Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. "Облегчённый" КВ-1с, 1942

Оглавление

Появление танка КВ-1с стало прямым следствием кризиса, в который попала линия тяжёлых танков “КВ” к середине 1942 года - перегруженное шасси, низкая скорость передвижения, ненадёжная трансмиссия, сложности эксплуатации… К тому моменту, казалось бы, надёжные и проверенные в боях танки КВ, уже не отвечали требованиям современной войны. Военное командование требовало надёжную, подвижную и ремонтопригодную машину, способную действовать в одном строю с Т-34. Разработка КВ-1с была попыткой адаптировать тяжёлый танк к новым реалиям - без резких инноваций, но с переработкой конструкции в пользу баланса между защитой, массой и ходовыми качествами.

Облегчённый тяжёлый танк КВ-1с собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Облегчённый тяжёлый танк КВ-1с собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Медлительность и неповоротливость тяжёлых танков - дело известное. Но Великая Отечественная война, равно как и вся Вторая Мировая - это война моторов, в которой преимущество было за тем, кто сумеет наладить не только массовое производство техники, но и выработать единую и надёжную тактику применения всех танков на поле боя. Учитывая то разнообразие техники, которое стояло на вооружении РККА к 1942 году, можно смело говорить о том, что единой и надёжной тактики выработать не удавалось - лёгкие танки были слишком слабо бронированы, имели недостаточное вооружение, но обладали высокой скоростью движения, тяжёлые были недосягаемыми для большинства танковых и противотанковых орудий противника, но при этом “еле ползали” по полям сражений. Иным были средние танки - их в РККА насчитывалась только одна модель, легендарная “тридцатьчетвёрка” - им хватало скорости, по вооружению они превосходили лёгкие танки и были наравне с тяжёлыми (я про период 1941-1942 годы), но чуть не хватало бронирования. Зато у большинства Т-34 не было никаких проблем с перегруженной ходовой частью и трансмиссией, они не вязли в “лунном грунте” полей битв, да и в целом были достаточно неприхотливыми.

Танк КВ-1, несмотря на все свои недостатки, был достаточно хорошим для своего времени. Фотография в свободном доступе.
Танк КВ-1, несмотря на все свои недостатки, был достаточно хорошим для своего времени. Фотография в свободном доступе.

Учитывая всё это, а также рекламации на тяжёлые танки “Клим Ворошилов”, в которых танкисты указывали все недостатки машин, в конструкторском бюро Челябинского танкового завода (это был Ленинградский Кировский завод, если вдруг кто забыл), под руководством Жозефа Котина разработали новый проект - “облегчённый тяжёлый танк КВ скоростной”. Это был проект боевой машины, который стёр ту тонкую грань, образовавшуюся между средними и тяжёлыми танками РККА. В новом проекте конструкторы сохранили вооружение и силовую установку, но изменили габариты корпуса и ослабили бронирование - это положительно сказалось, в первую очередь, на надёжности силового агрегата в целом, а также позволило немного увеличить скорость передвижения танка, уравняв её с Т-34. Да, пришлось пожертвовать защитой - тяжёлые танки “Клим Ворошилов” потеряли свой статус “Призрак РККА”, полученный от немцев за толстую лобовую броню, непробиваемую для распространённых противотанковых орудий на дистанциях танкового боя.

Сборка танков КВ на Челябинском танковом заводе. Фотография в свободном доступе.
Сборка танков КВ на Челябинском танковом заводе. Фотография в свободном доступе.

Опытный образец КВ-1с был собран в Челябинске в августе 1942 года. Танку присвоили индекс КВ-1 с приставкой «с» - «скоростной». Испытания на заводском полигоне показали улучшение динамики - максимальная скорость движения по шоссе возросла до 42 км/ч, также улучшилось управление, упала нагрузка на трансмиссию. Манёвренность и надёжность также выросли, а сама машина стала проще в эксплуатации и обслуживании. Боевая масса танка составила 42,5 тонны, что при сохранении 75-мм лобовой брони считалось удачным компромиссом.

По результатам испытаний, проведённых в августе–сентябре 1942 года, танк был рекомендован к серийному производству. 19 сентября 1942 года он был официально принят на вооружение постановлением ГКО. Производство КВ-1с началось практически сразу - осенью 1942 года ЧКЗ перешёл на выпуск новой машины, полностью отказавшись от устаревшего КВ-1. В дальнейшем КВ-1с не только стал основной тяжёлой машиной Красной армии вплоть до появления ИС-1, но и послужил базой для разработки таких машин, как САУ СУ-152 и сам тяжёлый танк ИС.

Описание конструкции

Танк КВ-1с был глубокой модернизацией базовой модели КВ-1, в которой пересмотрели ключевые элементы конструкции с целью улучшить подвижность, упростить обслуживание и снизить массу. Все изменения были направлены на устранение недостатков, выявленных в ходе боевого применения предшественника.

Бронированный корпус и башня

Корпус КВ-1с стал длиннее на двадцать три сантиметра, на десять сантиметров шире, и на десять сантиметров ниже. Обновлённый корпус получил чуть лучшую эргономику, но при этом конструкторам удалось частично сохранить бронирование - лоб всё также образовывался плитами в 75 (ВЛД и НЛД) миллиметров толщины, а также средней деталью толщиной в 40 миллиметров. Верхняя лобовая деталь получила более рациональный угол наклона (40 градусов), нижняя лобовая деталь получила угол в 30 градусов, среднюю же сделали более вертикальной - 65 градусов. Уменьшили толщину бортов до 60 миллиметров - это позволило высвободить почти пять тонн массы, однако в силу повышения внутренней эргономики, углов рационального наклона бортам новой машины не придали. Верхняя кормовая деталь корпуса тоже стала тоньше, получив всего 40 миллиметров брони, расположенных под углом в 35 градусов, нижняя кормовая деталь осталась без изменений. Чуть изменилась толщина днища и крыши корпуса - они получили равномерную толщину в 30 миллиметров. Компоновка корпуса не изменилась - отделение управления находилось в носовой части, в середине расположилось боевое отделение, а в корме - моторно-трансмиссионное. В носовой части находились рабочие места мехвода и стрелка-радиста

КВ-1с был сильно преемственным с танками предыдущей модели. Фотография в свободном доступе.
КВ-1с был сильно преемственным с танками предыдущей модели. Фотография в свободном доступе.

Башню КВ-1с получил обновлённую - она во многом была построена по образу и подобию литой башни от танка предыдущей модели, но с кардинальными изменениями в эргономике. Во-первых, башня стала более обтекаемой, во-вторых - новый башенный погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения, а также фиксирование захватами во избежание сваливания при сильном крене танка. Правда, лобовая часть башни несколько “похудела” - её толщина составляла 82 миллиметра, борта её сохранили толщину в 75 миллиметров, расположенные под углом в 15 градусов. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Орудием главного калибра обновлённого танка осталась всё та же 76-мм танковая пушка ЗиС-5 с длиной ствола в 41,5 калибра. Конструкторам удалось полностью уравновесить орудие, равно как и башню - за счёт этого удалось существенно увеличить точность стрельбы. Длина ствола позволяла запускать снаряды с высокой начальной скоростью - 680–700 м/с для бронебойного и 740 м/с для подкалиберных боеприпасов. Пушка заряжалась снарядами унитарного типа, что сильно упрощало работу заряжающего. Углы вертикальной наводки составляли от -8 до +25 градусов, в горизонтальной плоскости орудие наводилось поворотом башни. Равно как и в КВ-1, пушка ЗиС-5, что устанавливалась в облегчённые танки, имела возможность “ювелирной наводки” (1-2 градуса вправо и влево, без поворота башни).

76,2-мм танковая пушка ЗиС-5. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм танковая пушка ЗиС-5. Фотография в свободном доступе.

В качестве противопехотного вооружения на танки КВ-1с устанавливалось три пулемёта Дегтярёва образца 1929 года. Один из них устанавливался в артиллерийской “спарке”, второй устанавливался в корме башни, третий - в верхней лобовой плите. Все три пулемёта устанавливались таким образом, что их можно было в любой момент демонтировать и использовать вне танка для обороны боевой машины и её экипажа. Управлять спаренным с пушкой пулемётом надлежало наводчику, кормовым башенным пулемётом - заряжающий, а курсовым, установленным в носовой части корпуса - стрелок-радист. Боекомплект ко всем пулемётам составлял 48 дисков или 3024 патрона, к пушке боекомплект состоял из 114 снарядов.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка обновлённого танка осталась без изменений - в движение танк приводил дизельный 12-цилиндровый В-2К объёмом 38,9 литра, выдававший 600 “лошадок” мощности при 1800 оборотах в минуту, двигатель. Однако поздней осенью 1941, когда ХПЗ эвакуировали на восток, вследствие чего производство дизелей было остановлено, на танки пришлось устанавливать бензиновые М-17Т, мощностью в 500 “лошадок” при 1500 оборотах в минуту. Ситуацию удалось выправить лишь в марте 1942, когда ХПЗ на новом месте наладил производство своих дизелей. Пуск двигателя в обоих случаях обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров в боевом отделении машины. Ввиду плотной компоновки танка, основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Запаса топлива хватало на 225 километров движения по шоссе в экономичном режиме, а максимальная скорость движения танка достигала 34 километров в час.

Трансмиссия танка КВ - механическая, включавшая в себя пятиступенчатую коробку передач механического типа. Помимо неё, в составе трансмиссионного узла были - многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо», два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали», два бортовых планетарных редуктора и ленточные плавающие тормоза. Однако именно этот узел вызывал больше всего нареканий у танкистов - трансмиссия танков КВ была черезвычайно перегружена и малейшие ошибки механика-водителя могли обойтись очень дорого. Особенно ярко эта проблема проявлялась на танках, выпущенных во время Великой Отечественной Войны. Но массовые рекламации, отправленные в адрес завода-изготовителя танков КВ не возымели действия - иного советская танковая промышленность к тому моменту предложить не могла.

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию изготовления опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей, в тот период, нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Связь и электрооборудование

Электрическая схема в танках КВ строилась по однопроводной схеме, с замыканием электроконтура на корпус машины, хотя аварийная система имела собственный контур, построенный на двухпроводной схеме. Рабочее напряжение бортовой сети - 24 Вольта, а источниками оэнергии выступали генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Всё это затрачивалось на работу электропривода вращения башни, наружного и внутреннего освещения машины, питание приборов подсветки прицелов и шкал измерительных приборов, наружного звукового сигнала и сигнализации от десанта к экипажу машины, а также на работу контрольно-измерительных приборов (амперметр и вольтметр), радиостанции и электрической составляющей моторной группы - стартера СТ-700, а также пускового реле РС-371 или РС-400.

Радиосвязь обеспечивалась радиостанцией 71-ТК-3, а позже 10Р и 10РК-26, на некоторых танках устанавливалась авиационная 9Р. Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции. Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Боевое применение

Танк КВ-1с поступил на вооружение Красной армии осенью 1942 года и с конца того же года начал активно использоваться на фронтах Великой Отечественной войны. Первые машины поступили в составе пополнений тяжёлых танковых полков, уже воевавших на КВ-1, и быстро завоевали признание среди экипажей. Главной заслугой модернизированной машины стала её улучшенная подвижность: в отличие от перегруженного и медлительного КВ-1, КВ-1с мог уверенно маневрировать в бою, быстрее занимать позиции и сопровождать пехоту в наступлении.

КВ-1с в бою. Фотография в свободном доступе.
КВ-1с в бою. Фотография в свободном доступе.

Впервые танки КВ-1с были применены в боях осенью 1942 года на южном участке фронта, в районе Сталинграда, где они, наряду с Т-34, поддерживали части, оборонявшие подступы к городу. Однако по-настоящему массовое применение КВ-1с началось в 1943 году - в ходе весенне-летних операций на Курской дуге, под Орлом и в Донбассе. В этих сражениях танки показали, что, несмотря на снижение бронезащиты по сравнению с поздними КВ-1, благодаря меньшей массе и улучшенной надёжности они стали более живучими в реальном бою. Выход машин из строя по техническим причинам стал гораздо реже, а ремонтопригодность заметно улучшилась. Особенно активно КВ-1с применялись в составе тяжёлых танковых полков (отдельных или при армиях), где они выполняли как прорывные задачи, так и функции огневой поддержки. Благодаря своей скорости, эти машины могли быстро реагировать на изменение обстановки и занимать ключевые участки фронта. Однако к середине 1943 года стало очевидно, что даже с учётом всех улучшений КВ-1с не справляется с новыми вызовами. Немецкие тяжёлые танки и самоходки, такие как Pz.Kpfw. V Panther, Pz.Kpfw. VI Tiger и САУ Ferdinand, значительно превосходили его по огневой мощи и броневой защите.

Изображение в свободном доступе.
Изображение в свободном доступе.

Наиболее масштабным и значимым боевым эпизодом, в котором участвовали КВ-1с, стала Курская битва. Танки этого типа использовались как в обороне, так и в ходе контрнаступлений. Там же впервые столкнулись лоб в лоб с «Тиграми», и уже тогда стало ясно, что 76-мм орудие ЗиС-5 не обеспечивает достаточной пробиваемости. С этого момента начался переход на более мощные танки - ИС-1 с 85-мм пушкой и последующими модификациями. Тем не менее, КВ-1с продолжали использоваться до конца 1943 года и в ряде случаев - в первой половине 1944 года, преимущественно в частях второго эшелона, учебных подразделениях и как командирские машины. Их нередко переоборудовали под тягачи, инженерные машины или базы для САУ. Некоторые корпуса оставались в строю как технические резервные машины до самого конца войны. Таким образом, КВ-1с прожил на фронте сравнительно недолгую, но насыщенную жизнь. Это был танк переходного периода, машина, которая помогла армии продержаться до появления нового поколения тяжёлых танков.

Заключение

КВ-1с стал логичным завершением эволюции тяжёлых танков серии КВ. Он был попыткой адаптировать устаревающую конструкцию к реальным условиям войны: уменьшить массу, повысить надёжность и подвижность, упростить обслуживание. В этом смысле КВ-1с оказался удачным компромиссом - не прорывом, но и не шагом назад. На фоне перегруженного КВ-1 новая машина воспринималась на фронте как облегчённый, более «живой» танк. Однако к 1943 году война потребовала уже другого подхода - с большей огневой мощью и усиленной бронёй. В этом смысле КВ-1с оказался танком переходного типа, последним в своём роду. Он закрыл страницу тяжёлых машин старой школы, уступив место новой технике, нацеленной на качественное превосходство, а не на количество брони.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.