Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Первые шаги "Иосифа Сталина", 1943

Тяжёлый танк ИС-1 стал результатом поисков инженеров СССР нового бронетанкового «ответа» на вызовы 1942–1943 годов. Уже в первые месяцы войны стало ясно, что танки семейства “Клим Ворошилов”, считавшиеся в довоенные годы вершиной советского тяжёлого танкостроения, быстро теряют своё преимущество: их броня перестала быть непробиваемой, а высокая масса оборачивалась низкой подвижностью и перегрузкой трансмиссии. Появление на фронте немецких «Тигров» и «Пантер» окончательно подтвердило необходимость создания новой машины. История создания танков серии “Иосиф Сталин” началась ещё с прототипа тяжёлого танка КВ-13 — этот танк разрабатывался и проходил испытания в течении 1941-1942 годов, и по итогу, программа его разработки была свёрнута из-за отсутствия необходимости в столь тяжелобронированном танке на полях сражений. Однако с появлением немецких “Тигров” под Ленинградом, необходимость вдруг появилась — но производить КВ-13 было уже не резонно, ибо 76-мм пушки навредить немецкому танку есл
Оглавление

Тяжёлый танк ИС-1 стал результатом поисков инженеров СССР нового бронетанкового «ответа» на вызовы 1942–1943 годов. Уже в первые месяцы войны стало ясно, что танки семейства “Клим Ворошилов”, считавшиеся в довоенные годы вершиной советского тяжёлого танкостроения, быстро теряют своё преимущество: их броня перестала быть непробиваемой, а высокая масса оборачивалась низкой подвижностью и перегрузкой трансмиссии. Появление на фронте немецких «Тигров» и «Пантер» окончательно подтвердило необходимость создания новой машины.

Родоначальник серии "ИС" — тяжёлый танк ИС-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Родоначальник серии "ИС" — тяжёлый танк ИС-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

История создания танков серии “Иосиф Сталин” началась ещё с прототипа тяжёлого танка КВ-13 — этот танк разрабатывался и проходил испытания в течении 1941-1942 годов, и по итогу, программа его разработки была свёрнута из-за отсутствия необходимости в столь тяжелобронированном танке на полях сражений. Однако с появлением немецких “Тигров” под Ленинградом, необходимость вдруг появилась — но производить КВ-13 было уже не резонно, ибо 76-мм пушки навредить немецкому танку если и могли, то на дистанциях клинча, куда советские танки навряд ли кто-то подпустил бы. С целью выяснить возможности советских орудий, весной 1943 года были проведены испытания, в которых мишенью выступал захваченный “Тигр”. Как выяснилось, наилучшим решением для борьбы с тяжёлым немецким танком была 85-мм зенитная пушка 52-К, на базе которой было приказано разработать новую пушку для танка. Впоследствии ей будет вооружён и средний танк Т-34-85, и тяжёлый танк КВ-85. Уже на финальной стадии разработки орудия в ГАБТУ решили вернуться к проекту КВ-13 и испытать установку орудия на нём тоже — негоже ведь такой неплохой прототип тяжёлой боевой машины бросать? Было решено отобрать два КВ-13 и вооружить их 85-мм и 122-мм орудиями, присвоив им индексы ИС-1 и ИС-2.

Опытный танк КВ-13, о котором я уже писал ранее. Фотография в свободном доступе.
Опытный танк КВ-13, о котором я уже писал ранее. Фотография в свободном доступе.

Работы над новым тяжёлым танком начались в Челябинске, на Кировском заводе (ЧКЗ), где в составе СКБ-2 под руководством Ж. Я. Котина создавался так называемый универсальный танк КВ-13 (объект 233). Этот проект должен был объединить в себе свойства среднего и тяжёлого танка, но испытания показали, что машина не решает поставленных задач. Тем не менее именно КВ-13 стал основой для будущей серии ИС. 24 февраля 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление № 2943сс, который предписывал разработать два опытных образца нового тяжёлого танка — ИС-1 (объект 233) с 76,2-мм пушкой и ИС-2 (объект 234) с 122-мм гаубицей У-11. К марту оба образца были построены, а в период с 22 марта по 19 апреля прошли испытания. Комиссия признала, что по совокупности характеристик новые машины превосходят тяжёлый танк КВ-1С, обладая более мощным бронированием при меньшей массе и лучшей подвижности.

Однако уже весной 1943 года на полигоне в Кубинке прошли испытания трофейного немецкого танка «Тигр». Они показали, что 76-мм орудия не способны пробивать его лобовую броню. В результате ГКО в мае 1943 года поручил срочно разработать и внедрить 85-мм пушку для установки в новый тяжёлый танк. Работы велись сразу в нескольких конструкторских бюро. В ЦАКБ под руководством В. Грабина создали пушку С-31, представлявшую собой комбинацию ствола 85-мм зенитного орудия и люльки 76-мм танковой пушки. На заводе № 9 в Свердловске под руководством Ф. Ф. Петрова разработали пушку Д-5Т, отличавшуюся компактностью и удобством монтирования. Для размещения нового орудия, конструкторам пришлось значительно переделать танк: увеличить диаметр погона башни с 1535 до 1800 мм, создать новую трёхместную башню, удлинить корпус и ввести шестой опорный каток. Масса танка при этом возросла до 44 тонн. Новый образец получил обозначение объект 237. Летом 1943 года были построены два опытных экземпляра — один с пушкой С-31, другой с пушкой Д-5Т. Сначала они прошли заводские, а затем с 2 по 8 августа 1943 года — государственные испытания, по результатам которых оба варианта были рекомендованы к принятию на вооружение.

Прототипы ИС-1 (справа) и ИС-2 (слева). Фотография в свободном доступе.
Прототипы ИС-1 (справа) и ИС-2 (слева). Фотография в свободном доступе.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 на вооружение был принят танк КВ-85 — по сути, временная мера: это был танк КВ-1С с новой башней от объекта 237 и пушкой Д-5Т. КВ-85 был запущен в производство быстрее, так как конструкция была менее сложной. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 на вооружение был принят и сам ИС-85, получивший заводской индекс ИС-1. Производство ИС-1 началось на Челябинском Кировском заводе в октябре 1943 года, но продолжалось недолго. Уже в ноябре того же года начался серийный выпуск более мощного ИС-2 с 122-мм пушкой Д-25Т, который обеспечивал уверенное поражение тяжёлых немецких танков. По разным данным, всего с октября 1943 по январь 1944 года было выпущено около 107 танков ИС-1.

Фактически, он стал завершающей моделью серии тяжёлых танков серии “Клим Ворошилов”, основав новую линию “Иосиф Сталин” — ИС-1 был первым серийным танком нового семейства, вобравшим в себя опыт прошлых боёв и новые инженерные решения, но уже в момент начала выпуска устаревал по критерию вооружения. Его значение заключалось в том, что он стал основой для появления ИС-2 и всей дальнейшей линейки тяжёлых советских танков, которые сыграли решающую роль в завершающем этапе Великой Отечественной войны.

Описание конструкции

Несмотря на то, что ИС-1 (ИС-85) был построен на базе проекта КВ-13, он создавался как тяжёлый танк нового поколения с унификацией корпуса, ходовой части и большинства систем с последующими модификациями семейства ИС. Схема компоновки классическая: отделение управления в носовой части, боевое отделение — в центре под литой башней увеличенного диаметра погона, моторно-трансмиссионное отделение — в корме. Экипаж — четыре человека: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель. Диаметр погона — 1800 мм, что принципиально отличало машину от предшественников и обеспечивало более просторное боевое отделение под 85-мм пушку.

Бронированный корпус и башня

Корпус ИС-1 представлял собой жёсткую сварную «коробку», выполненную преимущественно из катаных броневых плит специальной броневой стали повышенной твёрдости. Лобовая деталь корпуса была выполнена литой сложной обтекаемой формы и соединялась со сварной коробкой корпуса; толщина лобовой литой детали варьировала в различных зонах, что давало дифференцированную бронезащиту, ориентированную на противоснарядную стойкость. Основные лобовые элементы в сочетании с рациональными углами наклона обеспечивали максимальную эффективность бронирования при ограничениях по массе и габаритам. Официальные технические описания фиксируют сочетание литых и катаных деталей как базовую технологическую схему корпуса и лобовой части.

Внешний вид ИС-1 мало чем отличался от прототипов — КВ-13, КВ-85 и иже с ними. Фотография в свободном доступе.
Внешний вид ИС-1 мало чем отличался от прототипов — КВ-13, КВ-85 и иже с ними. Фотография в свободном доступе.

Башня ИС-1 была литой, представляя собой отливку сложной геометрии с рационально изогнутыми поверхностями для улучшения отскока снарядов; борта башни делались 100 мм и устанавливались под наклоном. Лобовая часть башни с амбразурой орудия формировалась как самостоятельная отливка (пересечение сферической поверхности) и приваривалась к корпусу башни "в шип", что в некотором роде усиляло сварной шов. Диаметр башенного погона был увеличен до 1 800 мм по сравнению с танками серии “Клим Ворошилов”, что позволило разместить трёхместную башню и улучшить эргономику рабочего места экипажа в башне. Применение литой лобовой детали и катаных боковых плит давало сочетание технологичности и требуемой противоснарядной стойкости, но одновременно приводило к локальным напряжениям и усложнению контроля качества отливок на заводах.

Вооружение

Основное орудие танка ИС-1 — танковая 85-мм пушка образца 1943 года Д-5Т — была разработана как танковая версия зенитной системы и адаптирована для применения в броневой люльке башни. Орудие устанавливалось на цапфах в литой люльке и было снабжено противооткатными устройствами: гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим (или гидропневмо) накатником; длина рабочего отката и конструкция люльки проектировались с учётом ограничений объёма башни. Затвор пушки — клинового типа с полуавтоматикой копирного(скалочного) действия, позволяющей ускорять перезарядку и частично автоматизировать выброс гильзы. Механизм подъёма и наведения сочетал ручной и электромоторный приводы, что обеспечивало как автономную работу при отказе электричества, так и комфорт на марше. Ствол Д-5Т отличался относительно небольшими массогабаритными характеристиками и малым моментом уравновешивания; в совокупности это позволило создать уравновешенную трёхместную башню.

Пушка Д-5Т послужила основой для целого ряда более крупнокалиберных орудий. Фотография в свободном доступе.
Пушка Д-5Т послужила основой для целого ряда более крупнокалиберных орудий. Фотография в свободном доступе.

Штатный боекомплект орудия составлял 59 унитарных выстрелов, в который могли входить: бронебойные остроголовые и тупоголовые, бронебойно-трассирующие снаряды БР-365/БР-365К, подкалиберные снаряды катушечного типа БР-365П и осколочно-фугасные выстрелы О-365 (в унитарном исполнении для Д-5Т). Для каждого типа снаряда официальные опыты и таблицы боевого применения фиксировали начальные скорости и параметры бронебойности на разных дистанциях; например, для бронебойного выстрела БР-365 с начальной скоростью около 792 м/с приводились теоретические значения пробиваемости (включая поправки на угол встречи), а для подкалиберного БР-365П с высокой начальной скоростью порядка 1 050 м/с — соответствующая повышенная эффективность по броне.

Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5Т. 1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ). Изображение в свободном доступе.
Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5Т. 1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (остроголовый с локализаторами трассирующий). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (стальная осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ). Изображение в свободном доступе.

Боевые возможности Д-5Т в ИС-1 сформировали тактику применения машины: высокая скорость стрельбы в сравнении с более крупнокалиберными образцами и достаточная бронепробиваемость против распространённых немецких танков на дистанциях танкового боя (500–1500 м). Однако были и недостатки в виде ограниченного фугасного действия снарядов 85 мм пушки — они рассматривались как одно из оснований для быстрой разработки и запуска в серию более тяжёлой 122-мм версии (ИС-2). Эти оценки и выводы документированы в материалах испытаний и решениях ГКО по перевооружению семейства ИС.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка танка ИС-1 базировалась на модифицированном дизеле семейства В-2 — варианте В-2-ИС мощностью 520 лошадиных сил (382 кВт). Официальные технические описания указывают, что пуск двигателя мог обеспечиваться инерционным стартером с электрическим приводом и ручным резервом или пневматическим пуском сжатым воздухом из двух баллонов, размещённых в боевом отделении; для холодного пуска предусматривались подогревающие устройства и электроприводы вспомогательных агрегатов. Топливная система включала три штатных бака (два в боевом отделении, один в МТО) и опционально четыре наружных бака большой ёмкости, не связанные с основной системой.

Двигатель В-2-ИС собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Двигатель В-2-ИС собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия ИС-1 — механическая, с многодисковым главным фрикционом сухого трения (сталь по феродо), четырёхступенчатой коробкой передач с демультипликатором, дающим по документам восемь передних и две задние передачи, и двумя двухступенчатыми планетарными механизмами поворота с блокирующими многодисковыми фрикционами и ленточными тормозами. Конструкция главного фрикциона позволяла регулировать и менять диски без демонтажа КПП; применение планетарных механизмов поворота считается одним из существенных улучшений по сравнению с предыдущими КВ-машинами и отражено в заводских технических паспортах. Бортовые редукторы комбинированного типа передавали усилие на опорные ведущие звездочки с задним расположением ведущих колёс. Все приводы управления трансмиссией традиционно механические.

Ходовая часть ИС-1 была унаследована от танков серии "КВ" и будет базой ещё для нескольких моделей боевой техники (на фото - ходовая часть САУ ИСУ-152). Фотография в свободном доступе.
Ходовая часть ИС-1 была унаследована от танков серии "КВ" и будет базой ещё для нескольких моделей боевой техники (на фото - ходовая часть САУ ИСУ-152). Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть ИС-1 была построена на индивидуальной торсионной подвеске с задним ведущим колесом, шестью опорными катками в опоре каждой бортовой тележки (по двускатной схеме), опорными катками малого диаметра 550 мм, поддерживающими катками удерживали верхнюю ветвь гусеницы, а натяжение гусеницы выполнялось винтовым механизмом ленивца, расположенного в передней части машины. Гусеница состояла из 86 траков шириной 650 мм.

Приборы наблюдения и связь

Средства наблюдения и прицеливания ИС-1 состояли из комплекта перископических и оптических приборов, адаптированных под организацию трёхместной башни и рабочего места механика-водителя. Командирский и заряжающий места оснащались перископическими приборами МК-4 для кругового наблюдения изнутри, командирская башенка имела несколько смотровых щелей с защитными стеклами, а механик-водитель наблюдал через смотровой прибор с триплексом в люке-пробке на лобовой плите. Для стрельбы применялись два основных прицела: телескопический 10Т-15 для стрельбы прямой наводкой и перископический ПТ4-15 для стрельбы с закрытых позиций; прицелы имели приборы подсветки шкал для ночных работ. Эти приборы и их установка описаны в техническом описании боевого отделения и в руководстве по прицелам.

Средства связи включали переговорное устройство ТПУ-4-Бис для связи внутри экипажа и танковую радиостанцию комплектов 10-Р / 10-РК-26 (в ряде машин встречалась радиостанция 71-ТК), питаемую от бортовой электросети через умформеры. Радиостанция 10-РК-26 являлась основной для тяжёлых танков того периода и обеспечивала телефонно-телеграфную связь на коротких волнах, с выходной мощностью порядка 10 Вт и практической дальностью в голосовом режиме до нескольких десятков километров при благоприятных условиях; в документах по эксплуатации указываются способы её питания, размещения и требования к антеннам. Переговорное устройство обеспечивало чёткую связь в шумной обстановке боевого отделения и позволяло подключать шлемофоны как для внутренней, так и для внешней связи через радиостанцию. Все эти элементы перечислены и описаны в руководящих материалах по оборудованию и средствам связи танка.

В конструктивной части уделялось внимание удобству доступа к приборам и их защите от осколков: защитные колпаки и бронированные крышки предусматривались для перископических головок и прицелов, а схемы размещения приборов согласовывались с укладкой боекомплекта и размещением электрических проводок (чтобы исключить перекрытие полей зрения и минимизировать вероятность их повреждения при боевых повреждениях).

Электрооборудование

Электрооборудование ИС-1 было одно-проводным: вторым проводом служил бронекорпус. Источником бортового питания служил генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи типа 6-СТЭ-128 общей ёмкостью, указанной в технической документации; рабочие напряжения включали 12 и 24 В для различных потребителей. В списке потребителей официально фигурировали электромотор поворота башни, электроспуск орудия, освещение и приборы подсветки прицелов, стартерный инерционный механизм и вспомогательные цепи питания радиостанции через умформеры. Инерционный стартер имел электропривод вспомогательного двигателя мощностью порядка 0,88 кВт; для аварийного или альтернативного пуска предусматривался пневматический запуск сжатым воздухом из двух резервуаров.

Боевое применение

Боевой путь тяжёлого танка ИС-1 оказался сравнительно коротким, но примечательным, поскольку именно эта машина стала своеобразным полигоном для проверки на практике идей, которые в дальнейшем определили развитие всей серии «Иосиф Сталин». Первые серийные ИС-1 начали поступать в части в конце 1943 года, но полноценное боевое применение танка относится уже к 1944 году. Для наблюдения за эксплуатацией новейших тяжёлых машин на фронте был назначен инженер-майор А. И. Шамин, старший помощник начальника испытательного отдела НИБТ Полигона. Он прибыл в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк 5 февраля 1944 года и с этого момента фиксировал как успехи, так и недостатки нового танка.

Первое серьёзное столкновение произошло 19 февраля 1944 года у села Лисянка. На позиции смогли выйти лишь пять танков ИС-1 из десяти запланированных: остальные остались неисправными ещё на марше. В бою машины оказались под огнём немецких «Пантер», вооружённых 75-мм длинноствольной пушкой KwK 42. Несмотря на то, что ИС-1 проектировался с расчётом на защиту от 88-мм снарядов, лобовая броня оказалась пробита, не устояла она и под огнём “Тигров” чуть позже. Все пять машин, что участвовали в бою, были потеряны: две сгорели, три подбиты. Особо отмечалось, что дважды снаряды противника поражали люк механика-водителя, что указывало на конструктивную уязвимость (к слову, выявленную ещё на средних танках Т-34 и более лёгких машинах в начале войны). Следующие недели ещё более наглядно продемонстрировали, что ИС-1 не обладает достаточной живучестью в условиях реального боя. В наступлении на Умань танки столкнулись с замаскированными немецкими 88-мм зенитными орудиями, открывшими огонь с дистанции 600–800 метров. Лобовые листы выдерживали попадания, но на броне появлялись трещины. После взятия города машины продолжили движение в сторону Бельц, однако техническая надёжность подвела: часть танков вышла из строя по причине различных неисправностей. Тем не менее в ходе Корсунь-Шевченковской операции в феврале–марте 1944 года из 42 участвовавших ИС-85 (так официально именовался ИС-1) безвозвратно было потеряно лишь три машины: две в 13-м и одна в 8-м гвардейских тяжёлых танковых полках.

Т-34-85 и ИС-1 (на заднем плане) входят в город Умань. Фотография в свободном доступе.
Т-34-85 и ИС-1 (на заднем плане) входят в город Умань. Фотография в свободном доступе.

Показательным оказался бой 5 марта 1944 года под Уманью. Пятнадцать ИС-1 поддерживали атаку 50-й танковой бригады. В бою пять машин были подбиты огнём 88-мм орудий, три сломались по техническим причинам, а один танк перевернулся в болоте. Был случай, когда один из танков получил пробоину нижнего лобового листа подкалиберным снарядом необычного происхождения — от немецкого противотанкового ружья Pz.B.41, которое использовало конический ствол и специальные боеприпасы. К 1 мая 1944 года в полку уже не оставалось ни одного полностью боеспособного ИС-1. Отдельные столкновения с немецкими «Тиграми» также показали ограниченность возможностей танка. 4 марта 1944 года в районе Староконстантинова произошло первое столкновение ИС-1 с PzKpfw VI. Бой вёлся на расстоянии 1500–1800 метров в условиях тумана. Один танк подбили, три получили повреждения, но позже их отремонтировали. Ответным огнём удалось вывести из строя пушку одного «Тигра» и повредить ходовую часть другого. Однако уже 8 марта два танка ИС-1, попавшие в засаду замаскированных штурмовых орудий калибра 75 мм, расстреляли с дистанции всего 150–200 метров: один получил восемь попаданий, второй — четыре. 16 марта «Тигры» снова атаковали из засады и подбили четыре ИС-1, из которых два сгорели вместе с экипажами.

ИС-1 на просторах Чехословакии. Фотография в свободном доступе.
ИС-1 на просторах Чехословакии. Фотография в свободном доступе.

К весне стало очевидно, что ИС-1 не способен уверенно бороться с новейшими германскими тяжёлыми танками. Его вооружение в виде 85-мм пушки Д-5Т оказалось недостаточным для поражения «Тигров» и «Пантер» в лоб на дистанциях действительного танкового боя, а броня не гарантировала защиты от немецких противотанковых средств. Шамин в своём рапорте отметил, что ИС-1 по своим боевым характеристикам мало отличается от новых средних танков Т-34-85, при этом заметно уступает в живучести противникам, против которых создавался. Эти выводы стали одним из стимулов к ускоренному переходу на вооружение ИС-2 с 122-мм пушкой Д-25Т, что и произошло уже весной 1944 года. Несмотря на критику, ИС-1 всё же продолжал использоваться ограниченно. Машины применялись как командирские и штабные, а также входили в состав 1-го гвардейского танкового полка, который участвовал во Львовско-Сандомирской и Восточно-Карпатской операциях осенью 1944 года. По документам, на вооружении Советской армии в ноябре 1950 года ещё числились 53 таких танка, что подтверждает их эксплуатацию как минимум в учебных и тыловых частях.

Заключение

ИС-1 вошёл в историю не как грозный победитель, а как важный этап эволюции советских тяжёлых танков. Его создание стало ответом на появление немецких «Тигров» и «Пантер», а первые бои показали не только силу, но и слабости машины. 85-мм пушка Д-5Т оказалась недостаточно мощной против тяжёлой немецкой брони, а защита не всегда выдерживала огонь противотанковых средств. Но именно благодаря боевому опыту ИС-1 стало возможным быстрое принятие на вооружение усовершенствованного ИС-2, вооружённого 122-мм орудием, которое уже соответствовало требованиям фронта. Фактически, ИС-1 невольно оказался переходным, временным решением, но при этом сумел сыграть ключевую роль в становлении советской школы тяжёлого танкостроения. Его короткая, но насыщенная служба показала необходимость искать баланс между бронёй, огневой мощью и надёжностью, что стало основой для всех последующих машин серии. Сегодня ИС-1 воспринимается как редкий и ценный памятник эпохи, свидетельство того, как быстро развивалась техника в условиях жесточайшей войны.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.