Найти тему

Сумбурненько: об аниме «Сто девушек, которые очень сильно тебя любят», да и не только...

Как-то раз я написал коротенькую статью, где упомянул, что японцы НЕ разбираются в психологии, из-за чего глупо искать скрытый смысл в аниме, вроде «Евангелиона»; там его нет («Ева» выезжает исключительно на демонстрации актуальных проблем общества, но едва ли способствует их решению). Те мои рассуждения и выводы вполне уместились бы в формате поста, но, думаю, заслужили собственной статьи, т. е. «более видного» формата. Впрочем, сейчас не об этом! Итак, аниме «Сто девушек» – это прямое подтверждение тому, что японцы не разбираются в психологии.

Для начала, это романтическая комедия. Иногда в аниме данного жанра творится такая дичь, которая подошла бы какой-нибудь пародии, но не самостоятельному произведению. Со «Ста девушками» похожая ситуация, хоть и подход несколько иной – ещё более утрированный; это вполне самостоятельное произведение, но вместе с тем оно пытается выглядеть этакой пародией на ромкомы, т. к. слишком уж часто высмеивает клише жанра, хоть и... само не прочь использовать их для развития сюжета: одна лишь цундере-тян, постоянно колотящая своего парня, чего сто́ит! Притом в реальной жизни это было бы несмешным и вряд ли приятным зрелищем (этакое косвенное подтверждение неспособности японцев в психологию; ну да ладно!).

Далее – собственный подход. Согласно правилу хорошего тона «высмеиваешь старое – предлагай новое», тут его есть! (даже притом, что это произведение не брезгует развивать сюжет с помощью тех же клише, которые высмеивает). Итак, какой у данного аниме собственный подход к сюжету? Мистический, завязанный на потусторонних силах:

Наш ГГ-ОЯШ молился в храме, просил богов свести его с девушкой, и... вдруг получил «ответ свыше», мол – не переживай, всё так и будет, ведь из-за ошибки божества, отвечающего за твою судьбу, тебе предстоит найти не одну, а целых 100 суженых. Но есть одно но: те из них, кому главгерой откажет, умрут несчастными. Естественно, ОЯШу не нравится такой расклад, и он пытается сделать всё, лишь бы не стать причиной чужих трагедий. А именно – мутит едва ли не с каждой встречной; причём все те девушки... и не против, даже зная, что не будут единственными пассиями!

Оригинальный подход? Вроде да. Но дьявол кроется в деталях. Знаете, людям свойственно объяснять мистикой те аспекты жизни, в которых они (люди) не разбираются. Одни лишь приметы отлично демонстрируют это. Ну, или ОКР – когда человек хочет контролировать свою жизнь, но не может, словно весь мир объединился против него; от этого просыпается тяга к разным ритуалам с целью ПОДСОЗНАТЕЛЬНО договориться с окружающей реальностью в стиле «если я встану с правой ноги / размешаю кофе по часовой стрелке / настучу мелодию пальцами по столу (и т. д.), несчастий не будет», даже несмотря на то, что м/у конкретным набором действий и желаемым результатом отсутствует практическая взаимосвязь. Так вот, к чему я! Если люди объясняют мистикой любовные отношения, логично предположить, что и в отношениях НЕ разбираются, верно? Это может и романтично – верить, будто у каждого человека есть своя, уготованная свыше, вторая половинка; да уж больно непрактично. Вишенкой на торте (или последним гвоздём в крышку гроба – как уж посмотреть) становится то, ЧТО говорит само аниме о механизме влюблённости, дескать «мужчины влюбляются со временем, зато женщины – сразу». Это утверждение перечёркивает большой буквой «Х» ВСЁ развитие человечества! Ибо женщинам, как более слабому полу, нужна надёжная опора для создания семьи – к этому делу они относятся серьёзно. Женщины подсознательно обращают внимание на наиболее выгодных представителей мужского пола, с которыми не придётся бедствовать в будущем; однако ни для какой «любви с первого взгляда» тут нет места – «с первого взгляда» женщине может лишь понравиться мужчина, но в остальном же она ОБЯЗАТЕЛЬНО, пусть даже не всегда осознанно проанализирует достижения оного. Впрочем, если вместо женщины будет маленькая девочка, играющая в любовь с мальчиками, за ней останется право не обращать внимания на отсутствие жизненных достижений у мальчишек. Однако (!), как только девочка войдёт в подростковый возраст, у неё начнут играть гормоны, а вместе с этим откроется запомненный на уровне генетики механизм выбора будущего партнёра; именно поэтому она не заинтересуется кем попало! Конечно же, в таком возрасте у подавляющего большинства её сверстников едва ли найдутся серьёзные достижения; однако победы в спортивных соревнованиях, чёткие и практичные планы на будущее (увы, мечтателям – мимо!), а то и нестандартное, но эффективное восприятие реальности, позволяющее добиваться желаемого, – ВСЁ ЭТО способно привлечь представительницу противоположного пола. Даже если ей с первого взгляда понравился какой-то парень, это, скорее, будет значить, что он следит за собой, т. к. ХОЧЕТ участвовать в жизни общества, т. е. серьёзно относится не только к внешности, но к жизни! Вот для чего нашему виду нужен такой параметр, как привлекательность; и мужчинам, и женщинам. Да – привлекательные женщины, умеющие следить за собой, в свою очередь, кажутся мужчинам более серьёзными для роли «хранительницы очага», которая обеспечивает внутреннюю опору семье, тем временем как сам мужчина обеспечивает внешнюю. Конечно, наша технологичная эпоха (с обилием красивой одежды и косметики, а вместе с тем доступных удобств и готовой еды) сильно затрудняет поиск хозяйственной второй половинки по внешности, вплоть до противоположных выводов в стиле «только краситься и умеют, а в быту бесполезны». Тем не менее, нашим генам это не объяснить! Они помнят и отказываются забывать. Само собой, помимо личных достижений у мужского пола, а также внешней привлекательности обоих полов важную роль играет банальная уживчивость характеров; но суть вы поняли – на одних родственных характерах / просто личных достижениях / только красоте не построить нормальной любви (хоть и не все вовремя осознаю́т это...).

Кстати, главный герой «Ста девушек» тоже в меру привлекателен – возможно, поэтому девушки интересуются им? Не совсем. Ведь до этого ему, наоборот, отказала ДРУГАЯ сотня девушек; и пусть это преподносится, как комедийный элемент, всё же доказывает, что дело не в одной лишь привлекательности. Тогда, может, поначалу главгерою попадались сплошь те девушки, которым не нравился его характер; а потом ему стало везти на родственные души? Ну, предположим. Однако следующий этап – личные достижения... которых у нашего ОЯШа изначально не было: он добивался их постфактум, в подтверждение, что девушки не зря заинтересовались им. Не спорю – в реальной жизни так тоже можно. Вот только всё это не отменяет факта, что аниме основано на мистической завязке, а я сейчас просто пытаюсь дать его событиям логичное объяснение! Почему этим занялся я, а не само аниме?! А, ну да: в этом случае не получилось бы оригинального подхода, чья неотъемлемая часть – та самая, мистическая завязка. Хотя, может, всё дело в том, что японцы банально не дружат с психологией, потому порой объясняют отсебятиной даже романтические отношения, и только поэтому появилась столь креативная история? Да, я сам знаю, что аниме в жанре романтики – не совсем про психологию; но ведь эти две темы, любовные отношения и психология, всегда пересекаются в той или иной степени! А ещё – помимо плохой романтики в аниме есть и хорошая; но серьёзно – как часто она попадается? (ведь откровенного мусора пруд пруди). Ну, даже нашумевшие «Школьные дни» стали известны отнюдь не потому, что это хорошая романтика; или другой пример: «Хоримия» – вроде и хорошая романтическая история, а всё равно с проблемами, идеальной её не назвать. Не говоря уже о несвязанной с романтикой, концентрированной психологии; как только аниме заигрывает непосредственно с ЭТОЙ темой, начинается такая ересь, что хоть святых выноси!

Моя реакция всякий раз, когда аниме пытается в психологию...
Моя реакция всякий раз, когда аниме пытается в психологию...

Что-что? Кто-то уже хочет возразить, дескать – в аниме есть хорошая психология, и это «Монстр»? Ой, я вас умоляю! Тамошний антагонист Йохан – просто Марти Сью, априори знающий всё обо всех, где бы ни появился; если есть лишнее время, пересматривайте «Монстра», а в процессе задавайтесь вопросом «как?»: ну, как Йохан узнаёт о самых сокровенных переживаниях и незаконных делишках окружающих его людей, дабы потом манипулировать ими? Ответ может быть лишь один: он экстрасенс, т. е. читает мысли; иначе не объяснить, почему он настолько хорош в манипулировании людьми, которые далеко не всегда стали бы откровенничать с малознакомым юнцом! Впрочем, аниме и не торопится делиться подробностями манипуляций Йохана; обычно они остаются за кадром, что с одной стороны добавляет таинственности персонажу, но с другой – попросту указывает на неспособность самого́ автора истории придумать эти подробности. Хотя, даже когда подробности описаны, манипуляции основываются на банальных допущениях – всего лишь на одном ИЗ вариантов развития событий. Да и куда Йохану столько власти над людьми – с его-то нигилизмом? Чтобы подстраиваться под характер каждого собеседника, надо из кожи вон лезть; а зачем это нигилисту, у которого даже нет конечной цели? (это всё-таки не Штирлиц, которому нужно выживать в окружении нацистов!). В противном случае и стараться незачем, согласитесь! Что ещё интереснее – если Йохан так умён, то запросто придумал бы, как реализовать свой талант по управлению обществом в том же самом обществе. Ведь нигилизмом люди увлекаются не от большого ума, знаете ли; ибо это просто СМИРЕНИЕ с собственной неспособностью понять общественные ценности. А что же Йохан? Людьми манипулирует? Манипулирует. Значит, понимает их! Стало быть, осведомлён о насущных проблемах и даже предлагает пути решения (раз уж люди тянутся к нему!). Ну, нет здесь места нигилизму; тут прямая дорога к становлению идеологом, предлагающим нечто новое, а не нигилистом, чьи взгляды основаны на старом, уже давно придуманном мировоззрении! В первом случае человек будет идеологическим творцом, во втором – идеологическим потребителем. В общем, Йохану представилась возможность выбирать; и, думаю, вы сами поняли, какой путь выбрал бы тот, кто стремится к развитию, т. е. умный человек (однако у Йохана, наоборот, разрушение и саморазрушение, свойственные тому, кто не видит потенциала). В итоге, Йохан – по всем параметрам нереалистичный злодей, ибо сочетает в себе несочетаемое. С психологией остальных персонажей в «Монстре» тоже далеко не всё идеально; но каждого по отдельности расписывать не буду, ибо персов МНОГА, а статья о другом. В общем, нету там адекватной психологии. Как и в «Еве».

Напишите в комментариях "Ты шовинист, автор", если считаете, что японцы могут в психологию.
Напишите в комментариях "Ты шовинист, автор", если считаете, что японцы могут в психологию.

Что ещё? Можно вспомнить о частой в аниме теме морали, которая также связана с человеческой психологией; но тамошняя мораль порой настолько ОЧЕВИДНА, что для её воплощения не нужны познания в само́й психологии. В качестве исключения могу вспомнить лишь одно аниме с «по-настоящему разносторонней» моралью: «Двенадцать королевств». И это я ещё не упомянул о противоположной ситуации, с вредной ПСЕВДО-МОРАЛЬЮ; увы, в аниме такое – не редкость!

Хотя, может, мне сто́ит просто отстать и от «Ста девушек», и от других упомянутых аниме – и пойти уже по своим делам? Что ж, может быть. Но перед этим я всё-таки напишу кое о чём важном:

Суть в том, что японское общество... вымирает – прироста населения нет, сплошная убыль; деторождение уже неспособно нивелировать смертность. А знаете, почему? Японцев с детства приучают не выделяться из коллектива – а в таких условиях не особо похвастаешься достижениями перед противоположным полом; никто не торопится расти над собой РАДИ ЭТОГО. Тамошних детей учат, что быть серой массой – это путь к успеху; якобы так тебя будут хвалить и ценить. Вот только... против природы не попрёшь: серая масса неинтересна противоположному полу; она удобна в управлении, но бесперспективна! Ситуацию могла бы чуточку исправить свойственная японцам традиция, когда родители решают за детей, с кем те обручатся; но она не годится для современной Японии с безжалостным капитализмом и корпоративной культурой, а потому давно игнорируется. Этой традиции найдётся место разве что в самых успешных семьях, которые ничего не потеряют, если, к примеру, женихом дочери окажется посредственность без личных достижений, с одним лишь богатым наследством. Молодёжи победнее везёт меньше; ведь серая масса мужского пола едва ли заинтересует родителей девушки, которые, наоборот, хотят для дочурки са́мого завидного мужа! Хотя в этом случае найти пусть даже инфантильного, но богатого жениха из высшего общества, почти нереально: нужных связей нет, а даже если есть, то число молодых и неженатых наследников богатых родо́в сильно ограничено – их в разы меньше, чем потенциальных невест из среднего класса, а ещё такие женихи нужны самомý высшему обществу, т. к. позволяют укрепить сотрудничество влиятельных семей (за счёт брака). Потому-то наилучшим вариантом для небогатой девушки окажутся выходцы из среднего или даже низшего класса, которые выбились в люди не благодаря, а вопреки традициям (ну, иначе не получилось бы – если бы человек не высовывался, раболепствовал перед старшими и получал повышения на работе не за талант и умения, а исключительно за выслугу лет, то в люди выбился бы лишь годам к пятидесяти; и это ещё при удачном раскладе). Такое вот лицемерие: родители превращают сыновей в инфантилов, однако для дочерей, наоборот, хотели бы жениха, что инфантилом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. Замкнутый порочный круг; абсурд, безумие!!! (кто-нибудь ещё верит, что японцы могут в психологию?). Добавьте к этому свойственный Японии плотный рабочий график, провоцирующий нехватку времени на личную жизнь граждан, и поймёте, насколько всё запущено. Для сравнения – во второй половине XX века в Японии хотя бы было много молодых бунтарей; они появились в ответ старшим поколениям, которые сначала заставляли молодёжь сражаться во Второй Мировой, а потом сдали страну Западу, оставили народ ни с чем и показали, что всё было зря, вследствие чего потеряли авторитет перед потомками. Притом не то чтобы молодые бунтари так уж сильно не любили западную культуру – напротив, оттуда они переняли немало! А не нравилась им именно монополия на мнение от старших поколений, которые уже доказали, что загонят страну в клоаку, если во всём их слушаться. Однако с каждым новым поколением дух бунтарства забывался, традиции брали верх, и самих бунтарей становилось всё меньше и меньше; отчасти в этом виноваты корпорации: с годами их число увеличивалось, да и сами они серьёзно расширялись, набирая новых сотрудников, притом что дисциплина там ого-го – бунтарству места не остаётся! Ну, а в 90-е Японию накрыло финансовым кризисом, и старшие поколения ОПЯТЬ показали, куда могут загнать страну, если у молодёжи не будет своего мнения! Казалось бы – вот же оно, идеальное время для появления новых бунтарей, которые будут выделяться из коллектива и расти над собой вопреки традициям и мнению старших! Но... именно этого боялось уставшее старичьö у власти; ему совершенно не нужны были никакие бунтари, которые ещё на рубеже шестидесятых-семидесятых навели такого шума, что сама Новая история запомнила: студенческие протесты и угон Боинга в Пхеньян в своё время сильно подорвали авторитет официальной власти. Примечательно, что японские бунтари часто вдохновлялись мангой и аниме «Завтрашний Джо» – это не было секретом; а потому в 90-х, когда для страны вновь настали трудные времена, правительство сыграло на опережение, усилив контроль над массовой культурой и теми идеями, что она транслирует обществу. Так начали продвигаться пацифистские взгляды на жизнь через соответствующих протагонистов (привет, «Бродяга Кэнсин»; привет, «Триган»; и да – привет, «Монстр», появившийся в виде манги ещё в 1994-м). Аниме-сериалы в ТВ-формате, показывающие брутальных протагонистов, что не чураются человекоубийства, надолго вышли из моды (манга «Берсерк» получила аниме-адаптацию только в конце 90-х; тогда же появилось аниме «Ковбой Бибоп»; а популярные ещё с начала 80-х «Космические приключения Кобры» и «Кулак Северной звезды» обзавелись новыми экранизациями вообще в 2000-х). Вместе с этим японская государственная система преподносилась, как очевидное добро: например, в сравнении с диктатурой она куда лучше, так что цените её! (привет, «Здесь и сейчас»). А система образования выставлялась единственным надёжным путём во взрослую жизнь, потому требующим доверия! (привет, «Крутой учитель Онидзука»). Ну, а в киберпанке («Акира», «Мегазона 23») бунтари всё чаще уступали главные роли полицейским и прочим силовикам («Призрак в доспехах», «Кибергород Эдо 808»). Иными словами, в Японии появилась своя «повесточка». И, что могу сказать, она вполне справлялась с предотвращением бунтарских настроений среди молодёжи, учитывая, что нынешнее японское общество СТРАДАЕТ от нехватки бунтарей; это будто озеро, которое превращается в болото из-за застоявшейся воды. Похоже, Япония вправду перестаралась в попытках сделать молодёжь более послушной. Ведь нынешние японские взгляды на жизнь банально противоречат взглядам на жизнь от само́й природы; вот и тамошнее общество, которое ничего не знает о человеческой психологии, вымирает...

Такая вот история...
Такая вот история...