Найти в Дзене

Возрастные кризисы, которые проходит каждый человек: от рождения до мудрости

«Кризис — это не конец света, а начало нового этапа.
Даже если он похож на разрушение»
(с) В. Леви

Продолжаю разбирать базовые важные аспекты возрастной психологии, так как вижу интерес и актуальность, на очереди - кризисы и что за ними стоит.

Возрастные кризисы — это не «поломки» в развитии, а естественные переходные этапы, через которые проходит каждый человек. Они похожи на психологические пороги: чтобы перешагнуть на новую ступень, нужно отпустить старое и освоить новое.

С научной точки зрения, кризисы — это конфликт между «уже» и «ещё»:

  • «Уже» — прежние способы жить, думать и взаимодействовать с миром перестают работать.
  • «Ещё» — новые навыки и идентичность ещё не сформированы, что вызывает растерянность и тревогу.
Эрик Эриксон, один из главных исследователей возрастных кризисов, называл их «вызовами развития».
Проживая каждый кризис, человек либо приобретает важное психологическое качество (например, доверие или самостоятельность), либо сталкивается с дефицитом, который будет влиять на дальнейшую жизнь.

Детство: кризисы привязанности и автономии

Кризис первого года жизни: «Доверяю ли я миру?»

Первый серьёзный кризис ребёнка связан с формированием базового доверия. Если мать и близкие удовлетворяют его потребности (еда, тепло, безопасность), он усваивает: «Мир — хорошее место».

Если же забота непоследовательна или грубо нарушается, возникает базовое недоверие — установка, что окружающие ненадёжны.

«Ребёнок, который не знает, будет ли его сегодня обнимать мать или кричать на него, во взрослой жизни может страдать от тревожности или избегания близости»
(с) Э. Эриксон, «Детство и общество»

Кризис трёх лет: «Я сам!»

В этом возрасте ребёнок впервые осознаёт себя отдельной личностью.

Его настойчивое «Я сам!» — не каприз, а попытка заявить о своей воле.

Задача кризиса — научиться автономии (контролировать свои действия) без чувства вины. Если родители подавляют инициативу («Не лезь!», «Ты всё делаешь неправильно!»), у ребёнка может сформироваться стыд за свои желания или сомнения в своих силах.

Подростковый возраст: кризис идентичности

Кризис 12–18 лет: «Кто я?»

Подростковый кризис — один из самых ярких и сложных. Гормональные изменения, давление социума и поиск себя создают внутренний хаос.

По теории Эриксона, главная задача этого периода — сформировать идентичность.

Подросток примеряет разные роли (бунтарь, отличник, спортсмен), чтобы ответить на вопросы:

  • «Каковы мои ценности?»
  • «Кем я хочу быть среди других?»

Если кризис не пройден, возникает диффузия идентичности — человек и во взрослом возрасте не понимает, чего хочет, и зависит от чужого мнения.

Исследования Джеймса Марсия показали, что у тех, кто успешно преодолел этот кризис, выше уровень осознанности и удовлетворённости жизнью в будущем.

Взрослость: кризисы смыслов

Взрослые кризисы не столь нормированы по возрасту - могут очень сильно разнится для каждого отдельного человека во сколько лет возникает, поэтому возраст приведен ориентировочно.

Кризис 30 лет: «Туда ли я иду?»

К тридцати годам человек часто осознаёт разрыв между мечтами юности и реальностью. Возникают вопросы:

  • «Правильную ли профессию я выбрал(а)?»
  • «Такие ли у меня отношения, как я хотел(а)?»

Этот кризис описал психолог Дэниел Левинсон. Его функция — переоценка ценностей. Если человек игнорирует эти вопросы, позже он может столкнуться с более жёстким аналогом - кризисом середины жизни.

Кризис 40–45 лет: «Что я оставлю после себя?»

Самый известный возрастной кризис, который Карл Юнг называл «встречей с тенью».

В этом возрасте люди:

  • Сравнивают достижения с ожиданиями.
  • Осознают конечность жизни.
  • Задумываются о наследии (дети, карьера, творчество).

Исследования Сьюзан Уитборн показывают: те, кто проходит этот кризис через адаптацию (а не отрицание), чаще находят новые смыслы — например, начинают учиться, менять профессию или укреплять отношения.

Зрелость и старость: кризисы целостности

Кризис 60+: «Прожил ли я жизнь не зря?»

Эриксон называл последний кризис «целостность и отчаяние».

  • Целостность — это принятие своей жизни со всеми победами и ошибками.
  • Отчаяние — чувство, что время упущено, и ничего уже не исправить.

Люди, которые достигают целостности, обретают мудрость — способность видеть ценность в каждом этапе жизни.

Почему кризисы — это не плохо?

1. Они двигают развитие

Без кризисов человек «застревает» на одной стадии.

Например, без подросткового бунта не сформируется самостоятельность.

2. Очищают от ложных целей

Например, кризис середины жизни разрушает только то, что вам больше не подходит.

3. Учат адаптации

Исследования подтверждают: те, кто успешно проходит возрастные кризисы, лучше справляются со стрессом в будущем.

Кризисы неизбежны, но их можно прожить осознанно.

Главное — не убегать от вопросов, которые они задают, а искать на них честные ответы, понимая, что хоть это и сложный этап, но он дает начало новому этапу в жизни и улучшает ее.

Буду благодарна вашей активности и приглашаю подписаться, я рассказываю о психологических аспектах понятных языком и стремлюсь дать то, что можно применить в своей жизни.

Присоединяйтесь к моему полезному каналу о психологии в ТГ "Миру нужны живые люди"

Запись на сессию TG/Wa +7 967 130 3586 | инфо обо мне: koroleva-yana.ru