В конце 1941 года, когда оборонительная стратегия требовала кардинальных шагов, советские инженеры начали экспериментальный проект тяжелого штурмового танка. Его разработка велась на уже эвакуированном Челябинском Кировском заводе под пристальным вниманием “сверху”, а испытания обещали дать ответ на вопрос - как можно усилить вооружение и защиту танков КВ без значительного увеличения массы. Несмотря на амбициозность и поддержку на самом верху, проект вскоре был затерян в исторических хрониках, оставив после себя множество вопросов.
История создания
Боевой опыт, полученный РККА в боях 1941 года, показал, что 45 и 76-мм танковые пушки уже не совсем отвечают требованиям времени. Толщина брони немецких танков росла, равно как и толщина стен в укреплениях противника, и гарантированного поражения цели с одного выстрела достичь становилось всё сложнее. В связи с этим, высшее командование РККА “продавило” разработку новой боевой машины для уверенного поражения, однако там понимали, что усиление защиты и вооружения неизменно повлечёт за собой и рост массы (которой и так было слишком много). Поэтому перед конструкторами поставили задачу - в самые краткие сроки разработать машину, которую будет сложнее поразить средствами противника, а вот ему должно было серьёзно “поплохеть” уже с первого выстрела.
И пока военные чесали затылки, как бы это всё оформить в техническое задание для выдачи заказа на сборку и испытания, КБ эвакуированного из Ленинграда в Челябинск Кировского завода, во главе с Котиным, разработали проект машины, получившей заводское обозначение “Объект 227”. По описанию это была, скорее самоходная артиллерийская установка, нежели танк, но самое главное было не в этом - КБ Котина не нашло иного способа поднять мощность вооружения, кроме как установить на машину сразу три (!) орудия при трёх пулемётах. Помимо того, в угоду снижения массы танка, конструкторы отказались от танковой башни, существенно ограничив углы горизонтальной и вертикальной наводки. При этом военных они особо не послушали - первый образец боевой машины получил две 45-мм пушки 20-К и одну 76-мм Ф-34. Для поражения прочных целей, не поддающихся одиночному 45-мм или 76-мм снаряду, а также для повышения скорострельности предполагалась стрельба залпом. Залп мог быть произведён как из любых двух орудий, так и из всей орудийной установки. Конструкторы УЗТМ разработали удовлетворяющую всем этим условиям орудийную установку У-13. Однако идея “не зашла” военным - они затребовали установить в новую машину сразу три пушки ЗиС-5, дабы тройными залпами уничтожать врага. Как это должно было работать, где хранить боекомплект и куда рассаживать экипаж, никого не волновало.
Хотя рациональное зерно в таком требовании было, и касалось оно разнокалиберности вооружений - баллистические свойства у 45-мм и 76-мм пушек отличны друг от друга, следовательно, прицельная стрельба залпом оказалась невозможной — для орудий требовались различные прицелы. Кроме того, 45-мм пушки располагались на некотором расстоянии от оси поворота установки в горизонтальной плоскости. Как результат, при выстреле возникал момент силы отдачи, сбивавший наводку всей установки в целом.
Уже в начале 1942 года была разработана орудийная установка У-14, в которой размещались всего две пушки ЗиС-5 калибра 76,2-мм. Своё решение конструкторы обозначили вышеозначенными условиями - недостатком места для орудий и боекомплекта, а также повышенной нагрузкой на саму орудийную установку - долгая или регулярная стрельба могла вывести её из строя. Однако даже с учётом этого недостатка конструкции (о котором было заявлено в открытую), военные затребовали проведение испытаний - модернизированный вариант “Объекта 227” (который получил индекс “КВ-7” негласно и как следствие, неофициально) с двумя 76-мм пушками ЗиС-5, проходили весной 1942 года на Копейском полигоне под Челябинском. В отличие от трёхпушечной версии, новая компоновка позволила улучшить кучность стрельбы и точность, особенно при огне с места. Было предусмотрено как ведение огня из обеих пушек одновременно, так и поочерёдное — в зависимости от задачи. Однако при стрельбе наблюдалось значительное отклонение установки: из-за мощной отдачи пушки самопроизвольно поднимались вверх, увеличивая угол возвышения. Это отрицательно сказывалось на темпе прицельной стрельбы. Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту, что соответствовало расчётам, но управление механизмами наведения и спуска оказалось тяжёлым и неудобным для экипажа. Кроме того, кассетная укладка боекомплекта, применённая в новой машине, показала себя неудачной — она усложняла заряжание и требовала доработки. Несмотря на то, что конструкция в целом показала частичное улучшение характеристик по сравнению с первым вариантом КВ-7, комиссия пришла к выводу, что установка двух и более орудий в одном танке неоправданна. Проект был закрыт, а дальнейшие усилия конструкторов сосредоточены на развитии более традиционных образцов тяжёлой бронетехники.
Ещё немалое влияние на закрытие проекта оказали возможности танковой промышленности СССР и требования военных - наращивание производства среднего танка Т-34 и новой модели, облегчённого КВ-1с требовало больше мощностей, соответственно, смысла производить САУ, даже в улучшенном варианте, с кучей доработок, было нереально. Но и сказать, что все наработки пропали зря, тоже нельзя - часть из них была использована при разработке первой тяжёлой штурмовой САУ РККА СУ-152. Единственный образец КВ-7 был отправлен на задворки, где и был распилен на металл во второй половине 1943 года.
Описание конструкции
Во всей конструкции КВ-7 прослеживается явная связь с более распространёнными образцами штурмовых самоходных артиллерийских установок начала 40-х годов - заниженный силуэт, мощное (хотя бы по мнению конструкторов) вооружение и бронирование. Давайте взглянем на конструкцию вместе.
Бронированный корпус и боевая рубка
Бронекорпус КВ-7 представлял собой модифицированный корпус тяжёлого танка КВ-1, адаптированный под установку нескольких орудий в лобовой части. В отличие от стандартной компоновки с башней, у КВ-7 вся артиллерийская установка размещалась в неподвижной надстройке, встроенной в верхнюю лобовую деталь корпуса. Лобовая броня корпуса имела толщину 75 мм, что соответствовало уровню защиты серийных КВ-1 на момент конца 1941 года. Борта и корма корпуса также сохраняли прежнюю толщину - 60 и 40 мм соответственно. Броня была гомогенной, катаной, изготовленной из стали марки 8С. Верхняя лобовая деталь была выполнена с небольшим углом наклона, что снижало вероятность рикошета, но упрощало установку трёх пушек. Вся надстройка выполнялась сварной, без массивных литых элементов. Из-за большого веса бронекорпуса с усиленной лобовой частью и установкой сразу нескольких орудий, масса машины превысила 47 тонн, что негативно сказалось на подвижности.
КВ-7 имела компоновку, заимствованную у танка КВ-1. Полностью бронированный корпус был разделён на три отделения. Механик-водитель и стрелок из курсового пулемёта располагались в отделении управления в носовой части САУ. Другие члены экипажа, орудийная установка и боезапас размещались в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и рубку. МТО в полном составе устанавливалось в корме машины. В боевом отделении два члена экипажа располагались слева от орудия: впереди наводчик и сзади первый заряжающий. Командир машины и второй заряжающий находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка на крыше рубки. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Вооружение
Основным вооружением первого варианта “Объекта 227” являлась строенная установка У-13 из одной 76,2-мм танковой пушки Ф-34 и двух 45-мм танковых пушек 20-К. Все три пушки монтировались в общей люльке и наводились как единый артиллерийский массив. Люлька вращалась на горизонтальных цапфах в специальной массивной раме, сама рама на вертикальных цапфах вращалась относительно неподвижной бронировки орудийной установки. Впервые применённое на советских САУ, это решение в дальнейшем использовалось почти на всех серийных советских самоходках, обеспечивая компактное размещение вооружения в рубке машины. Установка монтировалась на лобовой бронеплите рубки по осевой линии машины. Её вертикальные углы наводки составляли от −5° до +15°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 15°. Боевая скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту. Выстрел (как одиночный, так и залповый из любой комбинации орудий) производился посредством механического спуска. Механическая система управления огнём позволяла устанавливать любой требуемый режим ведения огня. Боекомплект установки составлял 93 выстрелов унитарного заряжания для пушки Ф-34 и 200 выстрелов унитарного заряжания для пушек 20-К. Выстрелы укладывались вдоль обоих бортов рубки, а также на задней её стенке и на днище боевого отделения.
Вооружение второго варианта САУ КВ-7 (объект 227) состояло из двух 76,2-мм танковых пушек ЗиС-5, установленных в неподвижной бронированной рубке в лобовой части корпуса. Пушки монтировались в схожей по конструкции орудийной установке У-14 с общим броневым щитом, имели общий механизм вертикальной наводки и также позволяли вести огонь как поочерёдно из двух орудий, так и залпом. Боекомплект составлял около 200 унитарных выстрелов, размещённых в кассетной укладке внутри боевого отделения.
Пушки ЗиС-5 представляли собой модернизированный вариант пушки Ф-34, доработанный под монтаж в танки серии КВ. Длина ствола составляла 42 калибра (3200 мм), начальная скорость бронебойного снаряда - около 680 м/с, прицельная дальность - до 1 200 м по бронетехнике и свыше 3 000 м по площадным целям. Наведение орудий в горизонтальной плоскости (равно как и в предыдущем варианте) осуществлялось поворотом всей установки внутри ограниченного сектора (примерно ±7°), а в вертикальной — в пределах от −5° до +15°.
Основной целью проекта было увеличение огневой мощи за счёт спаренного артиллерийского вооружения, однако испытания показали, что такая схема создаёт сложности в эксплуатации, особенно из-за роста массы, ограниченной подвижности установки и неудобства заряжания.
САУ КВ-7 имела неплохое пулемётное вооружение в обоих вариантах - в лобовой бронеплите корпуса и тыльной бронеплите рубки в шаровых установках монтировались два 7,62-мм пулемёта ДТ. Ещё один ДТ укладывался внутри боевого отделения и мог использоваться как зенитный, если возникала такая надобность. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3591 патрон (57 дисков).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка КВ-7 (Объект 227) включала дизельный двигатель В-2К мощностью 600 лошадиных сил. Это был V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный мотор объёмом почти 39 литров, тот же, что использовался на танке КВ-1. Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера СТ-700 мощностью 15 л.с., а также вспомогательного бензинового пускового двигателя П-23. Система охлаждения была жидкостной, с двумя радиаторами и центробежным водяным насосом. Питание осуществлялось от трёх топливных баков общей ёмкостью около 600 литров. Трансмиссия включала пятиступенчатую механическую коробку передач с одной передачей заднего хода. Сцепление — многодисковое, сухого типа. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 35 км/ч, а запас хода не превышал 150 километров. Вся силовая установка, включая трансмиссию и систему охлаждения, повторяла агрегаты серийного КВ-1, поскольку КВ-7 создавался на его базе и не имел принципиальных отличий в части ходовой и моторно-трансмиссионной группы.
Заключение
Проект КВ-7 стал одной из самых необычных страниц в истории советского танкостроения времён Великой Отечественной войны. Попытка радикально увеличить огневую мощь тяжёлого танка через установку нескольких орудий показала техническую реализуемость идеи, но также и её практическую несостоятельность. Испытания выявили серьёзные проблемы с точностью, управлением, перегрузкой экипажа и перегрузкой самой конструкции. В условиях военного времени, когда требовались надёжные и технологичные машины, КВ-7 оказался слишком сложным и неоправданно тяжёлым решением. Он не пошёл в серию, но оставил после себя важный инженерный опыт, который был учтён при создании более удачных образцов самоходной артиллерии.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.