Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 была разработана в 1943 году для замены своей “старшей сестры” - САУ СУ-152, разработанной на устаревшем к тому времени шасси. Что же побудило высшее военное руководство СССР пойти на замену, казалось бы, неплохой боевой машины? Подробнее - ниже в статье.
История создания
Самоходная артиллерийская установка СУ-152, которая выпускалась на шасси тяжелого танка КВ-1с, считалась неплохой боевой машиной - но только условно. Немалый список недостатков конструкции, связанных не только с шасси, но и с ее производством, осложненным, в том числе и снятием с вооружения танков серии КВ старались не особо замечать, ведь заменить такую машину было просто нечем. Однако с началом работ по созданию “временного” танка КВ-85, было решено начать работы и по созданию новой САУ на базе этого танка. Дело было в июне, и к тому времени даже в ГАБТУ РККА не знали, чего хотят от новой самоходки - продолжать линию СУ-152 или же затребовать что-то другое?
Однако к середине 1943 года наметился заметный сдвиг в советском танкостроении. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о приоритетном развертывании серийного производства нового поколения тяжелых танков серии ИС на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Это решение, направленное на качественное усиление танковых войск, означало постепенное, но полное прекращение выпуска всех машин на базе танка КВ, включая шасси КВ-1с. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: высокоэффективная и крайне востребованная на фронте СУ-152 рисковала остаться без производственной базы. Потерять столь мощное средство поддержки было недопустимо, и перед конструкторами была поставлена неотложная задача. Официально работы по созданию САУ на новом шасси начались 4 сентября 1943 года, согласно постановления ГКО №4043сс - согласно этому документу, новую боевую машину требовалось создавать уже на шасси тяжелого танка ИС-1, который принимался на вооружение согласно этого же документа. Документ предписывал спроектировать и собрать опытный образец САУ, и не позднее 1 ноября 1943 года провести его испытания в присутствии представителей ГАУ и ГАБТУ РККА.
Разработку новой машины курировал Жозеф Котин, но сами работы возглавлял Григорий Москвин (создатель САУ СУ-14, один из группы создателей тяжелого танка Т-35, создатель СУ-6, артиллерийского танка КВ-7, один из создателей Т-100, КВ-220 и СУ-152). Имея на руках всю базу по предыдущей модели САУ, завод в кратчайшие сроки (в начале ноября) создал новую машину, еще до 1 ноября 1943 года коллектив завода в присутствии представителей ГАУ и ГАБТУ РККА провел все необходимые испытания новой машины и уже 6 ноября, постановлением Государственного комитета обороны №4504сс новая САУ приняли на вооружение РККА под своим названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на мощностях Челябинского Кировского завода.
Производство шло на первых порах параллельно с СУ-152, примерно до середины декабря 1943 года, пока не кончился задел шасси для устаревшей в одночасье самоходки. С января 1944 года, сборочные линии одного из цехов завода были полностью переданы под производство новой самоходки, причем параллельно серийному производству, шли работы по улучшению и отехнологичиванию производства новой машины. Производили ИСУ-152 небольшими партиями, около 100 единиц в месяц - сказывалась нехватка корпусов из-за большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжелых танков ИС-2 (вследствие чего корпуса поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения), а также нехватка 152-мм орудий МЛ-20С (что привело к созданию другой САУ, СУ-122). Серийное производство продолжалось в течении четырех лет, и за это время силами двух заводов (в апреле 1945, вместе с возвращением Кировского завода в родной Ленинград, выпуск новой САУ был налажен и там) было выпущено 2825 машин.
Описание конструкции
Конструктивно ИСУ-152 представляла собой полностью бронированную безбашенную самоходную артиллерийскую установку с передним расположением боевого отделения. Боевая масса машины составляла около 46-47 тонн. Экипаж, в зависимости от модификации и периода, состоял из четырех или пяти человек. Внутреннее пространство было разделено на два основных отсека: объединенное боевое отделение и отделение управления в передней части корпуса, и моторно-трансмиссионное отделение в корме, отделенное от экипажа броневой перегородкой.
