1941 год.
Глава 1
- Ты должна выйти за него замуж, Полина, - Наталья сурово смотрела на племянницу.
- Нет, я не пойду замуж за Федьку, и не уговаривайте, - покачала головой девушка.
- Полинка, ты чего же своей головушкой подумать не хочешь? Любит тебя Федя, души в тебе не чает, а ты нос воротишь. Послушай сюда - как только учеба закончится, ты вернешься в село и пойдешь за Федора. Всё, больше не возвращаемся к этому вопросу.
- А если нет? - упрямо посмотрела на неё девушка.
- Глупая ты, Поля. Счастья своего под носом не видишь. Чем тебе Федор не угодил? Красавец-парень, работящий, с доски почета его имя не сходит. А главное, что без ума от тебя, бестолковой. Я же тебе, Поля, счастья желаю.
- А если я другого люблю? - Полина отвела глаза. - Однокурсника своего...
- Это что же, парнишка на медбрата учится? - подняла бровь в удивлении Наталья.
- И что же тут такого? Сейчас на медбрата, а после в институт поступит, хирургом станет. Вот за него я замуж и пойду. Василием звать его.
- А он, он тебя любит?
- Любит, наверное, - пожала плечами Полина.
- То есть, не уверена ты, - голос Натальи был ласковым, но глаза её посерели, и Поля поняла, что она недовольна. - Послушай меня, девочка...
Наталья присела на стул, сняла косынку с головы и тихо произнесла:
- Знаешь, многие говорят про меня, что сердце я каменное в своей груди ношу. Может и так, только сердце то в камень супруг мой гулящий обратил. Я же души в нем не чаяла, а как сватов ко мне заслали, так счастливее девчонки было не найти. Кто же знал, что не жену в дом он привести решил, а работницу. Четверо братьев и две сестры у него, на всех стирала, готовила, да еще и с огорода не вылезала. Как дом свой построили, вот этот, так разрывалась на два огорода, ведь у свекрови моей то в глазах темнело, то колени не гнулись. Вот только бегать по селу и лентяйкой меня обзывать силы у неё были. Покуда Колей беременна ходила, муженек мой гулять начал. А как родила, так и вовсе его потеряла. Не успела я окрепнуть после родов, как узнала, что Марфа беременна от него. Метался муж мой, а я плакала, да просила семью сохранить. Глупой была. Но только несмотря на мои мольбы на коленях, собрал он вещи и ушел. А после вернулся и потребовал дом освободить для его новой семьи. Вот тут сердце моё и закаменело - отправилась я в сельский совет с жалобой на него, загулял муж, ребенка на стороне сделал, а жена теперь с дитём малым должна по чужим углам скитаться? Начальство видело его выкрутасы, да оставили дом за мной. Приходил он с Марфой, скандалил, но я милицию на него натравила, вот он и отстал. Пригрозили ему, что за хулиганство ответ держать будет, вот и испугался мой муженек. А я... Поняв, что теперь Коле за отца и за мать буду, ведь отказался бывший помогать, злобу держал, в руки себя и взяла. Про любовь напрочь забыла... Но вывод сделала - лучше, если муж будет любить. Такой не предаст, из семьи не уйдет и, чтобы взаимности добиться, из кожи вон вылезет. Так что делай выводы, Полина. В этом году заканчивается учеба, колхоз наш уже запросил тебя в родное село, чтобы по распределению сюда перевели, а не в какое другое селение или городок. В родных стенах и работается легче, да и Гаврилычу помощница давно требуется.
- Значит, за меня всё решили? - Полина сверкнула глазами от злости. - И где мне работать, и за кого замуж выходить... Коле почему-то позволено было жениться без вашего согласия. Да что уж говорить - живет он на границе с супругой, которую вы в глаза не видели! Он сам её выбрал, а мне, что же, нельзя самой?
- Полина, от ошибки уберечь тебя хочу, чтобы любимой женой ты была, а не грушей для биться.
Но вскоре стало не до любви и не до споров - началась Великая Отечественная война.
После учебы, этим же летом получив документ об образовании, Полина вернулась в родное село и стала работать с врачом Яковом Гавриловичем. Душа её болела за Василия, который мог быть призван на службу и она, вспомнив молитвы, которыми обучила её Наталья, стала просить у Бога помощи.
***
- Поля, пойдем погуляем, - в медпункте появился Фёдор и посмотрел на девушку с большой надеждой.
Встав с кушетки, на которой она делала перевязку десятилетнему сорванцу-Петьке, Поля подошла к парню и тихо произнесла:
- Не пойду, Федя. Не пойду. О другом сейчас сердце моё болит. Вот уж две недели не знаю, как он и где, нет ответа на весточку мою. В городе он остался, надобно бы мне съездить, да работы много, нет ни дня свободного.
- Знаю я, что люб тебе другой, Поля. Знаю, оттого в сторонку отойти решил. Не буду я больше докучать тебе своей любовью, напоследок лишь прошу погулять со мной немного. Уезжаю я завтра.
- Как же уезжаешь? Куда?
- На фронт, любовь моя. Сам поехал вчера проситься, не дождался повестки. Нет мне здесь покоя, покуда друзья мои, которых первыми призвали, сейчас врага бить будут без меня. И не будет покоя, покуда ты личико своё красивое от меня воротишь, да в мою сторону даже не смотришь.
- Федя, зачем ты? Зачем? - глаза её наполнились слезами.
- Я не трус, Поля. И за спинами других отсиживаться не буду. А сейчас прошу лишь одно - погуляй со мной, дай мне просто побыть с тобой рядом. Вдруг я больше не увижу тебя никогда? Вдруг не доведется нам встретиться больше...
Полина почувствовала жалость к парню. Ах, что же он всё за ней увивается? Разве же мало девчат красивых в селе? Что же он душу свою изводит? В другой бы раз привычно отказалась, но не сейчас. В его глазах она увидела такую тоску, что аж сердце защемило. Она подумала о Василии... Вот точно так же она любит его, и всё было отдала, чтобы пройтись с ним по селу и почувствовать его тепло рядом.
Она увидит его, обязательно увидит. На следующей неделе поедет в город, и только бы успеть...
Федор не знал о её мыслях, он довольствовался кивком её головы и радостным покинул медпункт, крикнув, что придет за ней как солнце зайдет.
****
Они гуляли, Федя рассказывал смешные истории, но Полина лишь снисходительно улыбалась, потому что думала о Василии. Нет, она не дождется следующей недели, отпросится у Гаврилыча пораньше.
- Поля, спасибо тебе. А теперь пора прощаться, - уже поздно было и молодые люди стояли перед домом Натальи.
- Береги себя, Федя. И возвращайся. Ты обязательно будешь счастлив, пусть не со мной, но ты найдешь еще свою любовь.
- Полина, можно последнюю просьбу? А потом я больше не потревожу тебя. Последнюю...
- Что ты хочешь?
- Поцеловать тебя. Один раз.
Она вспыхнула и отошла на шаг, но Федя подошел и взял её руку.
- Я не прошу большего. Только один поцелуй, который подарит мне счастье и даст силы бить фрица!
Подумав миг, она кивнула и сделала шаг к нему навстречу.
А в это время за ними наблюдали двое...
Продолжение
19