Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный тяжёлый танк КВ-220, 1940

История тяжёлого танка КВ-220 - это один из тех эпизодов довоенного и раннего военного советского танкостроения, который наглядно показывает, с какой скоростью, напряжением и амбициями развивалась отечественная бронетехника на пороге и в первые месяцы Великой Отечественной войны. В этих проектах - отражение не только инженерной мысли, но и тревожного ощущения приближающегося конфликта, в котором ставка делалась на мощь, броню и огневую силу. История создания тяжёлого танка КВ-220 - это своеобразное отражение настроений и инженерных исканий Советского Союза накануне Великой Отечественной войны. Это время характеризовалось одновременно как стремительным прогрессом в области бронетехники, так и отсутствием чёткого понимания, каким должен быть «идеальный» танк будущего. КВ-220 стал не просто машиной - он стал ответом на вызовы времени, пусть и слишком тяжёлым, слишком ранним и, возможно, слишком амбициозным. Для начала нужно понять общий контекст. К концу 1939 года Красная армия уже имела
Оглавление

История тяжёлого танка КВ-220 - это один из тех эпизодов довоенного и раннего военного советского танкостроения, который наглядно показывает, с какой скоростью, напряжением и амбициями развивалась отечественная бронетехника на пороге и в первые месяцы Великой Отечественной войны. В этих проектах - отражение не только инженерной мысли, но и тревожного ощущения приближающегося конфликта, в котором ставка делалась на мощь, броню и огневую силу.

КВ-220 на заводе. Фотография в свободном доступе.
КВ-220 на заводе. Фотография в свободном доступе.

История создания

История создания тяжёлого танка КВ-220 - это своеобразное отражение настроений и инженерных исканий Советского Союза накануне Великой Отечественной войны. Это время характеризовалось одновременно как стремительным прогрессом в области бронетехники, так и отсутствием чёткого понимания, каким должен быть «идеальный» танк будущего. КВ-220 стал не просто машиной - он стал ответом на вызовы времени, пусть и слишком тяжёлым, слишком ранним и, возможно, слишком амбициозным.

Для начала нужно понять общий контекст. К концу 1939 года Красная армия уже имела на вооружении танки КВ-1 и КВ-2, которые только начинали проходить войсковые испытания. Это были машины нового поколения, созданные в ленинградском КБ при заводе №185 (позже - Кировский завод). Их отличала тяжёлая броня, мощное вооружение и внушительный вес. Но командование РККА, во многом под впечатлением от финской войны, где противотанковые средства противника оказались достаточно эффективными, начало всё активнее задумываться о необходимости ещё более защищённой машины, способной не просто выдерживать удары, но и пробивать любые укрепления на своём пути. Так появилась идея о создании «улучшенного КВ». В технической документации он шёл под индексом «Объект 220», но в истории закрепилось более простое и логичное название - КВ-220.

КВ-220 на стадии заводских испытаний. Фотография в свободном доступе.
КВ-220 на стадии заводских испытаний. Фотография в свободном доступе.

Проект начал разрабатываться в начале 1940 года на Кировском заводе. Инженеры понимали, что просто усилить уже существующую конструкцию не получится - нужна переработка и корпуса, и башни, и ходовой части. Броню утолщали почти до абсурдных значений: лоб - 100 мм, борта - до 90 мм, башня - цельнолитая, также с лобовой бронёй в 100 мм. Это делало КВ-220 практически неуязвимым для большинства противотанковых орудий своего времени, включая германские PaK 36 и 37-мм пушки. Но за бронезащиту приходилось платить массой - танк весил почти 63 тонны, что уже само по себе ставило под сомнение его мобильность и надёжность трансмиссии.

Для того чтобы «потянуть» такой колосс, требовался новый двигатель. Им стал дизель В-2СН мощностью 850 л.с. - форсированный вариант стандартного В-2. Он позволял развивать скорость до 33 км/ч по шоссе, но в реальных условиях эксплуатация двигателя сопровождалась массой проблем, связанных с перегревами, перегрузками и поломками. Тем не менее, в проекте КВ-220 советские инженеры старались решить как можно больше проблем «в будущем» - с запасом на модернизацию и усиление. В этом проявлялась уверенность в своих силах, но и некоторая наивность. Вооружение первоначально должно было включать 85-мм пушку, отличавшуюся мощностью и дальнобойностью. Однако в реальности на опытный образец установили более привычную 76-мм пушку Л-11, поскольку Ф-30 ещё не прошла все необходимые испытания и не была доведена до надёжного серийного образца.

Корма тяжёлого танка КВ-220. Фотография в свободном доступе.
Корма тяжёлого танка КВ-220. Фотография в свободном доступе.

Опытный образец КВ-220 был собран в июле 1941 года - в разгар эвакуации и начавшейся войны. Это был, без преувеличения, экстремальный момент в истории советского танкостроения. Тем не менее, машину доставили на НИАБТ полигон в Кубинке, где провели ускоренные испытания. И хотя КВ-220 впечатлил бронёй и мощью, он подвёл в главном - в надёжности. Двигатель перегревался, трансмиссия не справлялась с нагрузкой, механики-водители жаловались на тугие рычаги управления.

Несмотря на все недостатки, танк направили на фронт в составе 124-й танковой бригады под Ленинградом. Он был переоборудован в полевой КВ-1 (установили обычную башню с пушкой Ф-32), но корпус и силовая установка остались прежними. В боях под Ленинградом он проявил себя крайне стойкой машиной: немцы не могли его уничтожить, а советские танкисты - сломать. Он с честью прошёл все перипетии первых месяцев войны, однако в конце 1941 года прототип был уничтожен в бою.

Причины отказа от серийного производства КВ-220 лежат как в технике, так и в стратегии. Во-первых, надёжность машины вызывала серьёзные опасения. Двигатель В-2СН был слишком капризным, а ресурсов на доработку не было. Во-вторых, к концу 1941 года Советский Союз перешёл в режим массового выпуска техники, и приоритет был отдан не сложным «монстрам», а надёжным, серийным машинам, которые можно было быстро производить и легко чинить в поле. КВ-1, несмотря на свои проблемы, был именно такой машиной. КВ-220 же оказался чересчур тяжёлым и дорогим для своей эпохи.

Описание конструкции

Танк КВ-220 не был чем-то инновационным - да, усилили броню, увеличили мощность двигателя… Но в остальном это был всё тот же тяжёлый танк КВ, со всеми вытекающими последствиями. Несомненно, улучшения пошли ему на пользу, но давайте детально рассмотрим, что к чему.

Бронированный корпус и башня

Конструкция корпуса и башни тяжёлого танка КВ-220 представляла собой заметный шаг вперёд по сравнению с серийным КВ-1, от которого он унаследовал общую компоновочную схему, но значительно превзошёл в уровне защищённости и массе. Танк проектировался как возможный преемник КВ-1, способный выдерживать огонь противотанковой артиллерии, которая к 1940 году уже начинала представлять серьёзную угрозу.

Судя по архивным данным, именно КВ-220 имел надпись "За Родину", нанесённую на заводе. Изображение в свободном доступе.
Судя по архивным данным, именно КВ-220 имел надпись "За Родину", нанесённую на заводе. Изображение в свободном доступе.

Корпус КВ-220 был сварным, из катаных броневых листов толщиной до 100 мм во лбу, что на тот момент было рекордным показателем для советских тяжёлых танков. Лобовая часть корпуса имела простую геометрию: вертикальный лоб и наклонный верхний бронелист, сходный по конструкции с КВ-1, но с усиленной брони. Бортовая броня составляла 90 мм, что делало танк почти неуязвимым для большинства противотанковых орудий своего времени. Нижняя часть лобовой брони корпуса сохранила особенности конструкции КВ-1, включая литую носовую часть с характерной «лопастной» формой, однако её конструктивная толщина была увеличена. Интересной особенностью конструкции КВ-220 стало использование удлинённого корпуса - его длина превышала КВ-1, так как для размещения нового двигателя и увеличенной башни потребовалось дополнительное пространство. В результате танк получил дополнительную пару опорных катков, доведя общее их количество до семи на борт.

Чертёж-схема корпуса танка КВ-220. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса танка КВ-220. Изображение в свободном доступе.

Башня КВ-220 была спроектирована с нуля. Она представляла собой массивную сварную конструкцию с толщиной брони до 100 мм по периметру и до 110 мм во лбу. Форма башни была более угловатой и массивной, чем у КВ-1, с выраженной кормовой частью для размещения противовеса и оборудования. По задумке, в башне размещалась новая 85-мм пушка Ф-30, которая должна была стать основным калибром будущих тяжёлых танков. Эта башня позже станет прообразом для башни КВ-3. Несмотря на габариты, башня сохранила классическую для того времени компоновку с командирской башенкой, люками и прицелами.

КВ-220 оказался не только тяжелее, но и значительно более защищённым, чем серийные машины. Его корпус и башня обеспечивали защиту на уровне, превышающем все тогдашние требования, однако это привело и к серьёзному росту массы - до 62 тонн, что вызвало проблемы с надёжностью ходовой части и двигателя. Всё это, вкупе с технической сложностью и запозданием по срокам, в конечном счёте и предопределило его судьбу как опытного, но не серийного танка. Тем не менее, конструктивные наработки КВ-220 в броневой защите и планировке башни оказали влияние на такие советские тяжёлые танки, как опытный КВ-3 и будущий серийный ИС-1.

Вооружение

Основное вооружение КВ-220 составляла 85-мм танковая пушка Ф-30. Это орудие было разработано в конструкторском бюро Завода №92 под руководством В. Г. Грабина. Работы над пушкой проходили в инициативном порядке, как попытка приспособить зенитное 85-мм орудие к условиям танкового боя. Ф-30 была рассчитана на применение мощных бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, а её баллистика существенно превосходила характеристики стандартной 76-мм Л-11, а позднее и ЗиС-5.

85-мм пушка Ф-30, смонтированная в башне танка Т-28 для испытаний. Фотография в свободном доступ
85-мм пушка Ф-30, смонтированная в башне танка Т-28 для испытаний. Фотография в свободном доступ

Длина ствола Ф-30 составляла 48 калибров, что обеспечивало высокую начальную скорость снаряда - порядка 800-850 м/с, в зависимости от типа боеприпаса. Это позволяло поражать тяжёлые бронеобъекты на дистанциях, недоступных для 76-мм орудий. Кроме того, в условиях начала 1941 года такая огневая мощь делала КВ-220 потенциально одним из самых опасных противников для любой бронетехники Германии, включая даже опытные прототипы.

Однако с вооружением КВ-220 были и определённые сложности. Масса пушки Ф-30 была значительной, система отката требовала доработки, а объём башни, несмотря на её увеличенные размеры, оказался весьма стеснённым для комфортной работы экипажа, особенно при длительных стрельбах. Также следует учитывать, что сама пушка находилась ещё в стадии испытаний и не была доведена до полной серийной готовности.

КВ-1, вооружённый пушкой Ф-32. Изображение в свободном доступе.
КВ-1, вооружённый пушкой Ф-32. Изображение в свободном доступе.

Именно поэтому основным вооружением стала довольно отлаженная в производстве 76-мм пушка Ф-32, которую устанавливали на серийные тяжёлые КВ и средние Т-34. Причиной такой замены стала необходимость в тяжёлых танках на фронте - как вы уже читали выше, КВ-220 был наспех дособран и доведён до ума и отправлен на фронт. Помимо основного орудия, танк был оснащён стандартным набором пулемётного вооружения. В корме корпуса устанавливался пулемёт ДТ для обороны от пехоты, также имелись спаренный с пушкой пулемёт и, вероятно, зенитный, что было типично для поздних модификаций танков серии КВ. Тем не менее, из-за экспериментального характера КВ-220 достоверных сведений о компоновке стрелкового вооружения сохранилось немного.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на танке КВ-220 использовался перспективный, специально разработанный дизельный двигатель В-2СН, представлявший собой форсированный вариант стандартного танкового дизеля В-2. Этот мотор развивал мощность до 850 лошадиных сил, что являлось серьёзным шагом вперёд по сравнению с В-2К (600 л.с.), установленным на обычных КВ. Повышение мощности достигалось за счёт турбонаддува, улучшенного топливного насоса высокого давления и ряда изменений в конструкции цилиндро-поршневой группы. Двигатель В-2СН размещался в кормовой части корпуса, имел жидкостное охлаждение и запускался с помощью электростартера СТ-700 или сжатого воздуха. Несмотря на техническую прогрессивность, на испытаниях двигатель показал себя не лучшим образом - наблюдались перегревы и нестабильная работа на высоких оборотах, что в условиях осенних температур под Ленинградом усугублялось несовершенством системы охлаждения.