Бронированный корпус и боевая рубка
Корпус ИСУ-152 собирался из плит катаной брони толщиной от 20 до 90 мм при помощи дуговой сварки. Верхняя лобовая деталь корпуса представляла собой сплошную плиту бронестали толщиной в 60 мм, расположенную под углом в 60 градусов к вертикали, нижняя лобовая деталь толщиной в 90 мм, располагалась под углом в 30 градусов, образовывая клинообразную форму носовой части. Борта также собирались из двух плит, верхняя плита (образовывала стенки рубки) была толщиной в 75 мм и располагалась под углом в 15 градусов, нижняя имела толщину 90 мм и располагалась вертикально. Корма рубки была вертикальной, имела толщину в 60 мм. Корма корпуса тоже имела клиновидную форму и образовывалась двумя плитами толщиной в 60 мм, расположенными под углом в 49 (верхняя) и 41 (нижняя) градусов.
Крыша рубки имела толщину в 30 мм и оснащалась двумя люками - один, круглый, над местом механика-водителя, второй был двустворчатый и располагался на стыке кормы и крыши рубки. Оба люка могли служить для посадки и высадки экипажа (как, в принципе, все и было), хотя кормовой люк изначально был предназначен для загрузки боеприпасов и сброса гильз от метательных зарядов. Крыша корпуса имела такую же толщину и выполнялась съемной для облегчения доступа к МТО. Еще одна откидная дверца (с двумя круглыми лючками) была в верхнем кормовом листе и служила для упрощения доступа к агрегатам силовой установки. Днище выполнялось в виде цельной плиты толщиной в 20 мм и в нем также прорезались люки для аварийного покидания машины, а также технологические лючки для обслуживания МТО.
Экипаж ИСУ-152 состоял из пяти человек - механик-водитель, наводчик, заряжающий, замковый и командир машины. Располагался экипаж следующим образом - слева от орудия, в носовой части САУ, слева от орудия, находилось “рабочее место” механика-водителя, сразу за ним находилось место наводчика, за ним, у кормы рубки, почти вольготно располагался заряжающий. Справа от орудия, ближе к передней части машины, находилось рабочее место командира, сразу за ним располагался замковый, он же подносчик боеприпасов. По обоим бортам, начиная с середины рубки, располагалась боеукладка, занимавшая, в том числе и часть кормы (там располагались метательные заряды).
Вооружение
Единственным вооружением ИСУ-152 служила “танковая“ модификация нарезной 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года - МЛ-20С. По конструкции она базировалась на буксируемом варианте МЛ-20, но была адаптирована под условия замкнутого боевого отделения. Качающаяся часть орудия получила некие изменения, обеспечивающие комфорт для наводчика и заряжающего: маховики, служившие для горизонтальной и вертикальной наводки, разместили слева от ствола, орудие укомплектовали специальным лотком, ускоряющим процесс заряжания. Установка производилась в карданной установке, которая обеспечивала углы вертикального наведения от −5 до +18°, а горизонтальная наводка ограничивалась в пределах 12°. Длина ствола составляла 27,9 калибров, позволяя вести эффективной огонь прямой наводкой на дистанции до 3800 метров, в то время как максимальная дальность выстрела достигала 12,8 км. Наведение осуществлялось вручную, обоими маховиками управлял наводчик. Ведение огня из пушки осуществлялось вручную.
Боекомплект включал 21 снаряд раздельно-гильзового заряжания. Метательные заряды и снаряды размещались по бортам и у задней стенки боевого отделения. Реальная скорострельность пушки не превышала двух выстрелов в минуту - виной тому как теснота в боевом отделении, так и вес снаряда в районе 50 килограмм. Хотя теоретически орудие могло использовать широкий спектр 152-мм снарядов, как гаубичных, так и пушечных - на практике применялся ограниченный набор.
В боекомплект ИСУ-152 могли входить:
- бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;
- осколочно-фугасный пушечный снаряд 53-ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде;
- с начала 1945 года, в боекомплект также могли входить бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-540Б;
Метательным зарядом во всех случаях выступал Ж-545Б.
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 53-ОФ-540 могла достигать 12,8 км, в то время как бронебойный снаряд применялся на дистанциях не более 4 километров. Как правило, боекомплект формировался из принципа “70х30” (по различным воспоминаниям ветеранов), то есть 14 осколочно-фугасных и 7 бронебойно-трассирующих снарядов. Боекомплект загружался, исходя из назначения САУ - поддержка наступающей пехоты, сопровождение ее артиллерийским огнем. Действия против танков для ИСУ-152 предусматривались в случае крайней необходимости, причем в бой с техникой противника вступать не рекомендовалось.
Указание всего двух типов боеприпасов не ограничивало экипажи в использовании других снарядов - к примеру, для борьбы с укреплениями, в боекомплект могли догружать бетонобойные снаряды, есть данные о стрельбе кумулятивными боеприпасами. Скорее всего, в ИСУ-152, грузили те снаряды, что требовались, исходя из обстановки на местности.
Из противопехотного вооружения на самоходке было лишь оружие экипажа - два пистолет-пулемета ППШ или ППС с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 20 ручных гранат Ф-1, а также личное оружие членов экипажа. С начала 1945 года на ИСУ-152 устанавливался крупнокалиберный зенитный 12,7-мм пулемет ДШК с открытым или зенитным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов, а предназначался он сугубо для низколетящих воздушных целей.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка танка ИСУ-152 базировалась на дизельном 12-цилиндровом V-образном двигателе В-2-ИС мощностью 520 лошадиных сил (382 кВт). Запуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электрический двигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 со всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один в МТО. Также самоходка оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя. Суммарная емкость топливных баков составляла 1260 литров, что не очень способствовало выживанию экипажа при попадании по бакам.
САУ ИСУ-152 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
- четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
- два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
- два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжёлой САУ СУ-152, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота. Применение этого узла позволило поднять общую надёжность трансмиссии в целом, которая как раз была самым существенным недостатком танков серии КВ и машин на его базе.
Подвеска ИСУ-152 - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту - они были заимствованы от конструкции самоходной установки СУ-152. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.
Все это обеспечивало САУ скорость движения по твердым грунтам до 40 км/ч, по пересеченной местности - не более 20 км/ч. Запас хода составлял до 500 км по твердым грунтам при экономичном ходе, при езде по бездорожью, когда требовалось больше топлива для преодоления препятствий, радиус действия ИСУ-152 снижался вполовину, опытный экипаж мог проехать не более 300 км, если использовать топливо во внешних баках. Удельное давление на грунт составляло 0,82 кг/см2, что обеспечивало высокую проходимость даже по вязким грунтам, также САУ могла преодолевать стенку высотой до одного метра, перепрыгивать через ров шириной в два с половиной метра, а также двигаться через броды глубиной до ста тридцати сантиметров.
Средства наблюдения и прицельные приспособления
Все люки для входа и высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 3 штуки). Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите рубки слева от орудия. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.
Для ведения огня ИСУ-152 оснащались двумя орудийными прицелами — телескопическим СТ-10 для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел СТ-10 был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 900 м. Однако дальность выстрела гаубицы-пушки МЛ-20С составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояние свыше 900 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.
Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК) и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента.Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.
Электрооборудование
Электропроводка в САУ ИСУ-152 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
- наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
- наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
- электроспуск гаубицы-пушки;
- средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
- электрика моторной группы
Боевое применение
ИСУ-152 на полях сражений могла выступать сразу в трех ролях - штурмовая машина, истребитель танков, либо в качестве самоходной гаубицы. И во всех трех ролях, согласно воспоминаниям ветеранов, САУ оценивалась достаточно высоко. Но главным назначением машины, повторюсь, была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряженный 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против открыто расположенной пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри. ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга. Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек, тогда как для обычной буксируемой артиллерии это было смертельно опасно из-за вражеского пулеметного и прицельного снайперского огня.
