За внешним совершенством императорских пасхальных яиц Фаберже скрывается история не одного гения, а целой династии, артели блестящих мастеров и личной привязанности двух императоров. Это не просто ювелирные изделия — это зашифрованная в золоте, эмали и драгоценных камнях хроника последних десятилетий Российской империи.
Ювелирный дом Фаберже был открыт в Санкт-Петербурге в 1842 году. Основатель фирмы - Густав Фаберже, чьими предками были балтийские немцы и французские гугеноты. Причём изначально они носили другую фамилию. Но смена мест жительства привела к тому, что Фаври (или Фабри) сперва изменилась на Фабрьер, а в 1825 году превратилась в Фаберже.
В 1846 году в семье произошло пополнение — родился сын Карл. Отец сделал всё, чтобы дать первенцу блестящее образование. Сначала Карл учился в одной из петербургских гимназий, а затем продолжил свое обучение в Дрездене. Позднее он познакомился с лучшими ювелирами Германии, Франции, Англии, посещал музеи и галереи. К ювелирному мастерству Карл подходил как учёный, изучая всевозможные методики работы с драгоценными камнями и металлами.
В 1882 году Карл вместе с братом представили свои работы на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где их заметил император Александр III. В 1885 году, желая порадовать свою супругу, датскую принцессу Марию Фёдоровну, на Пасху, он заказал у Карла Фаберже необычный подарок. Идея была навеяна старинным пасхальным яйцом из слоновой кости, увиденным императрицей в Дании.
Так Фаберже создал "Куриное яйцо". Снаружи — белая, ничем не примечательная эмалевая скорлупа. Но внутри (как в матрешке) скрывался золотой "желток", в котором сидела крошечная золотая курочка, а в ней, в свою очередь, была рубиновая корона и кулон. Императрица была очарована. С этого момента Карл Фаберже получил неофициальный титул "Поставщика Высочайшего Двора" и полную творческую свободу. От него ждали лишь одного: чтобы каждое новое яйцо было уникальным и содержало сюрприз.
Так родилась традиция: каждую Пасху император вручал супруге очередной шедевр. После смерти Александра III эту традицию продолжил его сын, Николай II, который ежегодно заказывал уже два яйца: одно для матери-вдовствующей императрицы, а второе — для своей жены, Александры Фёдоровны.
Распространённое заблуждение гласит, якобы Карл Фаберже собственноручно выпиливал и собирал каждое яйцо. Это не совсем так. Он был гениальным предпринимателем и художественным руководителем. Его роль — придумать концепцию, утвердить эскиз и проконтролировать исполнение.
Реальную же работу выполняла целая плеяда блестящих мастеров-ювелиров, работавших в фирме Фаберже как артель независимых художников. У каждого была своя специализация.
Михаил Перхин — главный и самый известный мастер. Выходец из карельских крестьян обладал феноменальным талантом. Его клеймо "М.П." стоит на подавляющем большинстве Императорских яиц, созданных в самый плодотворный период (с 1885 по 1903 год). Он отвечал за общее исполнение и механизмы.
Генрик Вигстрём — преемник Перхина после его смерти в 1903 году. Он завершил многие заказы, начатые предшественником, и создал яйца для Николая II. Его клеймо "H.W." — на поздних яйцах.
Франц Бирбаум — главный художник и технолог фирмы. Именно он часто придумывал сложнейшие механические сюрпризы и решал инженерные задачи.
Также над яйцами работали камнерезы, миниатюристы (как знаменитый Василий Зуев), эмальеры и ювелиры. Среди команды была и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — "Зимнее яйцо". К слову, над одним изделием ювелиры могли трудиться целый год!
Феномен популярности Фаберже строился на трех китах. Фирма довела технику гильошированной эмали (нанесение узора на металл с последующим покрытием прозрачной эмалью) до совершенства. Каждое яйцо было диалогом с заказчиком, где обыгрывались ключевые события семьи: коронация, рождение наследника, юбилеи, спуск на воду корабля и так далее. Кроме того, яйца демонстрировались на всемирных выставках, принося фирме международную славу и богатых частных заказчиков.
Всего было создано 71 яйцо Фаберже, из них 52 — императорские. После революции 1917 года фирма Фаберже была национализирована, а его семья бежала из России. Большая часть императорской коллекции была конфискована и по приказу Ленина вывезена из Зимнего дворца в Москву. Многие яйца были проданы за границу с целью получения валюты для молодого советского государства.
Ювелирные яйца разлетелись по всему свету. Долгое время большинство из них считались утраченными. Настоящее возрождение интереса к ним началось во второй половине XX века, во многом благодаря страсти коллекционера Малькольма Форбса.
Сегодня самая большая коллекция (более 15 яиц) находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, основанном российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, который в 2004 году выкупил коллекцию Форбса. Другие крупные собрания хранятся в Оружейной палате Московского Кремля (10 императорских яиц) и в музеях США (например, в Музее изящных искусств Вирджинии).
До наших дней сохранилось 62 яйца. Судьба нескольких до сих пор неизвестна. Например, яйцо "Необходимость" 1902 года из слоновой кости видели в последний раз в 1949 году на выставке в Нью-Йорке. Легенды о возможных находках будоражат умы коллекционеров и историков искусства до сих пор.
Яйца Фаберже — это больше чем ювелирные изделия. Это квинтэссенция эпохи: ее роскоши, инженерной мысли, художественного вкуса и, в конечном счете, ее трагического конца. Они являются молчаливыми свидетелями истории, в которой личная привязанность царской семьи, гений русских мастеров и буря революции сплелись воедино, создав один из самых известных символов утраченного мира.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: