Я долго пробирался через всё творчество Харуки Мураками, чтобы снова вернуться в фэнтези. Ну, как фэнтези... С элементами кайдана - японских страшилок про всякое. Короче, мы сделали огромную петлю, чтобы снова вернуться к Овцам и Единорогам. Тут автор снова пытался себя превзойти и, грубо говоря, намешал сюда всё, что писал ранее маленькими кусочками. Честно. Есть даже слово в слово фраза "слушай песню ветра" ближе к концу текста. Как вы, наверное, уже поняли, творчество Мураками про кризис идей, если не вообще про их отсутствие. Стилистика - единственное, что изобрёл данный автор; всё остальное - пересказ чужих книжек, сериалов, картин, рекламы. Аутентика текста близка к молекулярному составу воды - 99,9%. Фигли, метамодернизм. Я долго думал как это объяснить и, кажется, нашёл: человек, у которого не было ни одной идеи, о чём ему хочется написать книгу, написал их 14 штук. И каждую ни о чём. Потому что не факт, что и собирался их писать в принципе. Просто не хотел работать и приносить пользу убществу и решил стать писателем - тоже версия.
Тут же даже я несколько устал прикалываться над тем, что он пишет. Кому как, а мне было скучно и неинтересно. 700 из 800 станиц та самая вода из реки в мире метафор - без цвета, вкуса и запаха. Выкинуть первую книгу из 400 страниц и начать читать со второй - ничего не изменится. Абсолютное равнодушие к автору, его героям и событиям произведения. Если автор думает, что я наслаждался этими бесконечными, пустопорожними метафорами без конца и края, никогда не к месту, с абсолютно банальным контекстом, то, видимо, зря. Больше всего его издевательство над читателем чувствуется в конце - скорее всего сам писать устал, а деньги на пиво кончались - и выражено в диалогах. Суть одного примера. Брат и сестра, у них кошка. Кошку зовут Какашка. Кошка пропала. Брат с сестрой пошли искать кошку в пещеру. И вот она, фраза, за которую должны дать Нобеля, а то и двух: "В кромешной темноте пещеры мы с сестрой искали Какашку." Мне кажется, что в конце книги мог быть короткий эпилог: "Я пишу абсолютную глупую бредятину, а вы её покупаете и читаете, потому что не можете отличить великое от посредственного. С уважением ваш Х.М."
Я не люблю сериалы в большинстве своём. Меня не трогают персонажи. Мне не интересны жизни тех людей, о которых мне хотят рассказать. Даже если у главного героя сломалась нога в процессе убегания от медведя в третьей серии я сижу и думаю: "Вот бы его быстрее съел медведь и не нужно было бы смотреть дальше". Но есть и выдающиеся сериалы. Например немецкий сериал "Тьма". Я часто обращал внимание, что Мураками построен на кризисе идей - он постоянно что-то "тырит" из чужих книг, что я читал и из фильмов, что я смотрел. Как Конец света был сплетением Льюиса Кэрролла, Джонни Мнемоника и какого-то заурядного фэнтези, так и здесь всё собрано из чужих оригинальных идей. И идея сериала "Тьма", его продакшн, были удивительны для тех лет. Неужели человек-писатель думает, что его читатели настолько тупы, что не увидят как мило он подмалёвывает факты?! То есть сейчас можно пойти посмотреть фильм, который не по книге снят и, взяв за основу его идею, пересказать его в книге!? Касательно идеи. Мне эта идея, которую всю дорогу пытается выписать Харуки, больше понравится у Ясунари Кавабаты. За эту идею Кавабата уже получил нобелевскую премию, показав нам мир дуализма и двойственности, где очень сложно понять, что есть метафора, а что реальность, не прибегая к кукольным Командорам и Безликим и прочей фантастике. У Кавабаты фантастична реальность, она горит желанием существа. У Мураками реальность вторична, он стремится забыться в мире снов и фантазий.
О чём книга. О художнике у которого началась шизофрения на почве идеалистических мотивов. Понятно, что художник сам Харуки. Понятно, что тут он смиксовал все свои предыдущие идеи, начиная со "Слушай песню ветра". И понятно, что суть всего его творчества - убить идею. Но. Он считает, что убив идею, человек может победить некое им же придуманное зло или более материальную жестокость. Но. Как же донести до Харуки, что человечество тысячелетия жило во тьме безыдейности. При это никогда не прекращались ни войны, ни болезни, ни жестокость, ни смерть. Когда человечество обрело идею - оно осознало себя. Осознало прогресс, не как эволюцию и синоним улучшения, но как движение к этой некой идее. Да, не без потерь, да иногда с ошибками, но, опираясь на наличие этого сигнального маяка мы понимаем как делать лучше с каждым разом. Идея раздолбить всё в пух и читать бессмысленные тексты основательно глупа. Именно современный образ жизни и уровень прогресса вообще позволяет человеку читать такую бессмысленную чушь как эта книга и как эта статья о ней.
Я давно придумал название для такого поворота сознания и называю это "ментальный бомж". Допустим, у меня есть "воображаемый" друг и его зовут, например, Инокентий. Мой друг - специфический человек, который в искусстве видит только поверхность и неспособен коснуться идей. На картинах и фотографиях для него существует только то, что изображено и у него напрочь отсутствует абстрактное мышление. Когда я дал ему почитать "Замок" Кафки, он сказал, что книга ужасно тупая, потому что в ней нет никакого смысла, мол "чел всю дорогу чёто ходит по городу и со всеми трёт тёрки". Когда дал "Дон Кихота", он сказал, что это нуднятина про старого маразматика дерущегося с мельницами. Когда ему кто-то говорит про наличие идей в произведениях, он смотрит на говорящего, как на сумасшедшего или человека, который пытается его подколоть. Я думаю Харуки просто напросто относится именно к такому типу людей, которые не могут постичь окружающие идеи между объектами и тем более не могут их создать, но так как имеют задачу оставить свой след - пытаются убедить всех в своей правоте. А правота их заключается в "бессмысленности жизни". Они очень редко создают семью или заводят детей, если только случайно, как эти герои. Потому что в этом нет смысла, ведь жизнь для них - это сон, это фантазия, это поток нейронов в сознании и ничего реального на самом деле не существует. Их загрузили в Матрицу, и их окружает генеративная реальность. Хочется встряхнуть его, крикнуть ему: "Кеша, что ты творишь!? Ты же пролёживаешь свою жизнь в пустую, в никуда, в канализационную трубу! А у тебя же нет ничего дороже! Ты бы мог столько всего создать, стольких людей сделать счастливыми и себя в том числе!" Но Кеша убеждён, что он лишь атомы и его не существует, как и идей - это бесполезно, абсолютно, как беседовать с человеком на последней стадии зависимости, потому что перед вами "ментальный бомж".
Многие считают Стивена Кинга заурядным писателем за его доступный язык и простые истории. Но это совсем не так. У Кинга есть гений. Писатель написал огромное количество книг и истории в них удивляют нас. Думаю, что они удивляют и самого писателя, раз он продолжает своё восхождение и открывает новое раз за разом. Писатель, который перестал удивлять себя - тем более не сможет удивить читателя. И эта история про Харуки. Всё началось именно со стилистической находки и, к сожалению, ей же и закончилось. Было несколько ярких идей, были попытки эпатировать публику, были попытки выхода за рамки жанра, но нигде не срослось, кроме как в рекламе автомобильных марок, вискаря и регулярного употребления пива с джазом. Но об этом в следующий раз...
Итак, все произведения в жанре роман Харуки Мураками дочитаны. Все 14 книг в хронологическом порядке. Последнее творение буду читать очень навряд ли. И мне остаётся только сделать небольшой отчёт и на этом закрыть вопрос по теме данного автора.
Харуки Мураками: