Найти тему

Адвокаты чародеев: плохая антиутопия

Ещё в апреле я написал статью про умные и глупые особенности аниме в жанре фэнтези. Вопреки большому кол-ву показов, она набрала не так уж много лайков – в основном, из-за того, что в тамошний список фэнтезийных глупостей попали магические учебные заведения, т. е. всевозможные школы магии и академии волшебства. И, в общем-то, логично, что ту статью многие не оценили: если человек любит фэнтези, то с большой долей вероятности он также любит вселенную Гарри Поттера; а, если какой-то блогер оспаривает логичность самóй основы Поттерианы, такое воспринимается, как что-то крамольное, подрывающее стабильность неофициального сообщества поклонников фэнтези. Да и не только. Фанаты аниме тоже не должны были обрадоваться моим выводам, ибо события многих (и любимых многими!) аниме тем или иным образом связаны со школой / академией магии или волшебства. Впрочем, я не собираюсь ни под кого подстраиваться и никогда не откажусь от своего мнения, что "школоакадемии волшебствомагии" являются одной из самых больших глупостей в современном фэнтези! Почему они являются глупостью? Причин много; если что, обозначу курсивом уже несколько обновлённый список моих претензий к магическим учебным заведениям:

1. Маги обязаны пренебрегать людскими законами и запретами, чтобы изучать то, что простые люди не понимают, боятся и запрещают. А школа – это детище законов людей и воплощение их же запретов; поэтому магам изначально не по пути с такой системой.

2. Учебные заведения основаны на бюрократии с соответствующим бумагомаранием; однако магу не нужен диплом с надписью "маг", если он просто может доказать, что владеет магией.

3. Учебные заведения ориентированы не на качество будущих выпускников, а на их количество. Это не подходит магам, т. к. они всегда в меньшинстве и делают упор на своё мастерство, от которого в бою зависят их жизни. Чтобы учитель выявил индивидуальные таланты каждого ученика, он должен уделять каждому достаточно времени; это возможно, только если учеников немного, и противоречит "потоковому образованию". К тому же в учебных заведениях часто практикуется разделение труда, когда школьные предметы преподаются разными учителями, т. к. один учитель банально не запомнит всё то, что изучается учениками. А раз уж всё, что преподаётся в школе, запомнили лишь 7 и более учителей по отдельности, то и каждый ученик запомнит лишь малую часть изучаемого материала. Такие выпускники знают не то что "всего понемногу", а "в принципе немного"; т. е. данное образование – не более чем трата времени как для мага-учителя, так и для его учеников. А потому лучше, если у каждого отдельного мага окажется мало подмастерий, зато все станут профи в соответствии с индивидуальными магическими талантами.

4. Неэффективный выбор учеников, когда приоритет отдаётся не самым талантливым, а самым платёжеспособным. Логично, что учёба в специализированной школе должна быть платной. И школа магии – обычно не исключение. При этом если талантливый в магии выходец из бедной семьи не сможет оплатить обучение, его не возьмут. Зато любых, даже бездарных аристократов будут учить годами. А потому и новые маги получатся такими себе (т. е. опять же трата времени как для магов-учителей, так и для многих учеников, которые могли бы заняться чем-то другим, к чему уже имеют талант!).

5. Коррупция, т. е. проблема, неотделимая от бюрократии. Магам не нужно, чтобы бумага с надписью "маг" ценилась больше, чем практические знания, а то и магические способности. Однако бюрократия ставит в приоритет именно бумаги, ради получения которых учащиеся нередко подкупают преподавателей (т. е. реальные способности выпускников оказываются ниже задокументированных).

В итоге, такие вот безрадостные перспективы у магических учебных заведений. Теперь же перейду к разбору аниме-сериала, ради которого и написал данное вступление.

Один из постеров к аниме-сериалу «Адвокаты чародеев»
Один из постеров к аниме-сериалу «Адвокаты чародеев»

Как вы уже убедились, в моём понимании магия и бюрократия – далеко не всегда сочетаемые вещи; при их совмещении логика часто покидает сюжет, оставляя за собой пустое пространство, тот час же заполняемое фанатскими теориями – и это ещё в лучшем варианте! В худшем же – такое произведение даже фанбазой не обзаводится… как в конкретном случае; представляю вашему вниманию аниме “Адвокаты чародеев”, наглядно показывающее, ЧТО бывает при совмещении бюрократии из нашего мира и магии из мира фэнтези. Если же в других, похожих произведениях столь неудачное соседство хоть как-то вуалируется, то в данном случае самые неудачные последствия от сношения бюрократии и магии выставляются напоказ и готовы вот-вот спровоцировать сотрясение мозга из-за частых фейспалмов. К слову, в данном сериале нет магических учебных заведений; но всё же… кто-нибудь соскучился по шлаку? Такому вот хрустящему, рассыпчатому? Если да, то прошу ознакомиться с замесом:

Итак, сюжет аниме “Адвокаты чародеев” разворачивается в мире, похожем на нашу с вами современность, с одним лишь отличием, что там существует магия – но фактически она под запретом; за нарушение – немалый штраф. За использование магии в преступных целях – тюрьма. За смертоубийство, совершённое магом, – пожизненное заключение или казнь. Также маги обязаны регистрироваться, в т. ч. регистрировать все новые способности, которые у них проявляются. За неподчинение – опять же штраф. Иными словами, это антиутопия – самая настоящая! Вот только нелогичная до мозга костей.

Начну с вопроса, что такое маг в фэнтезийных реалиях. Это обладатель магических способностей, которые не являются неподконтрольными, а вполне себе контролируются самим магом. Часто эти способности довольно-таки могущественны. А потому противостояние мага с более заурядными противниками обычно сопровождается множеством жертв, в первую очередь – среди последних! Да, маги всегда в меньшинстве – это их очевидный минус; а значит – даже их можно победить с помощью численного превосходства; однако в обычных условиях это значило бы "завалить трупами". Если бы теми трупами оказались какие-нибудь религиозные фанатики, то всё выглядело бы логично; вот только они ТОЖЕ в меньшинстве – едва ли смертников людей со столь упоротым мышлением хватило бы на каждого мага! А простая толпа не решилась бы навалиться на обладателя чудовищных, потусторонних сил, ибо инстинкт самосохранения – сильная штука. Отсюда другой вопрос: а как же так получилось, что в “Адвокатах чародеев” маги вынуждены подчиняться простым людям и разведённой теми бюрократии? Авторы данного творения, явно, не поняли, ЧТО такое маг в фэнтезийных реалиях; это – царь и бог, с которым приходится считаться не только бюрократам, а целым поселениям или даже странам! Он вертéл на волшебной палочке эту нашу бюрократию. Для мага в фэнтези убийство очередного неугодного аристократа – это просто обычный вторник; а уж жизням, отнятым у простолюдинов, он ВООБЩЕ не ведёт счёт. Магов боятся. Магов уважают. Даже те из них, что добровольно ушли на службу монархам, порой позволяют себе больше вольностей, чем простая свита. Потому, что МОГУТ! В общем, если хотите узнать, как ведут себя нормальные маги, предлагаю ознакомиться, например, с книжной серией о Конане-варваре, писавшейся ещё до того, как основанные на бюрократии школы волшебников стали фэнтезийной нормой. Ну, а я продолжу:

Иными словами, что такого должно было произойти во вселенной “Адвокатов чародеев”, чтобы маги стали пресмыкаться перед большинством, – тоже хороший вопрос! Впрочем, как и нелогичная техническая развитость тамошнего мира – он, ну, никак не отличается от нашего, за исключением наличия магии; хотя должен! Или кто-то считает, что наличие магов в мире не сказалось бы на развитии общества? Давайте приведу всего один пример, чего не должно было появиться, кабы в мире существовали маги: казнозарядное огнестрельное оружие под гильзовые патроны. Предками всего современного огнестрела были примитивнейшие аркебузы и мушкеты, которые, за исключением огромной пробивной силы, позволяющей поражать задоспешенных воинов, ничем не могли похвастаться. Точность стрельбы была отвратительной – из-за гладкого ствола и примитивных прицельных приспособлений; потому делался упор на плотность огня группой стрелков. Перезарядка же была медленной, а само оружие – однозарядным (т. е. скорострельностью не отличалось), ещё и тяжёлым (т. е. не манёвренным); к тому же могло взорваться! А в дождь стрелять отказывалось; не говоря уже о том, что даже плотный туман мог покрыть конденсатом затравочное отверстие и превратить порох во влажную кашу. И вот новый вопрос: если бы главной силой на поле боя считались не задоспешенные воины, а маги, способные помимо прочего наколдовать дождь либо плотный туман и тем самым превратить вражеский огнестрел в арматуру, какой был бы потенциал развития у аркебуз и мушкетов? Никакого. Никто бы не стал делать ставку на развитие данного оружия; от него бы отказались в пользу старых-добрых луков и арбалетов, которые меньше весят, проще в обслуживании и обращении, менее чувствительны к погоде и стреляют чаще, а в умелых руках – даже точнее (причём заметно!), что повышает шансы на успешное поражение цели малыми группами стрелков, а то и стрелками-одиночками. К тому же именно луки да арбалеты было бы удобнее использовать против магов, которые к ношению тяжёлого, полного доспеха непривычны, а частые промахи и длительные паузы при перезарядке вражеского огнестрела использовали бы себе на пользу, т. е. для колдунства. Так что вместо последующей эволюции фитильного огнестрела в кремнёвый либо более дорогой колесцовый началась бы эволюция классических луков и арбалетов в блочные, выдающие бóльшую мощь выстрела при меньших усилиях для натягивания тетивы.

В итоге, никому бы и в голову не пришло, что через несколько столетий эволюции огнестрельного оружия оно станет имбой против имбы, т. е. будет способно противостоять магам. ЭТО – главный фактор, почему классическое фэнтези всегда остаётся средневековьем: там не развиваются те технологии, которые изначально не могут составить конкуренцию магии, больше всего влияющей на мир! Единственным востребованным огнестрельным оружием оставались бы пушки, способные стрелять как большими ядрами, так и роем пуль (аки картечью), при условии, что пушечный расчёт прикрывался бы лучниками либо арбалетчиками; но едва ли у пушек была бы какая-то существенная эволюция, учитывая, что даже однозарядные образцы оказывались слишком уж громоздкими – в доиндустриальную эпоху создавать на их основе многозарядные станковые орудия было бы чересчур затратно как по ресурсам, так и по времени изготовления (а потому не шло бы речи ни о каком массовом производстве!); помимо прочего, создание многозарядных пушек вело бы к уменьшению калибра в попытке снизить чрезмерный вес, что негативно сказалось бы уже на боевой эффективности (есть же простая формула, применимая к многозарядному оружию: "чем толще патрон, тем меньше их внутри оружия – и наоборот"). К тому же – зачем создавать станковое, многозарядное орудие с вращающимся барабаном или блоком стволов, если гораздо большее количество полноразмерных пуль можно засыпать в ствол пушки и пальнуть ими за раз? Ведь даже на заряжание простой пушки уйдёт меньше времени, чем на перезарядку многозарядного огнестрела в условиях, когда гильзовые боеприпасы ещё даже не придуманы!

Иными словами, в мире фэнтези развитие огнестрельного оружия должно упираться в невозможность разглядеть его истинный потенциал под обилием недостатков его же ранних образцов. Ибо НЕКОГДА было бы разглядывать! Маги не стали бы давать фору пехоте с самопалами, дожидаясь, пока будут изобретены мало-мальски адекватные, капсюльные штуцеры с пулями Минье (а это уже XIX век!). В итоге, примитивное огнестрельное оружие не получило бы распространения в мире фэнтези (за банальной ненадобностью!). А раз уж оно не получило бы распространения, то и не привлекло бы к себе внимания тамошних светлых умов, способных создавать на его основе более совершенные образцы. Для сравнения: в нашем мире эволюция огнестрельного оружия растянулась на века, хотя у нас оно было востребовано и популярно; соответственно – в мире фэнтези, где к огнестрелу должны относиться прохладно, о его развитии нельзя было бы даже мечтать. Да, там могли бы появиться пушки! Но в доиндустриальных, средневековых реалиях эти орудия не имеют шансов на существенную эволюцию; а если учесть, что классическое фэнтези – это ВЕЧНОЕ средневековье, где из-за распространённости магии нет смысла внедрять индустриализацию, примитивная артиллерия столкнулась бы со стагнацией, а не эволюцией. Да и в нашем мире стрельба из пушек очень долго оставалась примитивным делом: то фитиль поджигали, то раскалённый прут совали в одно место затравочное отверстие; короче – вот настолько этим орудиям была непринципиальна эволюция! Ну, даже приделанные к пушке колёса УЖЕ сошли бы за вершину той сáмой эволюции. Если бы я попал в мир фэнтези и поспособствовал эволюции "обычной пушки" в "пушку на колёсах", то назвал бы такую модель грозно – "Мракобес"; едва бы местные поняли юмор, зато мне было бы забавно))

Далее: в “Адвокатах чародеев” есть даже такие вещи, как наручники, подавляющие магию, и магический суд, введённый для магов-нарушителей. К слову, суд вправду магический – предусматривает телепортацию приговорённых преступников из зала суда прямо в тюрьму, по одному удару судейского молотка! Т. е. всё это – очевидные магические особенности, которые каким-то образом стали доступны простым людям, дабы те судили магов. Интересно даже, КАК все эти "технологии", созданные, без сомнения, магами, оказались в лапах бюрократов! Быть может, те попросили магов "а сделайте-ка нам крутые девайсы, чтобы мы могли лишать вас силы, ещё и судить вас с чувством стиля!"; а маги такие "не, мы не хотим; можно не надо?"; а им в ответ "нельзя; требование главного бюрократа!"; и маги такие тоже "ну, окей". Так что ли было?! Эх, давайте-ка я проясню ЕЩЁ кое-что… Очевидно, всё это противостояние магов с обычными людьми тянется с древности и, уж точно, затронуло период феодально-цехового общества, когда у многих лавок были свои производственные секреты, раскрывать которые ЗАПРЕЩАЛОСЬ. Например, пивовар держал в тайне СВОЮ технологию варки пива и передавал её лишь преемнику. Подобное встречалось во многих профессиях: самую важную информацию держали в секрете, ибо её распространение провоцировало появление конкурентов и, соответственно, отток части клиентов. И вот вопрос: а с чего тогда маги решили раскрывать свои секреты тем, кто не испытывает к ним доверия и, очевидно, БУДЕТ использовать секреты магов против их самих? Если бы общество осталось на уровне средневековья, как и положено миру фэнтези, такого не произошло бы! Даже если бы появилась утечка знаний, маги поспешили бы избавиться ото всех, кто узнал секрет, а также от болтливого предателя, если тот существует! Во-первых, так безопасней для самих себя; а во-вторых – будет уроком для новых "любопытных Варвáр" (ну, должны же самые могущественные члены средневекового общества сохранять и поддерживать свою репутацию!). А ведь, к слову, такой подход дополнительно препятствовал бы появления академий магии да школ волшебства. Ну, не способствует наличие учебных заведений сохранению производственных тайн; ибо чем больше учеников, тем меньше контроля за их убеждениями. Для обычной школы это может и нормально, а вот для общества магов крайне нежелательно, чтобы их рабочие секреты по чьей-то глупости утекали в народ. Иными словами, к выбору преемников маги должны относиться серьёзно; и именно это является ещё одной причиной, почему никаких учеников, кроме одного-двух, максимум – нескольких НАДЁЖНЫХ подмастерий, не должно быть у мага!

(мем)
(мем)

Ну да ладно; что это я всё о плохом да о плохом? Может, напишу о хорошем – о том, как в “Адвокатах чародеев” маги интегрируются в общество, т. е. какие условия созданы для их социализации в том, непростом мире? А… никакие)) Общество видит в магах только угрозу и потенциальных преступников, всячески намекая "маги нам НЕ НУЖНЫ; они – лишние!; жизнь была бы куда лучше без них!!!". Естественно, с таким отношением не идёт речи ни о какой социализации. А ведь, если задуматься, магов должны на руках носить! В армии и прочих силовых структурах их способности ой как пригодились бы! Редкие маги, останавливающие время, могли бы эффективно проводить сложные хирургические операции, кабы выучились на врачей. А маги, управляющие водой, должны быть востребованы в пожарной службе. Ну, и телекинетики оказались бы полезны при разборе завалов от землетрясений, ураганов и цунами. К тому же маги могли бы создавать магические артефакты для простых людей, тем самым продвигая магию в народ и оптимизируя повседневную жизнь граждан; однако единственные артефакты, хоть как-то влияющие на жизнь общества, представлены в виде наручников для магов, а также магического судейского молотка и пола-телепорта в тюрьму. ВСЁ! Ничем другим человеческое общество тамошнего мира не отличается от нашего, а значит – оно решило, что прочие новшества от магов не нужны! (только мракобесие, только хардкор!). Какого-то ч0рта общество не видит потенциальной пользы от магов; в итоге, те занимаются заурядной работой, ибо их вынудили быть заурядными членами общества вопреки наличию незаурядных способностей. В аниме даже говорится, что магам запрещено занимать государственные должности; т. е. правительство делает ВСЁ, лишь бы маги чувствовали себя изгоями (такая вот антиутопия!). Само собой, вся эта сегрегация создаёт идеальные условия для появления недовольных магов, восстающих против Системы (хм, вот так неожиданность для тамошнего общества, не правда ли?!). Хоспаде, да в том мире даже школы для детей-магов смотрелись бы уместно – в качестве исключения; ибо способствовали бы социализации магов, т. е. готовили бы их к тому, чтобы применять магию на благо общества! Но даже этого нет. То есть нет НИКАКОГО идеологического контроля над обладателями сверхъестественных сил, превращавшего бы магов в друзей общества; а только силовой, делающий из них врагов! Впрочем, главная героиня, тоже являющаяся магом, всё равно находится на стороне закона и даже не думает бунтовать, а напротив – частенько противостоит различным "деструктивным элементам" среди самих магов. Знаете, такой подход уже не удивляет меня. В аниме всё чаще встречаются главгерои, которые находятся на службе у несовершенной Системы и защищают её просто потому, что альтернатива (якобы) не лучше:

Что уж тут поделать – всевозможные бунтари и революционеры откровенно не в чести у нынешней аниме-индустрии; ей подавай других протагонистов – которые следуют букве закона и учат зрителей соответствующему отношению к их собственной гос. системе, какой бы ущербной та ни была. Ежели в таких условиях и появляется главгерой-революционер, будьте уверены: с огромной долей вероятности он помрёт в конце истории, дабы была мораль, чем чреват бунт против Системы!

(Да-да, Лелуш, шахматист ты наш; тебя это касается в первую очередь. Кстати, передавай там привет Лайту Ягами, Дэвиду Мартинесу, Тацуми и прочим, наехавшим на власть имущих!)
(Да-да, Лелуш, шахматист ты наш; тебя это касается в первую очередь. Кстати, передавай там привет Лайту Ягами, Дэвиду Мартинесу, Тацуми и прочим, наехавшим на власть имущих!)

Однако вернусь к сюжету обозреваемого аниме. Итак, к тамошним магам относятся предвзято. Чтобы понять, насколько, приведу пример: одного хорошего мага хотели казнить за то, что он убил мага-грабителя из банды, напавшей на банк; дескать, нет доказательств, что хороший маг НЕ действовал сообща с бандитами и НЕ поссорился с ними из-за внутренних противоречий, а значит – он априори виновен, и неважно, что своими действиями спас других людей. Да-да, презумпция невиновности по принципу "недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности" идёт лесом. Но, справедливости ради, в реальном мире часто бывает также: ни прокурор, ни судья не могут оспорить версию событий от обвиняемого, т. е. НЕ МОГУТ опровергнуть его слова, а всё равно выносят обвинительное решение на основании косвенных улик (например, из-за отсутствия алиби, когда человек не в силах доказать, что он НЕ БЫЛ на месте преступления; хотя банальное отсутствие алиби также не является доказательством, что именно ОН совершил то преступление!); но это уже другая история. Что любопытно, в “Адвокатах чародеев” также продемонстрирована японская логика правосудия. Там одного мага могут приговорить к казни за убийство по неосторожности, а другого – к пожизненному заключению за преднамеренное убийство; ведь второй маг, в отличие от первого, признал за собой вину и не пытался переложить её на кого-то другого, а значит – заслужил снисхождения! Да, такая уж логика у японских судов: если кого-то обвинили, то не просто так, а значит – оправдания воспринимаются, как наглость, а признание вины, как искреннее раскаяние, заслуживающее смягчения наказания. Тем не менее, законы мира “Адвокатов чародеев” всё равно, что дышло. Например, один адвокат в зале суда вытворил ТАКОЕ, за что его самогó следовало бы судить и, в лучшем случае, отправить в тюрячку; а точнее – он с помощью магии (которая под запретом!) снял наручники с обвиняемой девушки-мага, тем самым вернув ей возможность колдовать, в результате чего та едва не прикончила всех присутствующих. Но горе-адвокату почему-то всё сошло с рук – он отделался лишь недельным домашним арестом ¯\_(``)_/¯ Другое дело – магам вроде бы можно использовать магию для защиты себя и прочих людей, но на деле такое обычно чревато штрафом; в общем, как именно эта система работает – я решительно не понимаю!

Возможно, «Адвокаты чародеев» намекали именно на то, что в прошлом маги считались самыми могущественными из людей, но всё изменилось, когда мир вошёл в индустриальную эпоху. Дескать, людские технологии развились достаточно, чтобы противостоять магии, из-за чего обладатели магических способностей вынуждены подчиняться простым людям, которые ЗАПОМНИЛИ, сколько зла творили маги в прошлом; а потому человеческое общество не торопится признавать тех достойными членами. Что ж, может быть. Вот только техническая развитость человечества в аниме, явно, недостаточна, чтобы навязывать магам правила игры. Их способности всё ещё имбалансные; например, людям для создания военных машин требуются средствá и много времени. А маги за несколько секунд создают гигантских мéхов, которые больше любого танка. Людям нужны оружие и патроны; магам – нет. Людям требуется броня; маги же умеют останавливать пули телекинезом / энергетическими щитами либо возводить защитные стены из разных материалов в одно мгновение, а то и защищать себя от артиллерии, находясь внутри созданных ими мéхов. К тому же защитная экипировка людей часто не спасает; к примеру, спецназовцы в полном обмундировании ни разу за весь сериал не смогли победить магов, всегда оказывавшихся в меньшинстве (предпоследний раз не в счёт – тогда магам нужно было просто выиграть время для побега ГГ, и они сделали это даже без жертв: потрепали спецназовцев, а сами не пострадали). Конечно, люди всё ещё в большинстве; но в аниме показали лишь одну представительницу человеческого рода, способную удачно противостоять магам – и то с переменным успехом! (ближе к концу она чуть не погибла в драке с очередным магом, но победить так и не смогла). Обычно же с магами-плохишами разбираются хорошие маги; т. е. прямо намекается, что только маги могут полноценно противостоять магам. Впрочем, даже так техническая развитость того мира, недостаточная для превосходства над магами, оказывается неправдоподобно завышенной – повторюсь, никакого адекватного огнестрельного оружия в мире фэнтези быть не может; но авторы допустили классическую ошибку: отнеслись к знакомому всем нам, фэнтезийному средневековью, как к прошлому, которое альтернативно нашему и якобы должно развиваться до альтернативной современности, где магия будет вынуждена потесниться перед технологиями. Да, это ошибочное суждение! В фэнтезийном средневековье нет смысла развивать технологии, которые можно заменить магией, а потому ни о какой индустриальной революции не идёт речи; пусть там пройдёт хоть 10 тысяч лет, но фэнтезийное средневековье всё равно останется средневековьем, а маги как считались элитарным классом общества, так и останутся оным! Они по-прежнему будут создавать артефакты – наиболее приближенные к идеалу беречь у себя, а те, что похуже, продавать задорого; таким образом мир будет наполнен магическими светильниками и защитными амулетами разной силы и различного принципа действия, доспехами с "печатью лёгкости" (снижающей вес снаряжения), а также зачарованным оружием, лучшие образцы которого могли бы потягаться даже с нашим, современным огнестрелом в плане боевой эффективности. И т. д. Нашлось бы в таком мире место для привычных нам, индустриальных технологий? По-моему, нет. Зато маги считались бы ОЧЕНЬ ценными членами тамошнего общества; и всяческие притеснения оных препятствовали бы появлению у людей новых артефактов либо зелий, нередко очень уж полезных в повседневной жизни или военном деле! Т. е. ссориться с добрыми магами было бы банально невыгодно, а со злыми – ещё и смертельно опасно; обидятся они или разозлятся – в любом случае, это поспособствовало бы ухудшению жизни простых людей, всегда неравнодушных к комфорту. Да, такое взаимодействие магов с людьми уже открывает дорогу бюрократии; однако это касается только БИЗНЕСА, а не изучения магии (в чём и заключалась моя претензия!; дескать, простым людям бюрократия нужна при получении образования, а вот магам – нет; они должны ценить не столько образование, сколько практические, полезные знания, получению которых бюрократия очень часто не способствует, а то и откровенно препятствует!).

Кстати, не надо писать мне комментарии в стиле "ради своей теории о несочетаемости магии и бюрократии автор пнул малоизвестное, средненькое аниме!". Да, я пнул средненькое аниме – И ЧТО?! Для сравнения, в предыдущей моей статье упоминалось ДРУГОЕ средненькое аниме “Сасаки и Пипс”, где присутствует натянутый, как сова на глобус, конфликт двух аристократов, с обилием глупейших моментов; и, если посмотреть в корень того конфликта, можно понять, что все тамошние глупости вытекают из попытки автора произведения совместить несовместимое: феодальное общество и демократическую завязку конфликта, включая такие же, демократические методы его решения! В “Адвокатах чародеев” идентичная проблема: сюжетные глупости становятся следствием сочетания несочетаемого – наличия магов в привычном нам, современном обществе, на историческое формирование которого сами маги почему-то не повлияли, зато в одностороннем порядке подчинились привычной нам бюрократии. Если кому-то был нужен конкретный пример, как сильно бюрократия может ограничить свободу магов (т. е. почему им нельзя увлекаться бюрократией!), то вот он: да, не лучший в плане сюжета, но ведь произведение, которое совмещает несовместимое и даже не пытается скрыть ВСЕ вытекающие минусы, априори не может быть хорошим!

Наконец, затрону поднадоевшую мне самому тему японского менталитета, основанного на коллективизме. Ох, немало я об этом писал; НЕМАЛО! Но, так и быть, упомяну ещё раз. Японский коллективизм не любит тех, кто отличается от большинства, а тех, кто может обойтись без помощи коллектива, (т. е. индивидуалистов) даже боится. Относится ли это к магам в “Адвокатах чародеев”? Да и ещё раз да. Тут уж у меня претензии не столько к режиссёру (ибо Ясуоми Умэцу – человек более широких взглядов, судя по ранним работам), сколько к сценаристу, Ито Митико; так вот, она (да, женщина) изобразила, как маги жили бы в привычном нам мире, но ОЧЕНЬ многого не учла:

* Во-первых, японский менталитет с боязнью "не таких, как все"– он откровенно мещанский, сформировавшийся под влиянием самурайского сословия, имевшего уже свои, т. е. другие нравы (да, когда-то японский менталитет был не таким уж однородным!). Так вот, боялись ли мещане самураев? О, да; были причины! Конечно, практика цудзигири откровенно не приветствовалась любыми сословиями в любую эпоху, ибо подрывала моральную стабильность общества (что могло вести к восстаниям!) и лишала поселение рабочих рук, а значит – и получаемых ресурсов; т. е. даже убийство простолюдина "за не такой взгляд" грозило самураю проблемами от представителей его же сословия. Тем не менее, простолюдинам стоило бояться вооружённого человека с более высоким статусом: поди ж угадай, что у него на уме, т. е. не захочет ли он воспользоваться своим оружием или положением ради чего-то недоброго! Вот мещане с крестьянами и побаивались (временами не зря, ибо маньяки / психопаты и просто злодеи, пренебрегающие законом, – извечная беда!). А вместе с тем простолюдины не приветствовали, когда кто-либо отбивался от их привычной общины, начиная делать то, что не поощряла семья (пусть даже это что-то законное!); ведь подобное своеволие перекладывало обязанности "непутёвого" члена семьи на родственников, и многим родителям не нравилось, когда дети искали лучшей жизни вместо помощи в семейном деле. Отсюда и получаются две особенности: боязнь высокопоставленных, а также просто сильных людей, плюс опасливое порицание тех, кто своевольничает, т. е. выделяется из привычного коллектива, тем самым подаёт дурной пример другим людям и (!) представляет угрозу коллективистскому укладу жизни. Однако, когда началась Реставрация Мэйдзи, самураев упразднили, и главенствующим менталитетом в обществе стал крестьяно-мещанский, со временем превратившийся в просто мещанский благодаря увеличению городского населения, в т. ч. за счёт уменьшения сельского; под этот менталитет пришлось подстраиваться даже бывшим самураям и их потомкам (ибо пропало особое отношение простого люда к этому классу!). Самурайских же нравов придерживались лишь якудза – хотя то, скорее, копирка; но суть не в этом! Короче, если увидите в манге или аниме историю об одиноком, странствующем ронине, знайте: это – отголосок самурайской эпохи, когда сильные герои-одиночки, порой ставящие себя превыше коллектива, были чуть более обычным делом и даже романтизировались в художественных произведениях. В нынешнем японском обществе герои-одиночки не в почёте – но всё-таки часть фольклора и даже восхищают отдельных людей, уставших от диктатуры мещанского коллективизма. Вот только… суть опять же не в этом)) А просто в том, что японский "мещанский" менталитет сформировался благодаря историческим событиям; его обладатели откровенно не рисковали огрызаться на самураев, пока самих самураев не упразднило правительство! А раз так, то почему в “Адвокатах чародеев” обладатели мещанского менталитета рискнули притеснять ещё более могущественных магов, которых, в отличие от самураев, даже не упразднить?! (вопрос без ответа!). В итоге, если бы в тамошней Японии существовали маги, они оказали бы большое влияние на формирование японского менталитета с не менее уважительным отношением обычных людей к магам. Но в аниме же показан круглый НОЛЬ в качестве последствий исторического влияния магов на японский менталитет; ибо сильных самураев тамошнее общество, надо думать, уважало, а ещё более сильных магов – уже нет! И это вот презрительное отношение простых людей к магам выставляется, как что-то незыблемое, с чем можно лишь смириться; да КАК с этим можно "лишь смириться", когда даже неясно, какие исторические события привели к торжеству мещанского коллективизма над элитарным классом общества, который был всегда, ибо существовал не по указке какого-то сёгуна / императора, а по воле самóй природы?!

* А во-вторых – с какой-то радости привычное нам общество с привычными же законами расписано, как что-то незыблемое даже для магов. И, по-моему, чьей-то банальной узколобостью такое не объяснить. Во многих аниме всё чаще делаются намёки, что закон не то что равняется справедливости, он ПРЕВЫШЕ справедливости (а порой даже здравого смысла!). Персонажей, готовых ради справедливости идти против закона, всё меньше, зато тех, кто следует закону, всё больше. Ну, хотя бы в том же жанре фэнтези – когда вы в последний раз видели протагониста, который нарушает закон и при этом не несёт наказания, хотя бы остаётся в живых? (да, есть “Восхождение в Тени”; но и там не обошлось без нюанса – точнее, наличия у главгероя-попаданца двойных стандартов в виде трепетного соблюдения японских законов и игнорирования аналогичных законов альтернативного мира!). Большинство же фэнтезийных сюжетов хоть с попаданцами в другой мир, хоть без них ненавязчиво соблюдают определённые нормы в отношении закона: быть приключенцем разрешается, а вот аутлавом – ни-ни! Порой доходит до наивности, когда понятия "плохой человек" и "преступник" оказываются равнозначны; в последний раз я видел подобное в аниме “Слабейшая укротительница”, где фамильяр главгероини умеет отличать плохих людей от хороших; вот только плохими почему-то всегда оказываются преступники (будто бы нельзя творить зло в рамках закона и, наоборот, быть Робином Гудом!; видно, понятия "Lawful Evil" и "Chaotic Good" для кого-то – пустой звук). Приведу простой пример: если человек промышляет контрабандой алкоголя, это делает его плохим? Ну, вдруг у него семья, которую надо кормить, а государство ввело монополию на торговлю лишь для тех, кому хватит денег заплатить пошлину? По-моему, в таких условиях истинными злодеями могут быть люди в правительстве, решившие нажиться на пошлинах от одних и штрафах с других! Но нет: в аниме плохим оказался именно контрабандист, который, кроме этого, ничего "плохого" не делал!; короче, неубедительно. Или ещё пример из того же аниме: раскаявшаяся злодейка обронила фразу в стиле "радует, что больше не придётся нарушать закон". Т. е. для неё приоритетнее ЗАКОН, а не то, что она участвовала в торговле детьми, и что плохо само по себе, даже если бы закон разрешал это! Да и напутствие о том, что линчевание – плохо, а суд по закону – хорошо, тоже присутствует в тамошнем сюжете. В общем, странные совпадения в этой “Слабейшей укротительнице”. К слову, лично у меня давно появились сомнения даже на счёт Гатса из “Берсерка” – что он обретёт своё счастье (учитывая, сколько уже натворил!); такие антигерои, как он, современными сюжетами откровенно убиваются – в прямом смысле (а если учесть, что “Берсерк” дописывается без участия Кэнтаро Миуры, вероятность такого исхода лишь возрастает).

Один из постеров к аниме-сериалу «Слабейшая укротительница». В общем-то, хорошее аниме, хоть и наивное; в кои-то веки фэнтези, где главгероиня – не имба.
Один из постеров к аниме-сериалу «Слабейшая укротительница». В общем-то, хорошее аниме, хоть и наивное; в кои-то веки фэнтези, где главгероиня – не имба.

Подытожу. Я упомянул не все проблемы “Адвокатов чародеев” (вообще, тамошний сюжет дырявый, как решето!); просто не хочу растягивать статью, а потому затронул лишь наиболее значимые огрехи. Пишите в комментах, в чём со мной согласны, а в чём нет. Спасибо за внимание!