<...> и после двух не самых удачных книг встречаем "Подземку". На мой взгляд из всего, что было написано ранее, это больмень относящееся к тому, что можно назвать настоящей литературой. Но тоже не без недочётов.
Книга посвящена ужасной трагедии 20 марта 1995 года, случившейся в токийском метро. Теракт унесший жизни двенадцати человек и нанесший непоправимый ущерб здоровью еще шести с половиной тысяч жителей Токио. Сам писатель и вики относят это произведение к документальным. На мой взгляд из документальности тут только реальность события. То, что знаменитый сказочник интервьюировал живых людей, чьи имена и фамилии изменены (а может и сами речи отредактированы), сделано не с целью какого-то документального разбора, а как мне думается с целью "лучшепродаваемости" книги - т.н. "хайпа". Поэтому я бы все-таки добавлял к слову "документальный" приставку "псевдо-".
Что касательно литературы. Шестьдесят два интервью исполнителей, очевидцев, пострадавших и их родственников. Просто прямая речь, людей каким-либо образом ставшими свидетелями или сопричастными к тем ужасным событиям. Некая фикция мышления и характера, автобиографичность, позволяющая нам увидеть образ каждого отдельного и некоего общего "японца". На самом деле - брал он эти интервью или выдумал - особого значения вообще не имеет. Читать это сложно и страшно. Поэтому, чтобы было еще страшнее, я садился на кольцевую ветку и читал это произведение под землёй, как предписано названием. В метро. Очень подробно, много раз, раз за разом, описаны ощущения пострадавших. Это ощущение невидимой смерти, сжимающей тебе горло. Страх перед тем, чего ты не видишь и не понимаешь. И сделать с этим ничего не можешь. Описано более чем правдоподобно и реалистично. Без ушей, кошек, пива и джаза. После интервью идёт короткий личный вывод писателя, к которому мы вернемся в конце...
Что касательно фактов. В 1995 году это событие почему-то не затронуло моё информационное поле. И после прочтения книги мне стало интересно узнать, что же там произошло на самом деле, что стало предпосылкой. И я пересмотрел все видео, репортажи, расследования и прочел несколько статей об этом...
Терракт в токийском метро был совершен членами секты "Аум синрикё" (Учение истины Аум) по приказу лидера секты Сёко Асахары (наст. Тидзуо Мацумото). С 2000 года организация известна под именем "Алеф" и запрещена как террористическая и экстремистская практически во всех странах. Члены секты спустились в метро вместе со всеми пассажирами утром во время наибольшей наполненности вагонов. Когда поезда были в районе центра Токио, сектанты разбили ампулы с зарином. В следствии чего погибло и пострадало очень много людей. Изначально план теракта состоял в распылении зарина из вертолёта над центром Токио. Целью этого действия был прямой террор - уничтожение "неверных" и введение населения в ужас перед истинно-верующими.
Предпосылки. У нас, например, есть закон "О защите чувств верующих". Некоторые считают его странным, но эта книга доказывает его правильность. Не важно во что ты веришь, можешь верить во что угодно - главное, не оскорбляй других, которые тоже верят во что-то своё, может и не всегда совпадающее с твоим видением. В Японии такого закона не было. И наблюдались некоторые проблемы в области религии и духовности. Так исторически сложилось (экскурс делать не хочу). Для "выправления ситуации" правительство, в конце 80-х, приняло закон, разрешающий регистрацию и деятельность религиозных организаций на любой лад и фасон. Но ничего не было сделало для защиты таких организаций. Тем не менее они начали распускаться тысячами как цветы. Среди них была и Аум. Изначально главным направлением секты Асахары была конечно же любовь и необычность в стиле современного искусства. Люди шли толпами. Сектанты носили розовые одежды, устраивали разные сессии и выступления, покупали и заваривали волосы своего верховного духовного лидера, пили воду, оставшуюся после его омовения, зачинали от него детей. Но мода есть мода. И постепенно интерес к этим движениям стал угасать. Старые служители уходили, неофиты не появлялись, денежный поток становился всё меньше. И конечно же, странные действия и высказывания сектантов вызывали неоднозначную реакцию у других людей. Начались иски по делам о мошенничестве. Затем таинственные убийства. Постепенно о веру в любовь и всё светлое все больше и больше вытирались ноги. И любовь в один момент превратилась в жажду мести к остальному миру и террора в отношении тех, кто не верит и просто издевается...
Выводы. Если вы дочитаете все интервью до конца, то найдете выводы писателя, написанные таким же простым языком, каким я пишу свои статьи о нём. Что-то вроде пояснения о чём и зачем было всё вышесказанное. И тут нас ждут очень странные мысли. Эти интервью с подачи ХМ раскрывают абстрактного "японца" действительно как нечто "пустое и бездуховное" - он просыпается рано утром, едет на работу, работает весь день, едет домой, спит. В этой жизни нет места ничему кроме этих действий. Вера, увлечения, цели - встречаются исключительно редко у его персонажей. Они действительно пьют пиво и слушают джаз без цели, стремления и смысла. Автор якобы подтверждает собственную литературную теорию этим литературным терактом. Жалко ли ему их? Нисколько. Как можно жалеть ничто, бессмысленное и бесцельное - примерно таков вывод писателя. Он сам один из "них", неотделим от своего народа и персонажей, транслируемых его сознанием.
Это произведение я прочёл до "Хроник заводной птицы" и подумал что ХМ либо очень циничный человек, либо написал это чтобы спровоцировать читателя, устроить этот "псевдо-документальный псевдо-скандал вокруг персоны писателя сочувствующего террористам", чтобы опять же повысить продажи. Тогда первый раз пошатнулось моё мнение о ХМ, как о человеке. Хроники заводной птицы добили его авторитет и человечность. Я не знаю какой он человек на самом деле. Я не знаю каково его реальное мнение о тех и иных событиях. Я знаю, что я таким образом и о таких событиях с такими выводами написать бы не смог. С моей точки зрения это не выходит за границы и рамки литературы, но выходит за границы и рамки человечности.
Харуки Мураками: