать на солнце, меняя оттенки в зависимости от освещения, и символизировать индустриальную мощь страны. Никто в мире до этого не создавал скульптур таких масштабов из этого материала.
Собрать статую высотой с 10-этажный дом (общая высота с постаментом — 58 метров, высота самой скульптурной группы — около 25 метров) — задача титаническая. Конструктор П. Н. Львов предложил сделать скульптуру не цельной, а собрать её из отдельных листов стали на сложном каркасе. Каждую деталь гипсовой модели увеличивали в 15 раз, создавая деревянные шаблоны, по которым выколачивали из листов стали элементы будущего монумента. Это напоминало сборку гигантского самолета или дирижабля.
Один из самых выразительных элементов композиции — развевающийся за спинами фигур шарф. Чиновники от искусства требовали его убрать, называя «лишним» и «нереалистичным». Но Мухина и Львов доказали, что этот шарф решает инженерную задачу: он создает необходимую точку опоры, гигантский противовес, без которого вся конструкция стала бы неустойчивой. Кроме того, он придавал всей группе невероятную динамику и цельность.
Работа велась в страшной спешке, чтобы успеть к открытию выставки. Готовые стальные детали по ночам перевозили с завода на опытный двор рядом с ВДНХ для предварительной сборки.
В мае 1937 года советский павильон предстал перед изумленной публикой. Он стоял прямо напротив павильона нацистской Германии, увенчанного орлом со свастикой. Блестящая стальная скульптура, устремленная в небо, затмила своего идеологического противника. Она стала сенсацией. Французская пресса писала: «На Парижской выставке они были прекрасны, как юность мира». За этот проект Вера Мухина и архитектор Борис Иофан получили высшие награды Гран-при выставки.
Но триумф сменился драмой. При демонтаже павильона скульптуру, которую собирали с ювелирной точностью, варварски разобрали, разрезав на части. При возвращении в Москву многие элементы были погнуты и повреждены. Восстановить её в первоначальном виде не удалось. Более 30 лет монумент простоял на низком постаменте у Северного входа на ВДНХ, потеряв всю свою грандиозность и летящую динамику. Иофан говорил, что это всё равно, что «поставить «Лаокоона» на табурет».
Спустя десятилетия забвения и постепенного разрушения, в 2003 году началась масштабная реставрация. Скульптуру вновь разобрали, отреставрировали каждый из 185 листов, собрали на новый, более прочный каркас и установили на специально построенный павильон-постамент, повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана. Высота постамента составила 34,5 метра (выше, чем в Париже). В декабре 2009 года обновлённый монумент был торжественно открыт.
Сегодня «Рабочий и колхозница» — не просто памятник ушедшей эпохе. Это выдающееся произведение искусства, в котором сошлись гениальный творческий замысел, смелость инженерной мысли и вечное стремление человека к идеалу. И каждый раз, когда мы видим этот сверкающий силуэт на фоне московского неба, мы становимся свидетелями истории, застывшей в стали и полной неукротимой энергии.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: