Найти в Дзене

Сравниваю новые и старые аниме (да-да, раньше было лучше!)

Оглавление

Вступление:

Один из постеров аниме-сериала “Берсерк: Золотой век. Памятное издание” (2022 г.)
Один из постеров аниме-сериала “Берсерк: Золотой век. Памятное издание” (2022 г.)

Недавно я пересматривал “Берсерка”. Ну, как «пересматривал»? Речь о 13-серийном аниме 2022 года, что было нарезано из трёх, ранее вышедших полнометражек с подзаголовками “Бехелит властителя”, “Битва за Долдрей” и “Сошествие”. Я успел посмотреть их все задолго до упомянутого сериала, так что не увидел почти ничего нового (кроме, наверное, опенингов и эндингов). Тем не менее, “Памятное издание” обновило мои воспоминания о полнометражных экранизациях – и справилось с этой задачей куда лучше «противоположных примеров», когда из полноценного сериала в 12, а то и 20+ серий по двадцать минут создаётся компиляция на 2 часа (или даже меньше чем на час!); в таких случаях редко получается что-то смотрибельное, ибо многие события сюжета удаляются.

Ну так вот! Во время просмотра у меня возникла мысль, как следовало понимать слова о друзьях и дружбе, произнесённые Гриффитом, одним из героев франшизы. Суть сказанного была такой: «друг должен быть равным – и не может следовать за чужой мечтой, а обязан найти свою цель в жизни». На данную трактовку дружбы обиделся протагонист по имени Гатс, тогда состоявший в банде наёмников Гриффита; а потому усомнился, что тот считает его другом. Что же сделал Гатс? Он ушёл из банды, дабы искать собственный путь; именно это стало причиной всех дальнейших, роковых событий. Гриффит же воспринял уход Гатса как предательство друга, начал сумасбродить – и неосознанно, но очень быстро погубил всё, чего добивался многие годы. Этому событию можно найти 2 объяснения:

1. Гриффит слишком поздно осознал, что считает Гатса другом.

2. Гриффит давно считал Гатса другом, просто второй оказался тугодумом – и не понял сути сказанного. Судите сами: Гатс привлёк внимание Гриффита именно навыками фехтования, которые обрёл САМ, а не пытаясь соответствовать чьим-то ожиданиям (ибо был одиночкой!). Даже Каска, другая героиня, приревновала Гриффита к Гатсу; ведь первый проявил ко второму такое внимание, какого не удостаивался никто другой! Верил ли Гриффит, что у такого человека, как Гатс, должна быть какая-то своя цель в жизни? По-моему, да. А уж как идти к ней, т. е. в составе ЭТОЙ или какой-то другой военизированной банды – зависит от доверия к соратникам. В ином случае Гатс продолжил бы прибиваться то к одному отряду, то к другому, то к третьему; но… разве такой подход позволил бы добиться чего-то в жизни? Очень вряд ли. Ибо получить высокое положение в одном, давно выбранном отряде, куда проще; нюанс лишь в том, что членство в отряде должно быть не самоцелью, а средством достижения ещё более высокой цели (даже свой статус командира наёмников Гриффит воспринимал именно так; и не верил, что кто-то, вроде Гатса, может думать иначе!). Тем не менее, подобную мысль следовало бы излагать точнее – во избежание недопонимания (а впрочем – могли ли обстоятельства сложиться иначе, учитывая, что там были замешаны потусторонние силы, которые ХОТЕЛИ, чтобы всё случилось именно так, и ПОДСТРАИВАЛИ вполне определённый ход событий?..).

Один из постеров самого первого аниме-сериала “Берсерк” (1997-1998 годы)
Один из постеров самого первого аниме-сериала “Берсерк” (1997-1998 годы)

Лично мне больше нравится именно второй вариант: да, Гриффит считал Гатса другом, но тот не понял этого – и ушёл из отряда, чем морально подкосил Гриффита. Потом Гатс в одиночку странствовал целый год и, ничего не добившись, вернулся к остаткам банды Гриффита (в аниме 2022 года встреча стала случайной; а в сáмой первой экранизации 1997-го⤴️ Гатс просто узнал, что бывшие соратники попали в беду, и поспешил на помощь). Короче, протагонисту “Берсерка” НИКАК нельзя было уходить из отряда; иной расклад не привёл (да и просто не мог привести!) ни к чему хорошему: Гатс отказался от того, чего добился, и не обрёл ничего нового, а Гриффит и его отряд потеряли ВСЁ. Притом ранее события складывались в пользу Гриффита: он отлично знал, кому и что надо говорить, т. е. не озвучил бы откровенно ложный вывод. Его слова могли быть лишь неправильно поняты, как вариант – Гатсом, который уже не раз демонстрировал своё неумение ладить с людьми…

Обложка первого тома манги-первоисточника “Берсерк” (1989 г.)
Обложка первого тома манги-первоисточника “Берсерк” (1989 г.)

Суть:

Короче! Вы только вдумайтесь, какая продуманность конфликта во франшизе “Берсерк”; в сравнении с ней современные фэнтези-аниме, где сильного, но ДОБРОГО героя объявляют угрозой национального масштаба только потому, что он сильный, – просто мусор! Ещё и бесконечные приколы в стиле «этти», когда к герою прижимаются красивые девушки, а он отбивается от них, как может, абсолютно не желая расставаться со своей мужской девственностью (ибо до брака неприлично!). Туда же – академии волшебства и прочие учебные заведения; ну, не обходятся без них современные аниме о мирах меча и магии. Хоспаде, как же всё это достало!!! Я веду к тому, что, если бы франшиза “Берсерк” вышла сейчас или хотя бы в 90-х, она была бы СОВСЕМ другой, гораздо более «стерильной», даже пытающейся в морализаторство по типу “Бродяги Кэнсина” или “Облуды” “Монстра”. Конечно, уже в 90-х всякие шишки индустрии должны были косо поглядывать на “Берсерка”, не соответствующего НОВЫМ, гуманным и нравственным стандартам произведений в разгар финансового кризиса, чреватого озлобленностью населения. Однако эти шишки мало что могли поделать с «нравственно-спорными» франшизами, которые появились в 80-х и ранее; ведь по простым нормам приличия именно создатели тех франшиз были правы, т. к. начали творческий путь ещё до того, как всякие нравственники очухались! В качестве аналогии приведу романтические отношения в японских школах: обычно это запрещено, и за чрезмерное внимание к противоположному полу можно получить нагоняй от классрука, а также стать жертвой травли одноклассников, но (!) если внимание мальчика будет уделено подруге детства, с которой сложились отношения задолго до того, как кому-то появилось дело до них, на это закроют глаза. Да-да, именно поэтому типаж подруги детства стал фетишем; не просто так многие японцы хотели бы иметь (хе-хе!) подругу детства. Впрочем, не удивляйтесь тому, что анимешная романтика в школьных реалиях умалчивает об этих нюансах; одна из задач таких аниме – РОМАНТИЗИРОВАТЬ школу, дабы подростковая аудитория проникалась интересом к той и тратила время на учёбу (вместо того, чтобы увлекаться всякими бунтарскими идеями!). Однако никакой романтизации не получилось бы, кабы аниме напоминало, что в каждой японской школе одни и те же правила, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ свободу и МЕШАЮЩИЕ нормальной подростковой жизни! Посему остаётся лишь лицемерно молчать…

Кадр из полнометражного аниме “Акира” 1988-го. Здешнее учебное заведение – лютая шарага, а протагонист – бунтарь. С 90-х такое изображение учебных заведений и главных героев становится «невостребованным»; даже Крутой Учитель Онидзука оказывается бунтарём лишь на словах, а на деле доверяет системе образования (и прививает это доверие ученикам – как анимешным, так и реальным!). Кроме того, даже в аниме “Школа мертвецов” никто из героев-школьников не смог отпустить само собой напрашивающуюся шутку о том, что при нашествии зомби ХОТЯ БЫ не надо ходить в школу (вот настолько нынешние произведения из Японии стараются не подрывать авторитет системы образования!).
Кадр из полнометражного аниме “Акира” 1988-го. Здешнее учебное заведение – лютая шарага, а протагонист – бунтарь. С 90-х такое изображение учебных заведений и главных героев становится «невостребованным»; даже Крутой Учитель Онидзука оказывается бунтарём лишь на словах, а на деле доверяет системе образования (и прививает это доверие ученикам – как анимешным, так и реальным!). Кроме того, даже в аниме “Школа мертвецов” никто из героев-школьников не смог отпустить само собой напрашивающуюся шутку о том, что при нашествии зомби ХОТЯ БЫ не надо ходить в школу (вот настолько нынешние произведения из Японии стараются не подрывать авторитет системы образования!).

Но вернусь к фэнтези, в особенности – современному японскому. Как я уже упомянул, тамошние герои часто становятся учащимися разных учебных заведений; те могут быть как адекватными «академиями для знати», так и школами магии (в адекватности коих лично я сомневаюсь!), не говоря уже об откровенно неадекватных вариантах, вроде академий для рыцарей, авантюристов, супергероев и даже ПРОСТО героев. В большинстве этих случаев логичность сюжета вообще не в приоритете; важно лишь намекнуть зрителям 12-18 лет (для коих и создаётся большинство фэнтези), что в подростковом возрасте НАДА учиться хоть где-то! Для сравнения: в детстве герои аниме могут вообще ничего не делать – например, страдать фигнёй в своём буржуйском поместье, как условная Бакарина. Однако (!) как только героям исполняется где-то 15 лет, их выпроваживают в какую-нибудь академию. Почему так? Да потому, что у реальных школьников именно в этом возрасте учебная нагрузка достигает пика, что отнюдь не способствует желанию продолжать учёбу; вдобавок – подросток становится сильнее и умнее, т. е. осознаёт возможность спорить даже с родителями, а то и с общественными нормами (особенно в случае, когда за нарушение оных не предусмотрено законодательного наказания!). Короче, в 15-17 лет чаще всего бросают школу, а для японцев это пипец как крамольно; вот и требуется намекнуть аудитории, что в том возрасте, наоборот, надо учиться.

Постер первого аниме-сериала из франшизы “Покемон” (1997-2002 годы). Это произведение предназначено для детей до 11 лет включительно; у подростков же оно должно вызывать меньший интерес, т. к. структура серий слишком уж однотипная. К тому же – здешнему, свободолюбивому протагонисту всего 10 лет, из-за чего более старшая аудитория не сможет ассоциировать себя с ним и равняться на него.
Постер первого аниме-сериала из франшизы “Покемон” (1997-2002 годы). Это произведение предназначено для детей до 11 лет включительно; у подростков же оно должно вызывать меньший интерес, т. к. структура серий слишком уж однотипная. К тому же – здешнему, свободолюбивому протагонисту всего 10 лет, из-за чего более старшая аудитория не сможет ассоциировать себя с ним и равняться на него.

…Да, какой-нибудь Эш из “Покемона”, будучи 10-летним ребёнком, не ходит в школу, а путешествует – но это НЕ считается деструктивной пропагандой, т. к. в реальности у родителей редко возникают проблемы с 10-летними детьми (ибо вторые ощущают свою несамостоятельность в силу возраста, а любая дурь из их голов запросто выбивается родительским втыком!); не говоря уж о том, что учебная нагрузка для реальных 10-летних детей относительно щадящая, т. е. не провоцирует много стресса. Да и вообще – конкретно в фэнтезийных аниме школофетишизм распространился позже выхода “Покемона” (отчасти тоже являющегося представителем жанра «фэнтези»); но тут уж я забежал вперёд – подробнее разберу это в следующем абзаце⤵️, а пока что вернусь к трудностям жизни подростков. Так вот: с ними всё не так просто, как с 10-летними! Школа даёт подросткам более жёсткую учебную нагрузку, что отнюдь не способствует душевному спокойствию, а при попытке дать ремня 15-летнему прогульщику-сыну отец уже рискует получить такой сдачи, что на следующий день всё тело будет болеть! Поэтому здесь нужно действовать аккуратнее, как вариант – промывкой мозгов намёками на естественность определённых норм поведения (вроде посещения школы!); тут уж в помощь японским родителям, у коих из-за плотного графика работы далеко не всегда есть время на воспитание детей, приходит тамошняя массовая культура (всё же семья – ячейка общества; потому нельзя пренебрегать ей!).

Постер аниме-сериала “Повелитель демонов 2099” (2024 г.). В этом сюжете немного другой подход, однако с похожей сутью – двое главгероев НЕ являются школьниками, но в один момент им приходится надеть форму старшей школы (к слову, идентичная ситуация была и в аниме “Герой-рационал перестраивает королевство”). Такой подход должен намекать зрителям, что даже их любимые герои не брезгуют ношением формы старшей школы, а потому надо ценить статус старшеклассника, позволяющий носить аналогичную форму. В общем, это что-то вроде фан-сервиса, но не то чтобы востребованного аудиторией, а заказанного… пропагандой.
Постер аниме-сериала “Повелитель демонов 2099” (2024 г.). В этом сюжете немного другой подход, однако с похожей сутью – двое главгероев НЕ являются школьниками, но в один момент им приходится надеть форму старшей школы (к слову, идентичная ситуация была и в аниме “Герой-рационал перестраивает королевство”). Такой подход должен намекать зрителям, что даже их любимые герои не брезгуют ношением формы старшей школы, а потому надо ценить статус старшеклассника, позволяющий носить аналогичную форму. В общем, это что-то вроде фан-сервиса, но не то чтобы востребованного аудиторией, а заказанного… пропагандой.

Туда же – наделение японским менталитетом обывателей фэнтези-миров в западном стиле. Ну, знаете все эти приколы по типу «Герой пытается не выделяться, но всё равно выделяется – и каждый раз норовит упасть в сайкэйрэй. Либо окружающие боятся героя только за его великую силу, и неважно, что он добрый! Либо родители беспокоятся о чрезмерных успехах своего талантливого чада – и намекают поменьше выделяться (как в аниме “Пушистый рай”), а то и попросту мешают расти над собой, естественно – из лучших побуждений (как в тайтлах “Злодейка, которая войдёт в историю” и “Путешествие Элейны”)». Всё это – проявления японского менталитета, намекающего не выделяться из общества (формально – чтобы не наживать врагов или не становиться изгоем, а фактически – чтобы не подсиживать старших; вот те и требуют от молодёжи такого поведения, не уживающегося с бунтарством против норм общества!). Но почему именно в нынешних фэнтези-аниме с западным сеттингом появилась подобное непотребство, которого не найти в аналогичных произведениях 80-х, 90-х и даже 00-х годов? Всё потому, что в 2010-х окончательно сформировался и мгновенно стал востребованным жанр «исекай», т. е. попаданчество (обычно в фэнтези-мир западного стиля); вслед за этим достигли небывалой популярности даже обычные фэнтези с западным сеттингом. Притом основной аудиторией таких произведений оказалась молодёжь, которая увлекалась фэнтези, чтобы отдохнуть от надоедливых норм общества, и которую нужно было учить «правильно» относиться к тем нормам! Как-то так «совпало», что в годы наибольшей популярности фэнтези японские авторы будто позабыли, как раньше делался западный сеттинг, и стали пихать в него всё то, чего там быть не должно; кстати, тогда же появился ПОВАЛЬНЫЙ школофетишизм в мирах меча и магии. Подозрительно? Да; ведь молодёжь любит фэнтези отнюдь не за ТАКИЕ особенности жанра! Конечно, там и ранее встречались учебные заведения – но куда реже, а потому не мозолили глаза; именно по этой причине какой-нибудь “Подручный Луизы” 2006-го выделялся из общего потока аниме – но, если бы это творение вышло во второй половине следующего десятилетия, оно затерялось бы среди аналогичных аниме со школами магии!

Постер полнометражного аниме “Ведьмина служба доставки” (1989 г.). Героине этого старого произведения не сдались никакие школы магии, а ещё она путешествует вместо того, чтобы тухнуть в учебном заведении.
Постер полнометражного аниме “Ведьмина служба доставки” (1989 г.). Героине этого старого произведения не сдались никакие школы магии, а ещё она путешествует вместо того, чтобы тухнуть в учебном заведении.

Кстати, до 2010-х ДАЖЕ подростки в аниме имели большее право путешествовать, а не просиживать зад за партой; “Стальной алхимик” и “Путешествие Ки́но” тому свидетельство. Эх, как же этим франшизам повезло зародиться в нулевых! Ведь с 2010-х японское фэнтези стало просто рупором пропаганды «нужного» поведения для подростковой аудитории; кабы “Алхимик” и “Ки́но” вышли ТОГДА, мы бы не узнали их!

Постер аниме-сериала “Путешествие Элейны” (2020 г.). А вот здешняя протагонистка 18-летняя, даже успела «офисиально» отучиться на ведьму – и лишь после этого пустилась в путешествие, к тому же предварительно спросила согласия родителей, да-да!
Постер аниме-сериала “Путешествие Элейны” (2020 г.). А вот здешняя протагонистка 18-летняя, даже успела «офисиально» отучиться на ведьму – и лишь после этого пустилась в путешествие, к тому же предварительно спросила согласия родителей, да-да!

Я это к тому, что всё самое лучшее в аниме… уже было показано! Дальше не будет лучше – во всяком случае, при нынешних, чрезмерно нравственных хотелках индустрии. А потому вопрос: зачем смотреть новые аниме? Они УЖЕ скатились в самоповторы и откровенный плагиат, ибо не могут свободно поднять ни одной по-настоящему смелой темы (даже упомянутые в начале статьи, современные экранизации “Берсерка” выезжают на том, что манга-первоисточник появилась в 80-х!); начиная с 90-х в японской индустрии развлечений всё меньше и меньше свободы – буквально с каждым новым десятилетием воротилы индустрии придумывают очередную «нравственную» пакость, которая связывает руки авторам! Быть может, тогда следует перейти на старые аниме?.. Лично я и раньше смотрел их – но в меньшем количестве; а с некоторых пор взялся за них всерьёз. И знаете, что? Оно того стóит! Для сравнения: недавно я наткнулся на очередное современное аниме о герое, которого выгнали откуда-то, называется “Ресторан изгнанника”; в общем, у меня сразу возникла мысль – а ну его куда подальше!!! Интереснее будет в очередной раз посмотреть что-то из франшизы “Галактический экспресс” (до одноимённого сериала 1978-го я пока не дошёл, да и «страшновато» браться за тайтл, в котором свыше ста серий; но, если судить по уже отсмотренным мной полнометражкам из данной франшизы, они словно создавалась ДРУГОЙ индустрией аниме!).

Итак, “Галактический экспресс”! Я не хочу сильно спойлерить ни о сюжете, ни даже о сеттинге; но упомяну, что эта старая франшиза позволяет себе ТАКУЮ крамолу, за которую современные режиссёры из Японии попрощались бы с карьерой! Это ж где такое видано – позволять протагонисту (к тому же подростку!) участвовать в восстании и даже умертвлять высокопоставленных лиц на месте, без всякого трибунала!!! Может, такой протагонист хотя бы погибнет, чтоб была мораль, чем чревато столь радикальное поведение?.. А, нет; он остался жив-здоров. Короче, нынешние воротилы индустрии поседели бы от данной «безнравственности» (дескать «чему же молодёжь научится при такой "морали"?!.»). Притом у “Галактического экспресса” щадящие возрастные ограничения – то ли сёнэновские 12+, то ли вовсе отсутствуют. Конечно, и без минусов не обошлось:

* Во-первых, есть правило «старые франшизы продумываются хуже новых, ибо вторые учитывают ошибки первых». Так вот: “Галактический экспресс” – очень старая франшиза, появившаяся, когда аналогов в том же жанре было МАЛО, а значит – и понимание «как делать правильно» было скудным!
* Во-вторых, как я уже не раз писал, японцы не могут в психологию – и часто заменяют её отсебятиной (да, есть исключения, вроде Кэнтаро Миуры и Хаяо Миядзаки; но создатели “Галактического экспресса” не из их числа!). Из-за этого не особо верится в мотивацию некоторых персонажей.

В общем, если кому-то интересно, почему ТРУДНО смотреть старые аниме, то вот две главные причины.⤴️ Для сравнения: у нынешних японских авторов огромная база опыта соотечественников, что позволяет использовать наиболее удачные сюжетные ходы даже без глубокого понимания, ПОЧЕМУ они удачные! А создатели первых аниме из франшизы “Галактический экспресс” в силу эпохи чаще совершали СВОИ ошибки, чем учились на ЧУЖИХ. Впрочем, их подход компенсировался креативом, т. е. серьёзными сюжетными новшествами для тех лет.

