Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Царь-колокол: как создавали и почему у него отколот кусок?

В самом сердце Москвы, у подножия колокольни Ивана Великого, стоит уникальный памятник русского литейного искусства — Царь-колокол. Он поражает не только своими гигантскими размерами, но и своей судьбой, ведь этот колокол никогда не звонил. Его молчание и огромный отколотый кусок — это шрамы истории, рассказывающие драматическую историю амбиций, мастерства и его величества случая.

Чтобы понять смысл его создания, нужно знать о том, что Царь-колокол 1735 года — не первый и не единственный. Это последний в череде гигантских колоколов, отливаемых в Москве, начиная с XVI века. Каждый новый "Царь" был больше предыдущего, символизируя растущую мощь Российского государства и силу православной веры.

Так, Борис Годунов отлил колокол весом почти 35 тонн. Позднее Алексей Михайлович создал исполина весом уже около 130 тонн. Этот колокол висел на специальной деревянной звоннице и звонил несколько десятилетий, пока не треснул во время пожара 1701 года. Именно из его осколков, по легенде, и было приказано отлить нового, еще большего гиганта.

Идею воплотила в жизнь императрица Анна Иоанновна. В 1730 году она подписала указ о возобновлении работ. Причины были глубоко символическими. Анна Иоанновна взошла на престол после сложной дворцовой борьбы. Грандиозный проект должен был подчеркнуть преемственность и стабильность ее правления.

-2

Отлить колокол весом более 200 тонн — задача невероятной сложности. Ее успешное выполнение показывало бы всему миру, что русские мастера не уступают, а превосходят европейских. Кроме того, колокольный звон на Руси имел сакральное значение — он был "голосом Бога", созывающим народ на молитву и отмечающим важнейшие события. Самый большой колокол должен был стать главным голосом православного мира.

Работу поручили династии знаменитых московских литейщиков — Ивану Моторину и его сыну Михаилу. Им предстояло выполнить невероятную задачу. Проектирование длилось 1,5 года - все это время ушло на расчеты и подготовку. Формовка и плавка велись прямо в яме на Ивановской площади Кремля, глубиной 10 метров. Чтобы медь не остывала, вокруг печи было построено четыре плавильные печи.

-3

Для декорирования колокола были приглашены лучшие скульпторы. Они создали удивительные рельефы: портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича, изображения Христа, Богородицы и христианских святых, а также орнаменты и надписи, рассказывающие историю его создания.

Работа была завершена 25 ноября 1735 года. Колокол оставили в литейной яме для остывания, где он и должен был провести зиму. Над ямой соорудили деревянный настил. Казалось, величайшее техническое чудо увенчалось успехом...

-4

Но судьба распорядилась иначе. В мае 1737 года в Кремле вспыхнул один из самых страшных пожаров. Огненная стихия бушевала несколько дней. Горящие бревна с построек вокруг падали в литейную яму, где стоял колокол. Чтобы раскаленный металл не расплавился, испуганные горожане стали заливать яму водой. И это была фатальная ошибка - резкий перепад температур стал причиной катастрофы. Раскаленный докрасна металл при попадании холодной воды стал быстро и неравномерно сжиматься. В результате на колоколе появились многочисленные трещины, и от него откололся тот самый знаменитый кусок весом 11,5 тонн.

-5

Более 100 лет Царь-колокол пролежал в земле, как напоминание о неудавшемся проекте. Его пытались поднять в 1792 и 1819 годах, но безуспешно. Лишь в 1836 году гениальный французский инженер и архитектор Огюст Монферран, построивший Исаакиевский собор в Петербурге, разработал хитроумный механизм и успешно установил колокол на постамент, созданный по его же проекту.

На постаменте была закреплена памятная доска с текстом: "Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день". Монферран увенчал колокол державой — символом царской власти, благодаря этой державе колокол получил своё прозвание "Царь-колокол".

-6

С тех пор колокол стал не просто памятником, а настоящим культурным феноменом. Несмотря на повреждение, он не был переплавлен. Его сохранили как есть, и в этом есть глубокий смысл: даже поврежденный, но сохранившийся гигант стал более важным символом, чем идеальный, но неосуществленный проект. Царь-колокол, как и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, олицетворяет собой идею — иногда сам масштаб замысла важнее его утилитарного применения.

-7

Сегодня Царь-колокол — это важная точка на карте Москвы. Он восхищает туристов, вдохновляет художников и поэтов. Его молчание красноречивее любого звона. Оно рассказывает нам историю о том, как человеческая дерзость бросает вызов стихии, и как эта же стихия вносит свои коррективы, создавая из неудачи новую, вечную легенду.

-8

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: