Найти в Дзене
СберПро

Автобус из будущего. Как выглядит общественный транспорт в 2025 году

Оглавление

Цифровизация делает общественный транспорт удобнее, быстрее и безопаснее. В городах России появятся или уже появились новые способы оплаты, беспилотные трамваи и единые платформы для учёта льгот.

Рассказываем, как уже изменилась поездка на автобусе, метро и электричке за последние несколько лет.

Умные приложения

Приложения вроде «Мой транспорт» (работает в более чем 40 регионах страны), помогают заранее узнать, когда придёт автобус, сколько в нём людей и как лучше пересесть. А система «Зелёный цифровой коридор пассажира» оформляет билеты в реальном времени и использует данные ГЛОНАСС для отслеживания транспорта. Стыковка смартфона и транспорта происходит через bluetooth-метки.

По данным CNews, по март 2025 года таким способом куплено уже 16,5 млн билетов. Систему внедрили в Ярославле, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Твери и других городах. В Московской области, Санкт-Петербурге и Курске она работает в пилотном режиме.

Согласно ТАСС, в будущем такие функции появятся во всех регионах страны.

Ещё по теме транспорта:
Транспорт на цифре: как «ТаграС-ТрансСервис» автоматизировал процессы автопарка
Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру
В ритме опережения. Как в ГК «Юралс» автоматизировали выпуск транспорта на линию
Тренды развития логистики России в 2025 году

Оплата по лицу

Технология оплаты по лицу позволяет сократить очереди на входе, избавляя пассажиров от необходимости прикладывать билет, банковскую карту или телефон к турникету.

В столице проезд на метро таким образом можно оплатить повсеместно. В Санкт-Петербурге система пока работает лишь на нескольких станциях. Также оплата по лицу возможна в метро Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода и Самары.

Число объектов с технологией биометрической идентификации пассажиров (шт.)

Источник: СберПро
Источник: СберПро

Интеграция карт и льгот

С 1 июня 2025 году начала работу единая карта «Ленинградская». Она объединила транспортную карту со льготами жителей области. В дальнейшем за ней планируется закрепить различные электронные сертификаты, начислять на неё выплаты и пособия, в перспективе — давать доступ к электронным рецептам.

Параллельно в регионах развивается единая билетная система на базе транспортной карты «Тройка». Она уже работает более чем в 25 регионах, объединив льготные и общегражданские карты, а также карту жителя.

ИИ в управлении транспортом

Алгоритмы уже планируют маршруты водителей, составляют цифровые путевые листы и помогают следить за техосмотрами. В Москве искусственный интеллект «назначает» водителей на маршруты — это ускоряет работу и снижает нагрузку на диспетчеров («Российская газета»).

Интеграция с госданными позволяет перевозчикам быстрее планировать ремонты и обслуживать транспорт.

Умный город

С 2018 года реализуется проект «Умный город». Его задачи:

  • управление светофорами в реальном времени;
  • адаптация трафика под поток;
  • подготовка к внедрению беспилотного транспорта;
  • развитие экологичных решений и др.

В Новосибирске, например, уже 20% светофоров оборудованы детекторами, которые фиксируют ДТП, интенсивность движения и автоматически регулируют трафик. В 2025 году охват хотят довести до 100%.

Беспилотный транспорт

Беспилотный трамвай уже тестируется в Москве: он проехал более 3500 км без нарушений ПДД («Коммерсант», «Ведомости»). ИИ в реальном времени анализирует обстановку и предсказывает действия других участников движения.

На МЦК запущена первая беспилотная «Ласточка». В будущем такие технологии планируют интегрировать в автобусы и электробусы (РИА Новости).

Однако до массового внедрения далеко. Нужны единые технические стандарты для всей транспортной инфраструктуры, иначе разные системы не смогут работать вместе.

О вызовах развития общественного транспорта и перспективах его развития читайте в статье на СберПро.