Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Зенитная САУ СУ-6, 1932

К середине 30-х годов ХХ века в руководстве РККА осознали нехватку мобильной зенитной артиллерии. Какие-то попытки оснастить армию мобильными зенитными установками проводились ещё в армии Российской Империи, позже, уже в советское время опытные работы тоже проводили. Однако к 1934 году на вооружении адекватной требованиям времени мобильной зенитной установки всё ещё не было. Так начались работы по созданию зенитной самоходной артиллерийской установки СУ-6. В 1934 году на вооружении РККА не осталось самоходной зенитной артиллерии - те варианты, что ещё оставались на вооружении, либо производились в царское время, либо были настолько кустарными, что о них даже говорить не стоит. Тогда же и родилась идея, согласно которой на шасси лёгкого танка Т-26 устанавливалась 76-мм зенитная пушка 3-К, с сохранением возможностей наземного лафета. То есть, пушка должна была вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Именно такую задачу поставили конструкторам ленинградского завода № 185 -
Оглавление

К середине 30-х годов ХХ века в руководстве РККА осознали нехватку мобильной зенитной артиллерии. Какие-то попытки оснастить армию мобильными зенитными установками проводились ещё в армии Российской Империи, позже, уже в советское время опытные работы тоже проводили. Однако к 1934 году на вооружении адекватной требованиям времени мобильной зенитной установки всё ещё не было. Так начались работы по созданию зенитной самоходной артиллерийской установки СУ-6.

Зенитная самоходная артиллерийская установка СУ-6. Фотография в свободном доступе.
Зенитная самоходная артиллерийская установка СУ-6. Фотография в свободном доступе.

История создания

В 1934 году на вооружении РККА не осталось самоходной зенитной артиллерии - те варианты, что ещё оставались на вооружении, либо производились в царское время, либо были настолько кустарными, что о них даже говорить не стоит. Тогда же и родилась идея, согласно которой на шасси лёгкого танка Т-26 устанавливалась 76-мм зенитная пушка 3-К, с сохранением возможностей наземного лафета. То есть, пушка должна была вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Именно такую задачу поставили конструкторам ленинградского завода № 185 - с максимальным сохранением шасси от серийного танка, собрать новую боевую машину “универсального назначения”.

Однако уже первые расчёты показали, что орудие будет давать на подвеску слишком большую нагрузку - для решения этой проблемы конструкторы решили слегка усилить ходовую часть, введя срединный опорный каток, с пружинной “свечкой” для подрессоривания. Это, согласно расчётам, решило бы проблему, и после рассмотрения представленных в УММ РККА расчётов, машину было решено построить для проведения всесторонних испытаний.

Шасси зенитной самоходной артиллерийской установки СУ-6. Фотография в свободном доступе.
Шасси зенитной самоходной артиллерийской установки СУ-6. Фотография в свободном доступе.

Но принять решение - это одно, а построить её совсем другое. Кто-то может сказать, дескать, чертежи есть, серийный танк есть, орудие есть - что сложного? На самом деле - сложно. Во-первых, танк ещё нужно получить - есть определённая бюрократия, которую необходимо преодолеть даже при указе “сверху”. Во-вторых, такая же ситуация и с орудием. В-третьих - начертить на бумаге это одно, воплотить в жизнь - совсем другое. Именно поэтому сборку прототипа закончили лишь в 1935 году. Большая сложность была в монтаже самой зенитной пушки - тумба, на которой она устанавливалась, претерпела несколько изменений. Первый образец имел непроработанные крепления к корпусу, второй показался конструкторам несколько массивным, третий был компактнее, но слабее. Окончательно утвердить конструкцию лафета удалось только с четвёртой попытки.

СУ-6 во время испытаний. Фотография в свободном доступе.
СУ-6 во время испытаний. Фотография в свободном доступе.

Претерпел изменения и сам корпус лёгкого танка Т-26 - он стал длиннее, получил увеличенную в габаритах подбашенную коробку, ставшую открытой (это необходимо для вращения орудия), а также получил целый ряд мелких изменений, существенно повышающих боевую эффективность. Броня машины стала тоньше, однако заметно выросла масса - зенитная установка почти на тонну была тяжелее базовой машины.

Испытания самоходной зенитной установки проходили в 1935-1936 годах, и по итогам военные не приняли боевую машину. Причинами можно назвать слишком перетяжелённую машину, недостаток места для экипажа (ему полагалось двигаться на отдельной машине сопровождения, вместе с боекомплектом), а также недостаточную мощность двигателя. Всё это привело к тому, что новую САУ сочли непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.

Описание конструкции

На общую концепцию боевой машины немалое влияние оказала опытная зенитная САУ СУ-8, работы по которой начались чуть раньше. Однако СУ-6 строилась на базе совсем другой машины, хотя имеет немало общего с предыдущим опытным образцом.

Бронированный корпус

Изначально планировалось использовать корпус от Т-26 без всякого рода изменений - это нужно было для унификации боевой машины с уже серийными танками. Но в ходе работ пришлось увеличить корпус в длину - это необходимо было для устойчивости боевой машины при выстреле. Забегая вперёд, скажу, что устойчивость машины при выстреле с поворотом орудия оставляла желать лучшего, а сошники для неё придуманы не были. Из-за крупного орудия машина лишилась башни, а также крыши боевого отделения.

Тольно передний лист "боевой рубки" был закреплён - борта и корма боевой машины были представлены откидными щитками. Фотография в свободном доступе.
Тольно передний лист "боевой рубки" был закреплён - борта и корма боевой машины были представлены откидными щитками. Фотография в свободном доступе.

Компоновка корпуса осталась без изменений - механик-водитель располагался в носовой части корпуса, боевое отделение всё также находилось в середине и почти вся его площадь была занята установкой для орудия. Само орудие, что естественно при такой компоновке, располагалось открыто - это подразумевало, что машину в непосредственном контакте с противником применять не собирались. Хотя в переднем и заднем откидном щитках, образовываюших борта боевого отделения, размещалось по пулемёту для защиты от пехоты противника.

Вот в таком положении пушки вести огонь вообще не рекомендовалось из-за перегрузки ходовой части. Фотография в свободном доступе.
Вот в таком положении пушки вести огонь вообще не рекомендовалось из-за перегрузки ходовой части. Фотография в свободном доступе.

Сами щитки, “выросшие” из подбашенной коробки, сделали боевое отделение крупнее, хоть это и не особо помогло. “Артиллерийская” часть экипажа всё равно должна была двигаться следом за машиной на отдельной машине сопровождения (построена не была), вместе с боекомплектом. Бортовые и кормовые щитки при необходимости откидывались вниз, открывая доступ к орудию. Будучи в поднятом положении, они прикрывали экипаж (артиллерийскую часть) от осколков снарядов и пуль противника. Правда, с бронёй в шесть миллиметров по бортам и корме, и восемь миллиметров в лобовой части машины, о серьёзной защите экипажа можно и не говорить.

Вооружение

Основным вооружением боевой машины считалась зенитная пушка 3-К, именуемая по номенклатуре того времени “76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года”. 3-К, как современное боевое орудие, могло бороться с любыми воздушными целями противника на высотах до семи километров. Благодаря своим боевым характеристикам, это орудие быстро вытеснило все остальные зенитные установки, став едва ли не единственным зенитным орудием на вооружении РККА до 1939-1940 года. Разумеется, в составе РККА были и другие модели зенитных орудий, но их было намного меньше.

76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года, более известная как 3-К. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года, более известная как 3-К. Фотография в свободном доступе.

Итак, зенитная пушка 3-К, установленная на прототипах зенитной установки (их было всего четыре штуки), устанавливалась открыто, без щитка. Лафетная установка позволяла вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям, а мощности снаряда было достаточно чтобы бороться даже с перспективными танками противника. Например, проведённые в 30-х годах испытания орудия выявили возможность поражения танков с бронированием в 82 миллиметра! Броня немецких танков приобрела такую толщину лишь в 1942 году, с появлением танка “Тигр”.

76-мм зенитная пушка обр. 1931 года является полуавтоматической пушкой, так как открывание затвора, экстрактирование стреляных гильз и закрывание затвора во время стрельбы производятся автоматически, а подача патронов в патронник и выстрел производятся вручную. Наличие механизмов полуавтоматики обеспечивает высокую боевую скорострельности пушки – до 20 выстрелов в минуту. Подъемный механизм позволяет вести огонь в диапазоне углов вертикальной наводки от -3° до +82°. В горизонтальной плоскости стрельба может вестись в любом направлении. Фактически, конструкторам удалось перенести наземный штатный лафет орудия на самоходную платформу.

37-мм автоматическая авиационная пушка конструкции Шпитального, которую так и не удалось "приземлить". Фотография в свободном доступе.
37-мм автоматическая авиационная пушка конструкции Шпитального, которую так и не удалось "приземлить". Фотография в свободном доступе.

В ноябре-декабре 1936 года, оставшиеся десять установок попытались перевооружить 37-мм автоматической пушкой конструкции Шпитального, однако по причине того, что пушки так и не удалось довести до требуемых кондиций, на вооружение они не встали. Они же стали причиной, по которой все оставшиеся десять корпусов были разобраны, в отличие от первых четырёх, оснащённых 76-мм пушками. Их оставили как учебные машины.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Штатной силовой установкой для СУ-6 стал советский двигатель под обозначением ГАЗ-Т-26. Это был рядный 4-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный агрегат воздушного охлаждения объёмом в 6,6 литров и максимальной мощностью в 90 лошадиных сил. Топливом для двигателя был «грозненский» бензин 1 сорта. Двигатель располагался в моторном отделении по продольной оси танка, особенностью его конфигурации являлось оппозитное расположение цилиндров. Моторно-трансмиссионное отделение машины получило чуть больше места (буквально каких-то десять-двенадцать сантиметров) пространства в длину, что положительно сказалось на удобстве облуживания двигателя. Справа от двигателя в моторном отделении размещался основной топливный бак ёмкостью 182 литра, а система воздушного охлаждения, с одним центробежным вентилятором, размещалась в кожухе над двигателем. Трансмиссия самоходной зенитной установки была скопирована с танка Т-26, без всякого адаптирования под возросшую массу машины. В состав трансмиссии СУ-6 всё также входили:

  • Однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), смонтированный на двигателе.
  • Карданный вал, проходивший через боевое отделение.
  • Пятиступенчатая (5+1) механическая трёхходовая коробка передач, размещённая в отделении управления слева от механика-водителя.
  • Механизм поворота, состоявший из двух многодисковых бортовых фрикционов беспружинного типа и ленточных тормозов с накладками феродо.
  • Одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть СУ-26, применительно к одному борту состояла из десяти обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, по два из которых (применительно к одному борту) были собраны в тележки. Также в состав ходовой части, по прежнему, входили четыре поддерживающих катка, а также заднее (единственная “обновка”) ведущее колесо и ленивец с передним катком. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах. Каждая тележка состояла из двух коромысел с двумя катками, одно из которых шарнирно соединялось с литым балансиром, в свою очередь шарнирно закреплённом на корпусе танка, а другое крепилось на двух параллельных четвертьэллиптических рессорах, жёстко соединённых с балансиром. Единственным изменением ходовой части зенитной установки стало введение дополнительного катка, скреплённого с вертикальной пружинной “свечкой”, в связи с возросшей массой и длиной боевой машины. Гусеницы СУ-6 тоже “унаследованы” от серийного лёгкого танка — шириной 260 мм, с открытым металлическим шарниром, одногребневые, цевочного зацепления, изготавливавшиеся литьём из хромоникелевой или марганцовистой стали.

Увеличение массы боевой машины (именно те 800-900 килограмм) сыграли роковую роль - перегрузка ходовой части и силовой установки принесла массу проблем. Благодаря этому зенитная САУ больше времени провела в ремонте, чем на полигоне - в частности, за год испытаний боевая машина “накатала” всего 920 километров! Максимальная скорость по шоссе составляла 28 километров в час, а топлива хватало на 130 километров экономичного хода.

Заключение

Вот такой незавидной получилась судьба второго проекта гусеничной самоходной зенитной установки СУ-6. К сожалению, неверно рассчитанные параметры ходовой части не позволили оснастить РККА самоходной зенитной артиллерией в срок и в больших масштабах - возможно, это помогло бы существенно сократить человеческие потери на начальном этапе Великой Отечественной Войны, а также серьёзно осложнить продвижение немецких войск по территории СССР. Но, как мы знаем, история сослагательных наклонений не терпит.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.