Найти тему
949 подписчиков

Харуки Мураками. Норвежский лес.

269 прочитали
Продолжаем последовательно исследовать творчество (всегда пытаюсь очепятаться и написать "вторчество") знаменитого японского писателя и вот перед нами пятый роман автора, вышедший в 1987 году.

Продолжаем последовательно исследовать творчество (всегда пытаюсь очепятаться и написать "вторчество") знаменитого японского писателя и вот перед нами пятый роман автора, вышедший в 1987 году. Чего там только нет, но нужно начать с устоявшегося порядка - коммерческая литература, постмодернизм, проблематика.

Как я написал в самом начале нашего пути "по книгам", Харуки Мураками, в первую очередь, коммерческий писатель и он ищет нашего отклика, который обернется известностью и продаваемостью романов для него. Вот так образуется сам подход к дизайну произведения и его названию - возьмем название одной из самых известных песен одной из самых известных групп (имею ввиду The Beatles - Norwegian Wood) и прилепим к нашему роману. Какое отношение это имеет к происходящему? Ровно никакого, кроме того что автор\герой в начале романа слышит эту песню в самолете и дальше на него "нахлынывают воспоминания" про ту эпоху и одну девушку (которых на самом деле не одна). Название задает нам тон эстетики 60-х и определяет нашу целевую аудиторию - молодые люди в возрасте 20 лет и ностальгирующие битломаны. Как позже автор признается в интервью, этот роман станет первым его популярным произведением и принесет ему мировую известность.

Как и последующие произведения Мураками, этот роман относится к постмодернистской литературе и содержит большое количество гиперссылок - в нем постоянно звучат песни (Мураками известный меломан), которые задают настроение сценам или сообщают информацию, недовысказываемую автором. Повествование разбавленное музыкой уже было в "Овце" и теперь содержит отсылки к литературным произведениям, которые якобы читает наш главный герой, а на самом деле пересказывает автор. В постмодернизме вставка, аналогия, пересказ других классических произведений довольно распространенный прием. Бывает даже, что некоторые авторы целиком пересказывают чужие произведения своими словами, но в более сжатой форме для аудитории, которая готова насладиться простым языком автора, вместо того чтобы взять роман в 700 страниц, написанный сложным языком и погрузиться в него от и до. То же примерно происходит здесь. Основные произведения участвующие в романе "Норвежский лес" - "Великий Гэтсби" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и "Волшебная гора" Томаса Манна. Забавный факт в том, что "Волшебная гора" Манна в 928 страниц, становится "Норвежским лесом" Мураками в 368 страниц, а еще позже становится "Вероникой решающей умереть" Коэльо в 256 страниц. Кто-нибудь сможет написать еще короче, или сделать комикс на разворот в духе эпохи потребления и эпохи интсаграмм-текста в три предложения с хэштегами и эмоджи?

В этом произведении есть положительные перемены в творчестве писателя. Его герои перестают быть словами, сложенными из букв - у них появляется некое подобие мыслей, чувств, а может даже и души, на основе чего строится проблематика произведения. Сразу бросается в глаза, что, чтобы научиться писать о мыслях и чувствах персонажей, Мураками начал изучать психологию и психоанализ, начиная с самых азов - теории Фрейда. Основной темой произведения становится взросление - тот момент, когда человек постепенно становится взрослым и начинает заниматься самоанализом, задавая себе вопросы на тему "что такое хорошо и что такое плохо". Естественно, самая первая и простая творческая деятельность человека это секс, поэтому на страницах вы столкнетесь с обилием сцен, которые сопровождаются вопросами "а можно ли так делать", "а правильно ли", "тварь я дрожащая или..." Это, кажется, из другой книги... Одним словом обилие сомнений и метаний, девиаций и безответной любви, с которыми сталкивается, каждый проходя определенный жизненный этап. На эту тему можно написать огромное количество книг с открытым финалом, потому что, если мы обратимся к первоисточнику "Теории сексуальности" Зигмунда Фрейда, то узнаем, что никакой "нормальности" в принципе не существует и это является основой нашего личностного разнообразия и абсолютного разнообразия проявления человека в искусстве и творческой деятельности.

Другие Муракниги: