Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Тяжелый танк ИС-2, 1943

Тяжелый танк ИС-2 стал в некотором роде ответом на перспективные немецкие разработки, данные о которых попали в руки советской разведки примерно в конце 1942 - начале 1943 года. По данным разведки, немцы и не думали останавливаться на производстве тяжелых “Тигров” и “Пантер”, равно как и на их “охотничьих” производных. Таким образом, ИС-2 был разработан, чтобы упредить появление новейших немецких машин, дабы установить полную доминацию советских танковых войск на полях сражений. История тяжелых танков “ИС” неразрывно связана с предыдущей серией танков “Клим Ворошилов”. Фактически, танки имени Вождя были тем, чем должны были стать первые крупносерийные советские тяжеловесы, а именно - прототип КВ-13. Именно в нем заложили те концепции, которым следовал (хоть и с серьезными изменениями) танк ИС-2. Однако до него еще нужно было “дорасти”, в том числе и в качестве конструкторской идеи. Тем не менее, на базе одного из побочных проектов линейки КВ, был создан тяжелый танк ИС-1, и откровенно
Оглавление

Тяжелый танк ИС-2 стал в некотором роде ответом на перспективные немецкие разработки, данные о которых попали в руки советской разведки примерно в конце 1942 - начале 1943 года. По данным разведки, немцы и не думали останавливаться на производстве тяжелых “Тигров” и “Пантер”, равно как и на их “охотничьих” производных. Таким образом, ИС-2 был разработан, чтобы упредить появление новейших немецких машин, дабы установить полную доминацию советских танковых войск на полях сражений.

Тяжелый танк ИС-2 в ранней (со ступенчатым "носом" корпуса) модификации на параде Победы 9 мая 2019 года. Фотография в свободном доступе.
Тяжелый танк ИС-2 в ранней (со ступенчатым "носом" корпуса) модификации на параде Победы 9 мая 2019 года. Фотография в свободном доступе.

История создания

История тяжелых танков “ИС” неразрывно связана с предыдущей серией танков “Клим Ворошилов”. Фактически, танки имени Вождя были тем, чем должны были стать первые крупносерийные советские тяжеловесы, а именно - прототип КВ-13. Именно в нем заложили те концепции, которым следовал (хоть и с серьезными изменениями) танк ИС-2. Однако до него еще нужно было “дорасти”, в том числе и в качестве конструкторской идеи. Тем не менее, на базе одного из побочных проектов линейки КВ, был создан тяжелый танк ИС-1, и откровенно говоря, в высшем военном руководстве не совсем понимали, нужен ли будет танк с более мощным вооружением? Однако проекты танка с усиленным вооружением разработать приказали.

Тяжелый танк КВ-122, "конкурент" ИС-2 во время разработки. Изображение в свободном доступе.
Тяжелый танк КВ-122, "конкурент" ИС-2 во время разработки. Изображение в свободном доступе.

Практически одновременно с прототипом ИС-1 разрабатывались два проекта — тяжелый танк с 122-мм орудием КВ-122 и аналогично ему вооруженный ИС-2. Причем на первых порах ИС-2 планировали вооружить… 85-мм пушкой Д-5, что в окончании было признано недопустимым, смысла плодить несколько танков с одинаковым вооружением не было никакого. Тем более, что новый танк должен был, по задумке военных, уничтожать любую технику противника на дистанциях реального боя — в некоторых отчетах мне удалось найти данные, что 85-мм пушка, устанавливаемая на средний танк Т-34 и ИС-1, могла бороться с “Тиграми” только на дистанциях не ближе километра, а “Пантеры” на таких дистанциях, благодаря своей наклонной броне и спецсплаву, пробивалась неохотно. В сентябре 1943 года, артиллерийский конструктор Федор Федорович Петров, основываясь на своих расчетах, написал письмо “отцу советских тяжелых танков” Жозефу Котину с предложением установить на танки серии “ИС” пушки калибром 107, 122 и даже 152 мм! Котин думал недолго — ему нужен был новый танк, чтобы слегка раскрасить сгустившиеся над ним тучи. Фронту также был нужен новый танк с тяжелым вооружением — по донесениям разведки, в 1943 году на заводах Германии уже полным ходом шли разработки сверхтяжелых танков и “охотничьих” противотанковых машин.

122-мм корпусная пушка образца 1931/37 года под индексом А-19, послужившая основой для создания Д-25Т. Фотография Виталия Кузьмина, находится в свободном доступе.
122-мм корпусная пушка образца 1931/37 года под индексом А-19, послужившая основой для создания Д-25Т. Фотография Виталия Кузьмина, находится в свободном доступе.

Допускать их появления, а равно как терять инициативу на поле боя, было недопустимо. Это понимали и в ГКО, и в Наркомате тяжелого машиностроения. А так как почта в военное время подвергалась перлюстрации, то о идее Петрова быстро узнали “наверху” и упускать такой шанс не собирались. Это письмо и послужило стартом к началу разработок новых танков, в работу активно включился Котин, который и выбрал 122-мм пушку А-19 образца 1937 года как отправную точку для создания нового орудия. Работы пошли сразу полным ходом — пока Петров решал вопросы по уменьшению отката, переносе органов управления и прицельных приспособлений на одну сторону, а также прочие мелкие вопросы, на опытном заводе №100 прорабатывали варианты размещения пушки в башне танка ИС-1 (он, напомню, вооружался более компактной Д-5Т). К решению вопросов пришли почти одновременно — в октябре-ноябре 1943 года, на полигоне близ Чебаркуля уже проходил испытания прототип “Объект 240”, который позже станет ИС-2.

Однако уже вскоре на фронте выяснилась одна существенная, причем неприятная деталь — лобовая броня, имевшая “ступенчатую” форму, при всей своей толщине, оказалась нестойкой к попаданиям из 88-мм немецкой противотанковой пушки Pak.43, что была к тому времени мощнейшей в Вермахте. Тогда работы над повышением бронирования танков ИС-2 возобновились, и вскоре новый танк получил прямую верхнюю лобовую деталь из катаной брони, куда более устойчивую к попаданиям немецких снарядов. Примечательно, что ИС-2 был принят на вооружение еще до завершения войсковых испытаний, а первые, уже реально “доминирующие” на поле боя танки попали на фронт лишь весной 1944, уже с новым лобовым листом.

Описание конструкции

ИС-2 был танком “нового типа”, но с классической компоновкой внутренних отделений. Практически сразу после попадания на фронт, “Иосифы” воцарились на полях сражений и реальной конкуренции не встречали вплоть до появления “Королевских тигров”.

Бронированный корпус и башня

Корпус ИС-2 — сварной, классической компоновки, образованный плитами литой (с середины 1944 года - катаной) брони толщиной от 20 до 120 мм. Лобовая деталь на ИС-2 могла иметь следующие параметры:

  • ИС-2 образца 1943 года — нижняя лобовая деталь толщиной в 100 мм, располагалась под углом в 30° к вертикали, средняя лобовая деталь толщиной в 60 мм, располагалась под углом в 73° к вертикали. Верхняя, толщиной в 120 мм, располагалась под углом в 30° к вертикали, и в принципе, выдерживала попадания снарядов (хоть и не всегда);
  • ИС-2 образца 1944 года имел нижнюю лобовую деталь толщиной в 100 мм, расположенную под углом в 30° к вертикали, средняя и верхняя лобовые детали были объединены в одну и были представлены 100-мм плитой, расположенной под углом в 60° к противнику.

Толщина брони по верхней части бортов составляла 90 мм с наклоном в 15° к вертикали, нижняя часть борта (за гусеницами) имела ту же толщину, но уже располагалась строго вертикально. Кормовая часть корпуса собиралась из двух плит брони толщиной в 60 мм. Верхняя кормовая деталь располагалась под углом в 49 градусов, нижняя - под углом в 40 градусов к вертикали. Все это было призвано как усложнить попадание по броне под прямым углом, а также повышало вероятность рикошета при попаданиях. Крыша была образована двумя листами толщиной в 30 мм, один из которых образовывал подбашенное пространство, второй — крышу моторно-трансмиссионного отделения. Крыша МТО, для удобства обслуживания силовой установки была съемной, а верхний кормовой лист сделан откидным для удобства доступа к некоторым узлам и агрегатам. Подбашенная коробка (с вырезом под погон диаметром 1800 мм) выполнялась таким образом, что башня была несколько утоплена в нее — это решение было применено для того, чтобы попадания по ней не приводили к заклиниванию механизмов поворота, а также для дополнительной защиты экипажа при попадании. Днище танка выполнялось из цельной 20 мм плиты, в нём прорезались различные технологические лючки, а также люки для аварийного выхода экипажа.

Схема бронирования тяжелого танка ИС-2. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования тяжелого танка ИС-2. Изображение в свободном доступе.

Экипаж танка ИС-2 состоял из четырёх человек — механик-водитель (он же оператор курсового пулемета), наводчик орудия, заряжающий и командир танка. Посадка и высадка экипажа происходила через люки в крыше башни — круглый двухстворчатый люк на крыше командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Место механика-водителя располагалось в передней части танка, по центру машины. Остальной экипаж рассаживался в башне — впереди-слева от орудия располагался наводчик, за ним было рабочее место заряжающего, командир машины располагался справа от орудия.

Рисунок внутренней компоновки ИС-2. Изображение в свободном доступе.
Рисунок внутренней компоновки ИС-2. Изображение в свободном доступе.

Обтекаемая башня танка была литой, имела сложную геометрическую форму, ее борта толщиной в 90 мм располагались под небольшими углами к вертикали (15°) для повышения снарядостойкости и в попытках сохранения заброневого объема. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия имела такую же толщину, образовывалась пересечением нескольких сфер и отливалась отдельно, к остальным деталям башни она приваривалась. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемета и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность "соприкосновения" нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Вооружение

Основным вооружением ИС-2 была 122-мм пушка Д-25Т, которая, как я уже говорил, была глубокой модернизацией 122-мм пушки А-19 образца 1931/1937 года. Большие габариты и масса орудия сильно нарушали центровку башни (она изначально разрабатывалась под 85-мм пушку Д-5) из-за чего стрельба велась с некоторыми ограничениями. Для компенсации отката орудия была серьёзно проработана система отката, а также устанавливался дульный тормоз (поначалу он был создан на базе аналогичной детали немецкой САУ Ferdinand, несколько единиц которых было захвачено в качестве трофеев).

Чертеж-схема танковой пушки Д-25Т и стабилизированной Д-25ТА. Изображение в свободном доступе.
Чертеж-схема танковой пушки Д-25Т и стабилизированной Д-25ТА. Изображение в свободном доступе.

В боекомплект ИС-2 входило 35 снарядов раздельного заряжания, которые располагались в укладках по обоим бортам боевого отделения. В номенклатуру снарядов входили три вида:

  • остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (тротил) — 156 г);
  • тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (А-IX-2) — ? г); разработан в 1944 году, но в войсках в массовых количествах появился в самой завершающей фазе войны — весна 1945 года;
  • осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг).

В качестве вышибного заряда во всех случаях использовался Ж-471, который обеспечивал начальную скорость снаряда в 792—800 м/с. Эти характеристики обеспечивали пробиваемость любого немецкого танка на дистанции в два километра, в любой проекции. При этом пробивание обеспечивала не столько скорость полета снаряда, сколько его вес — “чурка” весом в 25 килограммов скорее проламывала, чем пробивала броню немецких танков.

Гильзы и снаряды танковой пушки Д-25Т. Слева направо: гильза бронебойного выстрела, гильза осколочно-фугасного выстрела, осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471, остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471, тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б. Все снаряды показаны с двух сторон. Изображение из Википедии.
Гильзы и снаряды танковой пушки Д-25Т. Слева направо: гильза бронебойного выстрела, гильза осколочно-фугасного выстрела, осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471, остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471, тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б. Все снаряды показаны с двух сторон. Изображение из Википедии.

Углы вертикальной наводки для Д-25Т составляли от -3 до +25 градусов, что позволяло вести огонь на дистанции до 15 километров, однако прямой наводкой выстрел был эффективен на дистанциях до пяти километров. Также орудие позволяло “ювелирную” наводку в небольшом диапазоне (буквально 2-3 градуса) при зафиксированной башне, что для опытного экипажа играло немаловажную роль. Боевая скорострельность орудия составляла 2-3 выстрела в минуту для орудий с клиновым затвором (первая сотня ИС-2 оснащалась орудиями с поршневым затвором, что было неудобно и снижало скорость стрельбы до 1-2 выстрелов).

Левее (относительно изображения на фото) смотрового прибора механика-водителя можно разглядеть отверстие для курсового пулемета. Фотография в свободном доступе.
Левее (относительно изображения на фото) смотрового прибора механика-водителя можно разглядеть отверстие для курсового пулемета. Фотография в свободном доступе.

Для борьбы с пехотой на танке устанавливалось сразу три пулемета — один из них, оснащенный электроспуском, устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй размещался в корме башни и управлялся заряжающим. Третий пулемет устанавливался справа от механика-водителя, устанавливался в жестко закрепленной стойке и управлялся мехводом дистанционно, с помощью кнопки на правой рукояти управления танком. Боекомплект ко всем пулеметам составлял 2000 патронов (согласно руководства по материальной части ИС-2 от 1960 года). Также на крыше башни, начиная с 1945 года устанавливали отдельный крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК с боекомплектом в 300 патронов (согласно тому же руководству).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Сердцем танка ИС-2 был четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л. с. Запуск двигателя обеспечивался либо вручную с помощью инерционного стартера (запуск таким образом производился снаружи), либо при помощи электрогенератора, питающего тот же инерционный стартер. Также двигатель можно было запустить с места механика-водителя при помощи пневматического механизма запуска. Электроприводом инерционного стартёра выступал электрический двигатель мощностью 0,88 кВт. Подача топлива из топливных баков общей емкостью в 515 литров осуществлялась при помощи топливного насоса высокого давления НК-1 со всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовались два фильтра типа "Мультициклон", позднее — два фильтра ВТИ-12. Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИС-2 имел три внутренних топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Также ИС-2 комплектовался четырьмя внешними топливными баками ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Схематическое изображение МТО танка ИС-2. Изображение в свободном доступе.
Схематическое изображение МТО танка ИС-2. Изображение в свободном доступе.

Скорость движения 46-тонного танка по твердому грунту достигала сорока, по пересеченной местности он мог двигаться не быстрее двадцати пяти километров в час. Запас хода по шоссе составлял 340 километров при экономичном ходе, по пересеченной местности — не более 160. Расход топлива “на сотню” страшно и вообразить — в зависимости от режима, от 300 до 550 литров горючего!

Танк ИС-2 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения "стали по феродо";
  • четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад; вторую заднюю передачу можно получить только теоретически, в реальной машине она отсутствует);
  • два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения "сталь по стали" и ленточными тормозами;
  • два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические. По сравнению с трансмиссией тяжёлого танка КВ-85, в новую конструкцию ввели планетарные механизмы поворота. Применение этих механизмов позволило поднять общую надёжность трансмиссии в целом, которая была самым существенным недостатком ходовой части танков серии КВ и машин на его базе.

Ходовая часть ИС-2 не претерпела особых изменений в сравнении с предыщими моделями. Фотография Виталия Кузьмина, находится в свободном доступе.
Ходовая часть ИС-2 не претерпела особых изменений в сравнении с предыщими моделями. Фотография Виталия Кузьмина, находится в свободном доступе.

Подвеска у ИС-2 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (550 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту; эти катки были заимствованы от тяжелого танка КВ-85. Механизм натяжения гусеничного движителя винтовой, а каждый движитель состоял из 86 одногребневых траков шириной 650 мм. В общем, эти параметры позволяли танку “карабкаться” в горку под углом в 36 градусов, преодолевать стенки высотой до одного метра, “перепрыгивать” ров шириной в два с половиной метра и проходить по водным препятствиям глубиной до ста тридцати сантиметров.

Тяжёлый танк ИС-2 по своей подвижности расценивался представителями РККА удовлетворительно (в сравнении с другими моделями тяжелых танков РККА), хотя при 520-сильном дизельном двигателе и массе в 46 т его удельная энерговооружённость была самой низкой среди советских крупносерийных средних и тяжёлых танков. Удельное давление на грунт составляло около 0,8 кг/см², что намного ниже показателей немецких тяжёлых и средних танков. Реальная максимальная скорость не превышала 35 км/ч, но для тяжёлого танка прорыва эта характеристика не являлась определяющей, ибо главным тактическим применением был бой в одном строю с пехотой, а для развития прорыва предназначались более подвижные средние танки Т-34. В случае слабого или отсутствующего сопротивления противника ИС-2 могли ограниченно использоваться для углубления прорыва, однако скоростные характеристики не могли обеспечить быстрого углубления и перерезания коммуникаций противника, что играло против танка в большинстве случаев.

Электрооборудование и связь

Электропроводка в танке ИС-2 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А-ч. Потребители электроэнергии включали:

  • электромотор поворота башни;
  • наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
  • наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
  • электроспуск пушки и пулемётов;
  • средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
  • электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартёра, бобины свечей зимнего пуска двигателя;

Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумлённой обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Радиостанции 10Р или 10РК (в зависимости от серии танка) представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В. 10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции. Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16, что не сыграло большой роли в обеспечении дальности связи.

Боевое применение

Боевое крещение ИС-2 получили 10 марта 1944 года на Уманьском направлении, в ходе боя было безнаказанно уничтожено десять Pz.Kpfw.IV — полк потерь в матчасти и людях не понес. Первый бой ИС-2 с «Тиграми» (против которых, собственно этот танк по большей части и создали) состоялся в апреле 1944 года под г. Тернополь. В этом бою участвовали машины 11-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка. Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Благодаря своим боевым характеристикам, а также высокой ремонтоспособности, ИС-2 с честью прошли войну без особых потерь, причем очень часто эти танки шли в бой и в городских условиях, где любому танку “тесновато” и снижается маневренность и как следствие, эффективность боевой машины. Однако не стоит считать, что ИС-2 были неуязвимы, как вам могло показаться — согласно открытым данным, только за 1944 год безвозвратные потери танков составили, по разным оценкам, от 420 до 450 машин! Для танка общим выпуском примерно 1500 единиц (по данным на середину 1945 года) это довольно высокий показатель потерь, показывающий, что фашистская Германия еще не была бедствующей и слабой, как нам показывают это в различных исторических хрониках и кинолентах (в том числе и документальных).

Танки ИС-2 во время штурма Берлина. Фотография в свободном доступе.
Танки ИС-2 во время штурма Берлина. Фотография в свободном доступе.

На Великой Отечественной Войне история боевого пути ИС-2 не закончилась — некоторое количество танков участвовало в Первой Индокитайской и Корейской войнах, в 60-х два танковых полка, на вооружении которых стояли ИС-2, были отправлены на Кубу “совершать социалитическую революцию”, еще часть танков была использована в качестве ДОТ на советско-китайской границе, несмотря на то, что к тому времени ИС-2 уже были сняты с вооружения действующих частей и консервировались “стахановскими темпами” на всякий случай (да, даже при наличии более совершенной техники). Окончательно ИС-2 (в том числе и модернизированные варианты ИС-2М) были сняты с вооружения армии Российской Федерации в 1993 году!

Заключение

Да, автор сознательно не стал расписывать славный путь танка ИС-2, ведь за год его активного использования, он принимал участие во всех военных операциях, помогал в штурме Берлина и Рейхстага, и по праву может считаться танком-победителем. Тяжёлый танк ИС-2 стал одним из наиболее эффективных образцов бронетехники Второй мировой войны. Его мощное вооружение, надёжная броня и достаточная подвижность позволяли успешно решать широкий круг боевых задач — от борьбы с тяжёлыми танками противника до разрушения укреплённых оборонительных линий. На практике он показал высокую живучесть, простоту эксплуатации для своей категории и способность вести бой в самых тяжёлых условиях. ИС-2 внёс значительный вклад в успех Красной Армии на заключительном этапе войны. Он оправдал замысел конструкторов и доказал, что советская школа танкостроения способна создавать машины, равные или превосходящие лучшие образцы противника. Сегодня ИС-2 заслуженно считается одним из символов Победы и ярким примером того, каким должно быть оружие решающей войны — хотя, кто знает, как шла бы война, будь на вооружении РККА такие танки в начале войны?

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.