Трансмиссия танка состояла из механической коробки передач, аналогичной той, что применялась на танке КВ-1, но усиленной с расчётом на большую массу машины. Коробка обеспечивала пять передач переднего хода и одну заднего. Привод на ведущие колёса осуществлялся через многодисковое фрикционное сцепление сухого типа, а также двухступенчатые бортовые передачи. Управление трансмиссией осуществлялось при помощи рычагов и педалей, усилие на которых было значительным - характерная черта всех тяжёлых танков раннего периода. На полигонных испытаниях были зафиксированы перегрев фрикциона и сложность в переключении передач, особенно на первой и второй ступенях.

Ходовая часть танка представляла собой классическую для танков Кировского завода схему с индивидуальной торсионной подвеской. На каждый борт приходилось по семь опорных катков большого диаметра с внутренней амортизацией, пять поддерживающих роликов, переднее направляющее колесо и заднее - ведущее. Катки были выполнены из стали с резиновыми бандажами. Гусеницы имели ширину 650 мм и состояли из литых траков с шарнирным соединением. Они обеспечивали допустимое удельное давление на грунт, позволяя танку передвигаться по пересечённой местности и слабонесущим грунтам. Однако общая масса танка в 62–63 тонны при неидеально выверенной балансировке нагрузки привела к быстрому износу некоторых узлов подвески, особенно торсионов и подшипников катков. На испытаниях отмечались частые поломки катков, а также склонность к спаданию гусениц при резких поворотах.

Комплекс двигателя, трансмиссии и ходовой части, несмотря на прогрессивность задумки, оказался в целом «сыроват» и требовал значительной доработки. КВ-220 мог развивать максимальную скорость по шоссе до 33 км/ч, что для танка такой массы было достижением, однако в реальных условиях скорость редко превышала 25 км/ч из-за проблем с надёжностью и управляемостью. Всё это, вкупе с перегруженной трансмиссией и уязвимыми элементами ходовой части, в конечном итоге повлияло на отказ от дальнейшего развития проекта в его первоначальном виде.

Боевое применение

О боевом применении КВ-220 известно немного - доподлинно установлено то, что 16 октября 1941 года танк отправился в распоряжение 124-й танковой бригады. Вот что писал о нём комбриг Осадчий:

Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!» Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Панкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм до подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнём немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб.

Судя по всему, весь экипаж погиб, а башню сорвало из-за детонации боекомплекта - по некоторым воспоминаниям ветеранов, в район боеукладки попал немецкий снаряд, выпущенный то ли из 88, то ли из 105-мм зенитной пушки противника. Как мы видим, боевой путь танка длился всего около двух месяцев, за которые он успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Однако в серию он так и не пошёл - дорог и тяжел, да и по правде сказать, хорошие тяжёлые танки у СССР начали получаться лишь в конце войны - я сейчас про серию танков “ИС”.

Заключение

КВ-220 создавался не как эксперимент ради эксперимента, а как прямой шаг к усилению уже существующей линейки тяжёлых танков. Он должен был стать развитием КВ-1, вобрав в себя всё лучшее, что удалось реализовать в рамках ограничений предыдущих моделей, и при этом устранить их недостатки. Повышенная бронезащита, мощное вооружение и новая силовая установка — всё это должно было превратить КВ-220 в нечто большее, чем просто очередной бронеобъект: в боевую машину, способную доминировать на поле боя.

Однако, как и многое в ту пору, судьба танка оказалась куда более сложной, чем предполагали его создатели. КВ-220 остался в единственном экземпляре, прошёл фронтовые испытания и, несмотря на достойные характеристики, так и не пошёл в серию. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно погрузиться в его историю, понять логику разработчиков, прочувствовать технические амбиции своего времени и объективные обстоятельства, которые в итоге определили судьбу этой машины.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.