Однако нельзя недооценивать и роль гаубицы МЛ-20С - нечасто, но использовались как самоходные гаубицы для стрельбы с закрытых позиций. РККА к моменту создания этой САУ, не имела отдельных машин для этой стрельбы с закрытых позиций, поэтому применяли то, что было. Танковые и пехотные подразделения РККА хорошо оснащались буксируемой артиллерией, но из-за скорости движения, а в силу отсутствия брони, буксируемые орудия были уязвимы на марше, и они не могли поддержать танки и мотопехоту при быстром продвижении внутрь вражеской обороны. Поэтому САУ применялись и для артподготовок. Максимальная дистанция огня у ИСУ-152 составляла около 13 км, несмотря на ограниченный 20 градусами угол подъема орудия. Однако возможности по стрельбе с закрытых позиций сильно ограничивались низкой скоростью загрузки снарядов и тем же углом подъема орудия, что существенно снижало область применения данной машины в качестве самоходной гаубицы.
Но самое известное в наши дни применение ИСУ-152 - это борьба с танками противника. Пусть и редко, но ведь применяли их по танкам противника, и особенно их уважали наши бойцы за воздействие на броню немецких танков. Если снаряд ИСУ-152 попадал по башне, он срывал ее с танка, вне зависимости от массы, а броню корпуса попросту проламывал. Единственной немецкой машиной, способной устоять при попадании 49-килограммового снаряда, была САУ Ferdinand, лобовая броня которого получала заметные вмятины, но не пробивалась с одного попадания. Все остальные машины, получив такой “подарок”, либо приходили в негодность из-за повреждений, либо выходил из строя их контуженный напрочь экипаж, что было, в принципе, равнозначно.
Основным оператором ИСУ-152 был, естественно, Советский союз. Часть машин после войны была передана Польше, Чехословакии, продана в Египет и Югославию. Несколько десятков машин, в качестве трофеев, служили в Вермахте, вооруженных силах Финляндии и Румынии. Последним эпизодом боевого применения ИСУ-152 была операция “Вихрь” (подавление Венгерского восстания в 1956 году), после чего САУ встали на вечную стоянку в ангарах. Тем не менее, они простояли на вооружении до 1981 года (последняя машина была списана из состава 921-го артиллерийского полка 55-й дивизии морской пехоты ВМФ СССР), после чего были отправлены на консервацию. Однако про них вспомнили спустя пять лет - во время ликвидации аварии на ЧАЭС, куда были брошены три САУ, использовавшихся в качестве тягачей. По некоторым, неподтвержденным источникам, планировалось даже “добить” здание реактора №4 артиллерийским огнем, но вовремя вмешались ученые, доказав, что артиллерийский огонь поднимет огромное облако радиактивной пыли, которая может распространиться на огромные пространства, чего допустить не могли.
Заключение
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 стала одним из самых удачных и значимых образцов советской бронетехники, внеся весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Ее конструкция успешно объединила в себе огневую мощь тяжелой артиллерии, броневую защиту тяжелого танка и приемлемую мобильность, что позволило ей эффективно выполнять широкий спектр боевых задач - от прорыва укрепленных линий обороны до борьбы с новейшими танками противника. Сегодня ИСУ-152 прочно заняла свое место в пантеоне легендарной техники Второй мировой войны. Ее грозная репутация, увековеченная в солдатских прозвищах «Зверобой» и «Консервный нож», и многочисленные экземпляры, сохранившиеся в качестве музейных экспонатов и памятников по всему миру, служат напоминанием о ее роли в истории. В конечном счете, ИСУ-152 представляет собой вершину развития советских тяжелых САУ военного времени — прагматичное, мощное и универсальное оружие, выкованное в горниле Восточного фронта, чей громовой голос звучал от полей Белоруссии до улиц Берлина и за их пределами.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.
🚩 Друзья, важное объявление.
Помимо основного канала, я запустил второй блог здесь, на Яндекс.Дзене — он называется «Житіе Желѣзное».
Если вам интересны темы компьютерного "железа", архитектура процессоров, видеокарты разных поколений, история и эволюция комплектующих, сборка ПК, охлаждение, БП и другие технические нюансы — этот блог создан именно для вас.
Я стараюсь подавать информацию без хайпа, без клише, без суеты — только по делу. Осмысленно, с уважением к теме и с уклоном в инженерный подход.
Подписывайтесь на «Житіе Желѣзное», если хотите читать про технику серьёзно — будь то современные сборки или забытые железные легенды прошлого.
📌 Найти можно прямо в Дзене — Житіе Желѣзное. Буду рад видеть вас среди читателей.