<...> один мой друг, поклонник Мураками, прочитав мои рецензии, счёл, что мне не нравится творчество писателя. Может быть кому-то показалось так же? Но все что, здесь, в блоге, есть (даже то, что покрашено черной краской) это мое понимание эстетики. Такое вот оно сложное и неоднородное - не только ваниль с зефиром, но и иголки со смолой. Ну да, не падаю ниц перед "его высочеством", потому что многое мне кажется очень понятным и знакомым (из других книг, которые сам Мураками упоминает или нет), но не могу сказать, что не нравится. Ведь решил прочесть все его книги от первой до последней (как и некоторых других не менее достойных писателей). Многие выступают против вторичности, как против чего-то ужасного, но я так не считаю. По мне "вторичность" - это просто блюдо, которое я уже ел, повторение пройденного, пересказ чужих идей своими словами. Может и не "Ах!", но и не "Кошмар!". Многие современные писатели, которых почитают, занимаются таким делом и "люди кушают" их творчество.
Нашел хорошее сравнение для описания того, что для меня творчество Харуки Мураками (далее ХМ). Я составляю себе иногда очень трудные программы, как подъем на гору. \\ за кадром играет песенка "нужна зарядка для хвоста - и для ума нужна зарядка..." \\ И с середины декабря, сначала был "Улисс" Джеймса Джойса, который многие считают одной из сложнейших книг всех времен. Потом был "Авессалом! Авессалом!" Уильяма Фолкнера. Тоже, кстати, фентези - карта вымышленной локации на форзаце есть и повествование идет о мире населенном демонами в человеческом облике. Ну и там тоже язык на грани поэзии и библейских псалмов. Потом были "Гроздья гнева" Джона Стейнбека, буквально вчера, ссылка будет внизу. На каждое такое произведение или на научную книгу по искусству у меня в среднем уходит пара недель максимум. Потом, иногда, увлекаюсь фантастикой и на одно произведение в 500 страниц уходит где-то неделя. А потом хочется, иногда, отвлечься - и тут прекрасно помогает Мураками, как стакан воды, как глоток воздуха. На его произведение у меня уходит обычно три дня.
Четвертая книга "Страна Чудес без тормозов и Конец Света" мне весьма понравилась. Во-первых, тут без всяких натяжек фентези и фантастика, никакого магического реализма с претензией на скрытую философскую составляющую. Во-вторых, есть честность и наивность (как и в "Овце") и чувствуется, что автору тоже это приключение по-детски интересно и захватывающе. Я нормально отношусь ко вторичности, поэтому, хоть мне и показалось, что Мураками впечатлился "Джонни Мнемоником" Уильяма Гибсона, который вышел на пару лет раньше - так как мне нравится "Мнемоник" - мне интересны и альтернативные варианты сюжета в такой вселенной. Второе, что сразу бросается в глаза - Мураками превращает в фантастический боевик теорию личности Кара Густава Юнга. Сюжет строится на двух параллельных линиях, переплетающихся в конце - сознание и подсознание. В мире сознания так же есть две стороны - сознательное Токио и бессознательное Метро, населенное ужасными Джабервоками (заберем их в бестиарий ХМ вместе с легендарным и загадочным Автоматом Пинбола "Ракета" и Человеком-Овцой, вдруг потом из этого выйдет что-то интересное). Джабервоков решили не переводить на русский язык, потому что у ХМ они похожи на созвучных нам жаб, но если копать в литературные отсылки произведения - Джабервоки есть Бармаглоты из "Алисы в Стране Чудес". Остальные персонажи "Алисы" тоже в достатке - Кролик АКА Заяц, Твидлдам и Твидлди АКА Труляля и Траляля, и прочие... О первопричинах расколотого бытия, заключенных в падении Шалтая вообще рассуждать не будем. Главный герой - безымянный мнемоник, то есть человек способный в своем подсознании переносить подгруженные базы данных, как Человек-Флешка. Весь процесс чтения перемежающихся сюжетов у Юнга называется "амплификацией". Амплификациея - склонность человеческого разума искать "параллели", то есть схожие идеи, мотивы, слова в разных произведениях. Чем мы здесь часто и занимаемся. Что и является одним из удовольствий от изучения и общения с искусством. Как пример Ден Браун "Код Да Винчи" или "Ангелы и демоны".
Словом, чистый мета-модернизм. Можно читать так - вполне занятная фантастика. Если же перед этим прочесть "Мнемоника", "Алису" и погрузиться в теорию Юнга - произведение становится намного глубже и понятнее - на что автор намекает и на что ссылается. Ну и, конечно, напоследок, так как Юнг еще и занимался исследованием "символа" (архетипы там всякие, вот это вот всё, помните?) - шикарный символ придуманный писателем - череп единорога. Очень просто, очень сложно, очень круто <...>
Ещё Харуки Мураками:
Уильям Гибсон:
Путь Норвежского списка с декабря: