Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я расскажу о первой очереди Казанского метрополитена, который сегодня отмечает 20-летие!
Проекты
В конце 60-х годов прошлого века в Казани началась массовая застройка, и в городе заговорили о необходимости строить метро. В СССР действовало правило: если город достиг миллиона жителей, значит в городе можно построить метро. В 1979 году в Казани родился миллионный житель, и проект метрополитена стал рассматриваться всерьёз.
В 1983 году была составлена трассировка первой линии метро из северо-восточных заводских районов через центр в жилой массив "Горки", а позже провели схемы ещё двух линий. Вокзальная линия должна была пройти от вокзала через центр в юго-восточные районы. Приволжско-Савиновская линия должна была пройти из Приволжского в Ново-Савиновский район Казани. В 1987 году проект утвердили.
Первая очередь должна была состоять из шести станций: Ленинская, Кремлёвская, Площадь Куйбышева (Тукая), Вахитовская, Агрономическая и Ометьевская.
Строительство первой очереди
В 1988 году началась подготовка к строительству метрополитена. Но уже в 1989 году вышло закрытое Постановление о прекращении и отсрочке строительства определённых объектов по всему СССР, в том числе Казанского метрополитена. Строительство метро должно было быть отложено до 1991 года, но в 1991 году ситуация в стране накалилась до предела, и о строительстве метро в Казани речи уже не шло.
В 1995 году был опубликован список городов, в которых должен был появиться метрополитен в ближайшее время. Казани в этом списке не было. Тогда власти Татарстана стали проявлять инициативу. Найденная при раскопках в Казанском кремле монета 920-930 годов стала доказательством, что Казани не менее 1000 лет. За год тысячелетия Казани был принят 2005 год, было получено разрешение на строительство с 50% финансированием, и, наконец, в Казани началось строительство метрополитена к 2005 году.
27 августа 1997 года началось строительство Казанского метро на Площади Тукая. На этом месте построена ротонда, внутри которой находится капсула с обращением пассажирам. В 1998 году прибыл первый ТПМК (Тоннелепроходческий Механизированный Комплекс) "Lovat" "Сююмбике". После к нему присоединились ещё несколько тоннелепроходческих щитов.
Начиная с 2004 года началась активная работа над строительством, которое в основном финансировалось программой "Казань 1000". Весной 2005 года к оформлению большинства станций ещё не приступили, поэтому была организована срочная работа, чтобы успеть к намеченной дате.
Казанское метро открылось 27 августа 2005 года в составе пяти станций - это произошло ровно через 8 лет после начала строительства. Первыми пассажирами почётные гости, для пассажиров метро открыли уже через два часа.
Казанский метрополитен стал первым и пока единственным метрополитеном, построенным в постсоветской России.
Станции
В 1987 году изначально проектировали шесть станций: Ленинская на правом берегу Казанки; Кремлёвская; Площадь Куйбышева (получившая имя Площадь Тукая); Вахитовская; Агрономическая и Ометьевская. Станция Площадь Куйбышева должна была стать станцией глубокого заложения, Ометьевская - наземной, все остальные мелкого заложения. Но проект, который в итоге реализовали, состоял из пяти станций: Кремлёвская, Площадь Тукая, Суконная Слобода (вместо Вахитовской и Агрономической), Аметьево и Горки.
Все станции кроме Аметьево построили в мелком заложении, Аметьево - на мосту над Аметьевской магистралью. Станции Кремлёвская и Горки - односводчатые, Площадь Тукая - двухпролётная (один ряд колонн), Суконная Слобода - трёхпролётная (два ряда колонн).
За станцией Аметьево расположено одноимённое единственное депо казанского метрополитена.
Станция Кремлёвская и Площадь Тукая успели оформить согласно проекту вовремя. Кремлёвская украшена мозаиками, десять из них на стенах символизируют ворота Казанского кремля, остальные изображают солнце, луну, знаки зодиака. По оси станции установлены башенки: две крайние - крепостные, центральная - башня Сююмбике, остальные две - минареты мечетей.
Главное украшение станции Площади Тукая - 22 мозаичных панно на стенах, посвящённые творчеству татарского национального поэта Габдуллы Тукая. Узорчатый белоснежный потолок гармонирует с оформлением. Станция отделана белым и зеленым мрамором.
Оставшиеся три станции, открытые в составе первой очереди, оформлены очень минималистично. Именно с их отделкой не укладывались в сроки и пришлось придумывать самое рациональное и легко выполнимое решение.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!
Заходите на мой Телеграм-канал: t.me/metro_transport_12
Всем добра!