Найти в Дзене

Парадокс “Фрирен”

Оглавление

Зимний аниме-сезон вправду оказался крайне неудачным для средненьких тайтлов – им пришлось соседствовать с такими тяжеловесами, как “Монолог фармацевта” и “Фрирен, провожающая в последний путь”. О первом сериале я хотя бы мельком упомянул в предисловии к предыдущей статье, а вот о втором – пока не писал. Причина проста: я смотрел “Фрирен” не в онгоинге, а уже после выхода всех серий; до этого мне было банально нечего сказать о “Фрирен”. Однако теперь я могу поделиться впечатлениями!

Итак, это фэнтези; а Фрирен – имя главной героини произведения, эльфийки по происхождению и магички по призванию, которая путешествовала с отрядом героя Химмеля, и которую в коем-то веке не выгнали из отряда (кто понял, тот понял...). Наоборот – она вместе с отрядом героя успешно сразила Повелителя демонов и... нет, общество не сделало её изгоем из-за страха перед её же великой силой (опять же – то было в другом аниме!); напротив – отряд героя победил Зло и заслужил всеобщее уважение, а также тихую жизнь. Естественно, после этого отряд распался, и да – не из-за внутренних противоречий (как ТОЖЕ было в некоторых других тайтлах), а просто по причине необязательности дальнейшего существования самогó отряда. Фрирен же отправилась в одиночное путешествие и, поскольку она почти бессмертная эльфийка, у которой не очень хорошо с чувством времени, на полвека забыла о соратниках; а когда вернулась, те постарели и один за другим начали отходить в мир иной. В итоге, Фрирен поняла, что хотела бы проводить с ними больше времени, даже учитывая, что до этого и так путешествовала с отрядом целых 10 лет! (вроде бы много, но для почти бессмертной эльфийки – так, мелочь). В принципе, логичный поворот, учитывая, что сама Фрирен не очень-то этична: взаимодействие с людьми – не её сильная сторона. Нет, она не страдает нелюдимостью; просто мало интересуется людьми, даже несмотря на то, что ещё задолго до вступления в отряд героя жила с наставницей человеческого рода – та провела бóльшую часть жизни рядом с Фрирен, а затем умерла от старости. Иными словами, даже то событие не заставило Фрирен ВОВРЕМЯ сделать вывод о кратковременности человеческого века и надобности уделять больше внимания тем, к кому питаешь симпатии. И пусть это говорит о неэтичности протагонистки, но в нашем человеческом обществе тоже хватает индивидов, неспособных уделять близким людям столько внимания, сколько следовало бы, и плохо усваивающих былой опыт; а потому не нам её упрекать! (чего уж там – некоторые и на собственных ошибках не учатся, в отличие от Фрирен; а другие даже не могут отличить зло от добра – в этом плане протагонистка тоже смотрится выгоднее).

Отдельно стóит выделить вопрос:

После того, как первый член отряда, т. е. сам герой Химмель, умер от старости, Фрирен посчитала, что слишком уж мало знала о нём; вот только... так ли это? Они путешествовали вместе целых 10 лет, и этого времени более чем достаточно, чтобы понять характер и мировоззрение человека, запомнить его привычки и предпочтения, а также то, что ему не нравится, ещё и взаимно поделиться опытом (через истории из жизни). Есть такой западный жанр, как роуд-муви (“Фрирен” тоже следует отнести к нему); в роуд-муви действие происходит в дороге: герои путешествуют, порой ищут приключений, а порой и приключения находят их. Нередко героями роуд-муви становятся малознакомые люди, которые путешествуют вместе вынужденно, т. е. из-за определённых обстоятельств. И вот, что интересно! Даже если они были вместе всего несколько дней, к концу истории уже не возникает чувства, будто это по-прежнему чужие люди: они немало повидали вместе, побывали в передрягах, мирились с недостатками друг друга и помогали один другому, в конце концов – взаимно прониклись характерами, а то и выросли над собой! Так вот: обычно на это хватает всего несколько дней, а у Фрирен было целых 10 лет, чтобы узнать соратников получше. Однако она всё равно пришла к выводу, что мало знала о Химмеле; и едва ли это правда! На самом же деле она успела узнать о нём предостаточно (просто не осознала это!); тут проблема в том, что сама Фрирен от природы неэтична, т. е. не сильна в общении (ну, не её это: точно так же, как профессор математики никогда не будет великим психологом, помешанная на магии Фрирен ни за что не станет знатоком человеческой души – нету у неё такого таланта!); она ПОНИМАЕТ эту свою слабость – а потому не решается с уверенностью сделать вывод, хорошо ли знала небезразличного человека, которого уже не вернуть, или всё-таки не очень. Единственное, что Фрирен твёрдо поняла, так это то, что ей следовало уделять близкому человеку БОЛЬШЕ внимания даже после окончания совместного путешествия (так, по крайней мере, не пришлось бы мучиться вопросом, достаточно ли времени она уделила ему). Именно это подразумевала Фрирен, когда говорила, что мало знала о Химмеле: она имела в виду, что уделяла ему меньше времени, чем могла бы, и была уверена, что в ином случае узнала бы о нём куда больше! (хотя и так запомнила его очень хорошо).