Обложка первого тома манги “Космический пират капитан Харлок” (1977 г.). По этому печатному произведению снято несколько одноимённых аниме.
Обложка первого тома манги “Космический пират капитан Харлок” (1977 г.). По этому печатному произведению снято несколько одноимённых аниме.

Чтобы вы поняли, сколь сильно нынешние японские авторы вдохновляются творчеством предков, упомяну о «смежной» франшизе “Капитан Харлок”, чьи события развиваются в той же вселенной “Галактического экспресса” (притом нередко персонажи одной франшизы пересекаются с персонажами другой, что неудивительно, т. к. у них один автор). Ну, так вот: капитан Харлок – тоже весьма крамольный персонаж, ибо космический пират. Да он нападает только на тех, кто заслужил; но даже так оказывается воплощением бунтарства, ведь противостоит официальной власти! Такого персонажа не ждало бы ничего хорошего в нынешней массовой культуре Японии. Хотя его внешний вид послужил вдохновением для образа Зеро из более современной франшизы “Код Гиасс” (да и само имя персонажа Зеро было подсмотрено в произведениях о Капитане Харлоке!); однако в “Код Гиасс” крамола не сошла с рук протагонисту, который взял себе псевдоним Зеро и облачился в костюм, напоминающий облик Капитана Харлока.

Постер первого сезона аниме “Код Гиасс” (2006-2007 годы)
Постер первого сезона аниме “Код Гиасс” (2006-2007 годы)

Другой пример: недавнее аниме “Я злой лорд межгалактической империи”. Там тоже можно найти отсылку на “Капитана Харлока” – в одном из эпизодов протагонист исследует пиратский космический корабль, у которого специфическое управление при помощи классического, корабельного штурвала; аниме ясно намекает, что никто, кроме пиратов, не пользуется такой системой. А знаете, как во франшизе о Харлоке управлялся ЕГО космический корабль? Тем же корабельным штурвалом! Очевиднейшая отсылка; однако в “Злом лорде” пираты представлены явно отрицательными персонажами, а протагонист, находящийся на стороне официальной власти, куда более положительный герой! К тому же – капитан пиратов из “Злого лорда” балуется превращением людей в мутантов; а в “Капитане Харлоке”, наоборот, космическая империя (представляющая официальную власть!) делала из людей киборгов. Иными словами, чувствуется определённое вдохновение, но уже с каким-то поворотом на 180°! Впрочем, современные аниме не то чтобы пытаются демонизировать пиратов (не суть – космических или обычных морских!); всё-таки даже “Кусок” “Ван-Пис” появился именно в 90-х, т. е. при жёстких «нравственных» стандартах индустрии. Делать героя революционером или просто бандитом куда более крамольно; но вот пираты… нереалистичны для цивилизованных стран XXI века. Из некогда страшных морских разбойников они давно превратились в аттракцион – и теперь едва ли какой-то школьник, насмотревшись “Пиратов Карибского моря”, сам попытается стать пиратом (именно поэтому у данной франшизы низкие возрастные ограничения – в отличие от гангстерских фильмов!). Но, что проблемно, в художественных произведениях пираты запросто оказываются врагами официальной власти; и, если при этом они показаны положительными героями, такое может научить аудиторию неуважению ко всяким официалам. Потому-то из пиратов гораздо удобнее делать злодеев. Так было в вышеупомянутом “Злом лорде”, а также в ещё не упомянутой “Звезде Изгоев”.

Один из постеров аниме-сериала “Я злой лорд межгалактической империи” (2025 г.)
Один из постеров аниме-сериала “Я злой лорд межгалактической империи” (2025 г.)

Далее на рассмотрении “Ковбой Бибоп”, культовое аниме 90-х, повествующее о приключениях космических авантюристов. Тамошние герои были вдохновлены бандой Люпена Третьего, очень крамольного персонажа, появившегося в 1967 году. Почему крамольного? Потому, что Люпен – вор и грабитель, а иногда даже убийца (ну, когда позволяет возрастной рейтинг отдельных проектов франшизы!). Так вот: в “Ковбое Бибопе” протагонист, коего зовут Спайк Шпигель, характером и внешностью напоминает Люпена. Притом оба проводят бóльшую часть времени с одним конкретным напарником: в случае Люпена речь о Джигене Дайсуке, а в случае Спайка – о Джете Блэке (к слову, Джиген и Джет тоже похожи м/у собой и внешностью, и характерами!). Ещё в команде обоих есть хитрая, роковая женщина – Минэ Фудзико (у Люпена) и Фэй Валентайн (у Спайка). Также в обеих франшизах присутствует немногословный персонаж-фехтовальщик с японским мечом: в “Люпене Третьем” это Гоэмон Исикава XIII, а в “Ковбое Бибопе” – Вишез; правда, роли конкретно этих персонажей заметно отличаются, ибо Вишез – враг протагониста, а Гоэмон – друг (впрочем, в первых сюжетах “Люпена” Гоэмон тоже был врагом, хоть и недолго!). Как бы то ни было, сходство персонажей в наличии! Вот только если Люпен и его банда вне закона, то Спайк и его команда, наоборот, НА стороне закона. Если первые воруют и грабят, то вторые заняты ЛОВЛЕЙ преступников. И, кабы так продолжалось вплоть до конца сюжета “Ковбоя Бибопа”, всё было бы хорошо; однако вскоре Спайку пришлось применять оружие не только для самообороны и гуманного обезвреживания преступников, но и для спланированных нападений с множеством жертв. В итоге – Спайка не стало (зато появилась мораль, чем чревато устраивать самосуд!); а вот прочие члены его команды, не позволявшие себе излишне крамольных поступков, остались живы!

Ещё следует упомянуть аниме-сериал “Человек-череп” 2007-го, снятый по мотивам одноимённой манги 1970-го; впрочем, эти произведения имеют мало общего. Создатели анимационной адаптации “Человека-черепа” заметнее вдохновлялись полнометражным аниме “Летающий Корабль-призрак” 1969-го, судя по сходству в именах либо фамилиях героев, а также по наличию мстителя в маске, которая напоминала человеческий череп даже больше, чем в вышеупомянутой манге 70-х. Но, если в “Летающем Корабле-призраке” герои осуществили успешный бунт против сильных мира сего (и даже выжили!), то в аниме “Человек-череп” повезло лишь тем, кто излишне не увлекался крамолой. Например, протагонист и те его знакомые, что совершали наиболее крамольные поступки, не увидели хеппи-энда; поразительное соблюдение тенденции, учитывая, что сам сюжет продумывался куда хуже – и оказался невнятным! (ДА-ДА, создатели больше заботились отнюдь не об интересности аниме, а о внедрении туда «угодной» морали; вот так приоритеты…). Конечно, и в манге-первоисточнике всё кончилось отнюдь не хорошо; так что концовку аниме-адаптации можно списать на верность трагичному оригиналу, но… Ещё раз: сюжеты, а также персонажи манги и аниме реально разные, т. е. в их случае не шло речи о какой-то «верности оригиналу».

Итак, подведу кое-какие итоги! Нынешние аниме-делы вдохновляются сюжетами и персонажами прошедшего времени:

* Хаято Микогами из аниме “Человек-череп”, чьё имя отсылает на малолетнего бунтаря Хаято из “Летающего Корабля-призрака”, а также сам таинственный Человек-череп, что похож на не менее таинственного капитана Корабля-призрака.
* Спайк Шпигель из “Ковбоя Бибопа”, списанный с Люпена Третьего.
* Лелуш из “Код Гиасс”, чей образ Зеро напоминает о Капитане Харлоке.

Но при этом ни одна новая версия старого крамольного героя не увидела хеппи-энда; какое-то некрасивое вдохновение получается, согласитесь! Это даже походит на некую «метафорическую казнь» старых крамольных образов, дескать «именно такой конец должен был настигнуть вымышленных героев прошлого; ТАКОЙ – и никакой другой!». Причём порой это касается даже персонажей второго плана, вдохновлённых классическими образами! Например, в “Ковбое Бибопе” есть персонаж, списанный с героя Клинта Иствуда из фильма “Грязный Гарри” – и вооружённый таким же «Магнумом 44-го калибра». Но, если «Грязный Гарри» был просто копом, что играет не по правилам и ценит справедливость превыше закона, то в “Ковбое Бибопе” аналогичный коп оказался ещё более «грязным», ибо коррумпированным. Может, это такой намёк, что пренебрегать законом нельзя в любом случае? (дескать, сегодня ты отделяешь справедливость от закона, а завтра Родину продашь взятку возьмёшь!). Всё же нынешние аниме любят показывать, что именно закон важнее справедливости (а не наоборот!), и не удивлюсь, ежели в “Ковбое Бибопе” задумывалась идентичная мораль! К слову: с «грязным копом», вдохновлённым «Грязным Гарри», не случилось ничего хорошего.

«Ты вдохновляешься классикой, но ты делаешь это без уважения.»
«Ты вдохновляешься классикой, но ты делаешь это без уважения.»

Кстати, «неблагодарное вдохновение» не ограничивается одной лишь массовой культурой прошлого; порой японцы вдохновляются реальной историей (естественно, дополняя это отсебятиной «нужной» моралью!). К примеру, в 90-х стал выходить ОВА-сериал “Чёрный Джек”; одна из его серий посвящена диктатору латиноамериканской страны, захватившему власть силой. Притом диктатор – отнюдь не плохой человек; он всего-то сражался за свободу своего народа и, судя по бороде, а также военной форме, списан с Фиделя Кастро. Но… анимешному «Фиделю» не повезло – его «нейтрализовали» спецслужбы враждебного демократического государства (которое политкорректно не было названо США, да и страна диктатора как-то не называлась Кубой; но ведь все поняли аналогию?..). Короче, это аниме показало иной итог, отличающийся от реального, зато одобряемый индустрией. Дескать «вот она – незавидная судьба революционера; а потому не увлекайтесь бунтарскими идеями, сынки!». Хотя японским нравственникам 90-х было до достижений Фиделя Кастро, как до Луны… ПЕШКОМ, блин!!! (эх, притом в 80-х японцы даже сделали видеоигру про Кубинскую революцию, и там нужно было брать на себя роль Че Гевары или Фиделя Кастро; смотрите-ка, как японская поп-культура переобулась в 90-х!). Добавлю, что это не единственный пример подобной «морали» в ОВА-сериале “Чёрный Джек”; там встречаются и другие похожие серии, где всякие крамольники умертвляются в обязательном порядке. Редким исключением стал эпизод про государство, списанное с Северной Кореи; в том сюжете произошло-таки УСПЕШНОЕ свержение власти! Видать, японцы очень уж не любят Северную Корею, раз уж позволили её анимешному аналогу стать жертвой народного восстания (всё же в реальности такой итог оказался бы желанным для большинства соседних государств, включая Японию!). Правда, среди основных персонажей, участвовавших в восстании, не все выжили (очевидный и очередной намёк, сколь опасным занятием это должно быть!); к тому же – сюжет не позволил никому прикончить тамошнего диктатора на месте. Почему? Да потому, что крамольно покушаться на жизнь ЗАКОННОГО правителя, не захватывавшего власть, а унаследовавшего её! (ещё раз: это вам не “Галактический экспресс”). Иными словами, даже в том эпизоде-исключении “Чёрного Джека” были соблюдены определённые «стандарты». К слову, у данного аниме есть манга-первоисточник 1973-го; я не читал её, но «почему-то» уверен, что сериал имеет оригинальные сюжеты, т. е. не является дословной экранизацией манги!

В общем, что хочу сказать? У старых аниме есть свои минусы, но эти японские произведения заслуживают внимания хотя бы за такие сюжетные ходы, которые невозможны в современной массовой культуре Японии! И если вы уже плюётесь от нынешних аниме, чьи герои не позволяют себе ничего «излишне смелого» и постоянно норовят принизить собственные достижения (лишь бы чересчур не выделиться!), переходите на старые аниме. Чем ближе к 80-м, тем реже встречается новомодная фигня. Благодарю за внимание!