Постер фильма "Нечего терять" (1997 г.). Пример роуд-муви.
Постер фильма "Нечего терять" (1997 г.). Пример роуд-муви.

В общем-то, аниме неплохое, но... меня смущает целевая аудитория; “Фрирен” – это сёнэн, т. е. произведение для подростков 12-18 лет. На мой взгляд, такая публика, в большинстве своём, неспособна оценить данное аниме; повествование неспешное, где-то едва ли не скучное, экшена мало, а фансервиса считайте что нет. Вопрос: чем “Фрирен” должна завлечь школьников, которые далеки от её околофилософского сюжета? Красивой графикой и анимацией, с отсутствием надоевшего 3D? Так ведь школьники не особо придирчивы к визуалу, да и к 3D терпимы (в стиле "если есть кровь-кишки-располовинило, готовы простить многое!"), а оригинальность сюжета для них – часто непонятный критерий; и всё потому, что обычно им даже сравнивать не с чем. Может, отсутствие сюжетных глупостей выделяет “Фрирен” среди подростковых произведений? Так ведь, если поискать, даже здесь они найдутся! Да, сценарий всё равно куда крепче, чем в каком-нибудь “Классе превосходства”, но... давайте честно: какое произведение более близкó школьникам: “Фрирен” или же “Класс превосходства”? (вопрос риторический, если что).

Один из постеров к первому сезону аниме "Класс превосходства"
Один из постеров к первому сезону аниме "Класс превосходства"

В некоторой степени “Фрирен” похожа на произведения классиков, что изучаются на школьных уроках литературы – а потому не вызывают интереса у подростковой аудитории. Знаете, глупо заставлять детей учить “Бородино”; во-первых, оно писалось, в принципе, не для детей, а во-вторых – ещё и не для СОВРЕМЕННЫХ детей, которые запросто найдут более близкое (т. е. понятное) по эпохе творение, способное впечатлить их куда сильнее! У “Фрирен” пусть не идентичная, но схожая проблема: по жанру классического фэнтези эта история предназначена для подростков, а вот по смысловой нагрузке и стилю повествования подойдёт далеко не каждому из них. Именно это и есть тот самый парадокс “Фрирен”, упомянутый в названии статьи. Если бы данное произведение вышло лет 25 назад, стало бы образцовым подростковым фэнтези из Японии – по причине слабой конкуренции (и да – тогда не во “Фрирен” были бы отсылки к “Dark Souls”, а в “Dark Souls” были бы отсылки к “Фрирен” ¯\_(``)_/¯ ). Но оно вышло сейчас, и возник закономерный вопрос: почему “Фрирен” не сделали более взрослым произведением? Ведь следовало бы! Однако авторы отчего-то решили иначе:

Прежде всего, здешние положительные герои не убивают людей (а также эльфов и дварфов, т. е. существ, похожих на человека и по своей сути, и по моральным ценностям); разве что уничтожают монстров (которых априори не жалко). На западе это один из определяющих критериев классического фэнтези (годящегося для детей и подростков), а на востоке, т. е. в Японии – типичнейший критерий сёнэна. Тут нет "серой морали" и выводов в стиле "порой люди хуже монстров", а также повышенного уровня жестокости, похоти и ненормативной лексики – всё это было бы свойственно тёмному фэнтези, которое в последние десятилетия переманивает к себе молодую аудиторию. Помимо прочего, стóит разобрать асексуальность персонажей “Фрирен”; аниме даёт понять, что тамошние эльфы не испытывают полового влечения, и это сюжетно объясняет, почему протагонистка даже не думает заводить мужика. Также упоминается обет безбрачия среди клириков, что так-то ничем не обоснованная чушь – но хоть чуть-чуть поясняет, почему у некоторых мужских персонажей нет отношений с женщинами. Впрочем, аниме так и не смогло прояснить иную ситуацию: почему у двух пубертатных язв подростков, что присоединились к Фрирен в её путешествии, даже не играют гормоны в одном месте? Иными словами, история жёстко держится шаблонов подросткового произведения, не поднимая взрослых тем вплоть до того, в ней отсутствует даже банальная романтика – хотя это сразу минус к интересу у девчачьей аудитории, вопреки наличию ГГ женского пола! Короче, ОЧЕНЬ странные решения: нехватка романтики делает “Фрирен” менее востребованной у девочек-подростков, а неспешное повествование, дефицит экшена и отсутствие фансервиса снижают интерес уже у юношей, тем временем как выпяченная асексуальность персонажей и сёнэновские рамки приветствуются далеко не всей взрослой аудиторией (ну, а кто ещё оценил бы тамошний околофилософский сюжет?!). Иными словами, вопрос: для кого “Фрирен”, вообще, создавалась?..

К слову, от той же асексуальности главных персонажей страдает и “Монолог фармацевта”; хотя это произведение, явно, предназначено для более взрослой аудитории. Тамошней главной героине Маомао неинтересна интимная близость – тем не менее, об этой теме ГГ знает немало (конечно же, только по опыту знакомых куртизанок – хотя даже этого хватило, чтобы в императорском дворце давать советы наложницам, уже перешедшим от теории к практике!); ну, а главный мужской персонаж Джинши (он же Дзинси, Цзиньси, etc) даже принимает какое-то зелье для подавления полового влечения, ибо притворяется евнухом, и вроде бы причина столь странного решения будет объяснена во втором сезоне аниме. Всё это странно, учитывая, что “Монолог фармацевта” – то ли сэйнэн, то ли дзёсэй, т. е. произведение для аудитории 18+ (казалось бы, имеющей право на соответствующий контент!). Те, кто много читает мой канал, знают, как я объясняю такие странности; да-да, японская нравственная "повесточка" снова l¯/\Д|/|Т! Ну, не нравится ей добрачный интим – особенно, м/у главными героями; в лучшем случае его наличие просто поднимает возрастной рейтинг, а в худшем – автору вовсе не удаётся пропихнуть такое в сюжет! Слишком уж это больная тема для Японии; слишком! Из-за последствий кризиса 90-х у большинства тамошних граждан есть лишь два варианта: либо иметь свободное время, либо зарабатывать деньги! Но, в любом случае, отсутствие денег или свободного времени помешает человеку найти любовь или хотя бы полового партнёра. А “Монолог фармацевта” будто вторит суровой японской реальности; в данном произведении далеко не любые персонажи могут позволить себе секс, ибо он стал едва ли не роскошью, доступной лишь привилегированным особам (и то с исключением в виде Джинши!) да куртизанкам. Естественно, бóльшая часть аудитории не сможет ассоциировать себя с первыми, а со вторыми – не захочет; удел большинства – Маомао и Джинши, у которых этого вашего секса ТОЖЕ нет (а раз уж его нет у наших любимых персонажей, то и нам стыдиться нечего; c’est la vie – такие уж времена настали!). Да и сама Маомао, пока жила в родном районе, прибегала к хитростям, дабы не стать жертвой похотливой черни; ведь там в округе всего один бордель, и тот элитный – для черни вход закрыт; т. е. снова намёк на секс, как элитный досуг, доступный далеко не всем, кому хотелось бы! Ну, и пара слов о евнухах: большое наличие оных в “Монологе фармацевта” лишь подтверждает негласное правило "секс – это привилегия". Из всего вышеперечисленного получается вывод: да, половые отношения стали роскошью, но бедность девственность не порок, так что из-за этого не убивайтесь (и в переносном смысле, и в прямом, наверное, тоже...).

Один из постеров первого сезона аниме "Монолог фармацевта"
Один из постеров первого сезона аниме "Монолог фармацевта"

Понимаете ли, какая непростая ситуация! В теории совершеннолетние японцы вроде бы имеют право на добротные произведения с полноценным взрослым контентом. А вот на практике... Да просто представьте типичнейший западный сюжет, где хороший герой УБИВАЕТ плохих людей, СНОШАЕТ женщин вне брака, а в конце истории ВЫЖИВАЕТ и выходит победителем; хеппи-энд! А теперь попробуйте представить тот же простецкий шаблон сюжета в ранобэ / манге / аниме, что выходили, начиная с 90-х (когда и появилась японская нравственная "повесточка"); сколько вспомнится произведений, дословно следующих вышеупомянутому шаблону? Думаю, их удастся пересчитать по пальцам одной руки – ещё и свободные пальцы, небось, останутся. Ибо слишком уж часто будет наблюдаться какое-то несоответствие! Если герой имеет добрачные половые отношения, то не убивает людей (ещё раз – всякие монстры не в счёт!); ибо человекоубийство ТОЖЕ порицается "повесточкой". А если убивает, то не имеет добрачных половых отношений; ещё и в конце истории, скорее всего, сам погибнет, чтоб мораль была! Т. е. получается ЛИБО одно, ЛИБО другое; в теории взрослые японцы имеют право на любой законный контент, а на практике разглядывают "повесточкину" фигу! Человекоубийства, совершаемые главным героем, ИЛИ наличие у него добрачных отношений сразу же поднимают возрастной рейтинг; но совместить первое со вторым в японских произведениях проблематично – а то и чревато последствиями. Причём и первое, и второе даже по отдельности не нравятся "повесточке". Например, если главгерой произведения не совершает человекоубийств, но практикует добрачные связи – и их МОЖНО убрать без особого вреда для сюжета, то будьте уверены: специально обученные адепты "повесточки" (к примеру, сотрудники издательства) попросят об этом; и, если автору произведения не удастся отстоять свою позицию, аудитория в очередной раз получит то, что обычно и получает! При этом (что неудивительно) такой подход запросто может понизить возрастной рейтинг; например, если из сэйнэна убрать половую жизнь главгероя, и если при этом не обнаружится иных по-настоящему взрослых деталей, то... сэйнэн может стать сёнэном! Ну, логично же – порой нет смысла продвигать произведение, как взрослое, если из него уже изъяли единственную спорную по-настоящему взрослую деталь! (всё-таки это ещё не “Монолог фармацевта”, где фоном творится ТАКОЙ разврат, какой и в сёнэн не пропихнуть, и нельзя вырезать, ибо он необходим сюжету!). Так вот, к чему я: быть может, именно из-за "повесточки" “Фрирен” не стала по-настоящему взрослым произведением? (иными словами – может, из её изначальной задумки было что-то удалено?). Ведь её околофилософская идея и неспешное повествование лучше подошли бы формату сэйнэн или дзёсэй, нежели сёнэн. В конце-то концов, повальная асексуальность героев бьёт по реализму – а зачем так делать, учитывая серьёзную завязку и ВЗРОСЛЫЙ (неспешный) темп истории? Почему был выбран формат сёнэна, почему не что-то более зрелое? Уж не потому ли, что сёнэны проще всего контролируются "повесточкой", ибо только в них любые хотелки оной можно списать на возрастные ограничения? Например, ту же асексуальность персонажей; а если никто из главных героев ещё и не станет грешить человекоубийствами, так это опять же возрастные ограничения – не подкопаешься! Ведь в сэйнэне или дзёсэй`е чрезмерное человеколюбие протагониста из средневековых (!) реалий, а также деление рас на очевидно хороших (людей, эльфов, дварфов) и очевидно плохих (демонов) смотрелось бы наивно; плюс часто встречающаяся асексуальность героев из самых разных взрослых произведений выглядела бы откровенно подозрительной. Так что да – порой занижение рейтинга способно пресечь ненужные подозрения в стиле "а не пытаются ли нам промыть мозги?".

Ну да ладно, вернусь непосредственно к обозрению “Фрирен”, а все предположения касательно создания этого произведения оставлю лишь предположениями. Что мне по-настоящему не понравилось, так это СНОВА японский менталитет в фэнтези, выполненном в западном стиле. Опять поклоны! И опять упоминание о том, что люди боятся чрезмерной силы. Блин, ну сколько можно?! Ну, НЕ БОИТСЯ западное общество сильных людей (т. е. индивидуалистов, способных обойтись без помощи коллектива); оно боится тех, кто подавляет свободу личности (т. е. коллективистов, навязывающих свои нормы индивидуалистам). Так и хочется сказать этим японцам: хватит транслировать свои азиатские страхи через западные реалии, надоело уже!!! А если так хочется, то рисуйте фэнтези в восточном стиле – и нойте о том, как же трудно быть сильным человеком (ведь приходится скрывать силу / талант, лишь бы никого не напугать / не обидеть!). Ещё раз – для западных фэнтезийных реалий этот страх чужероден; не надо его туда пихать! НЕ НАДО!!! Западные герои, в большинстве своём, индивидуалисты (одиночки!), которые выживают только потому, что выкладываются на полную! Далее – опять же показано японское коллективистское правило "не выделяйся", хотя на сей раз в более завуалированной форме. Фрирен (да и не только она) научилась сдерживать силу своей маны (проще говоря, ауру), дабы не привлекать лишнего внимания; да, эта необходимость объяснена сюжетно, и слава Богу, что хотя бы так! Тем не менее, в который уже раз чувствуется (лживая) мораль, что те, кто не выделяется, достигают большего, чем те, кто выставляет умения напоказ; это же подтверждается тем, что и Фрирен, и её ученица Ферн предпочитают побеждать врагов обилием базовых заклинаний вместо упора на редкую и, очевидно, более мощную магию. Т. е. эти двое скрывают не только силу своей маны, но и держат в секрете свой истинный арсенал заклинаний. Нет, это уже не совпадение; вновь намёк на правило "не выделяйся" – дескать, те, кто так и делает, более успешны. Ога: так и вижу, как японские школорабы, дисциплинированно просиживающие юность за партой, или клерки, что работают, не видя жизни, и выбиваются в люди разве что за выслугу лет (т. е. уже после пятидесяти), рассказывают о том, как стали счастливыми и успешными благодаря правилу "не выделяйся", а также о том, как это чудотворное правило поспособствовало исполнению их самых заветных желаний; всё это сарказм, если что. Уж извините за такую двухминутку ненависти, просто это уже реально бесит; абсолютно деструктивная идея, и теперь она едва ли не в каждом первом аниме! Эх, блин, в 80-е такая чушь встречалась куда реже...

Наконец, упомяну об одной сюжетной странности “Фрирен”. Суть истории типична для фэнтези; это – путешествие. В первый раз Фрирен вместе с отрядом героя ушла бить Повелителя демонов; во второй – побывала в одиночном путешествии, собирая новые знания и артефакты просто из интереса; а в третий – вместе с небольшой компанией отправилась искать рай, хотя для остального общества вероятность существования рая оставалась не более чем вероятностью. Это довольно странно. Ведь действие происходит в мире фэнтези, где есть маги, практикующие (внезапно!) магию, и есть клирики, способные лечить людей святой силой. Иными словами, всё это люди, постигшие ТАЙНЫЕ знания; и, чтобы в таких условиях они всё ещё гадали, есть рай или нет, и, чтобы до нашей эльфийки никто не успел окончательно прояснить данный вопрос (с обнародованием доказательств или же однозначных опровержений), это... ну, спорно. Люди интересуются темой рая именно из-за скудных знаний о мироустройстве; однако там, где маги практикуют магию (что возможно только благодаря пониманию мироустройства!), а клирики пользуются святой силой (благодаря налаженной связи с чем-то Бóльшим!), вопрос о существовании рая едва ли долго оставался бы актуальным (при этом удивительно, что аниме даже не затронуло тему реинкарнации: или рай, или ничего, третьего не дано!). Хотя кто знает – вдруг данная франшиза ещё сумеет логично объяснить даже это...

Спасибо за внимание!