Конец 60-х оказался весьма свободным временем в индустрии манги. Тогда появилась парочка тех франшиз, коим едва бы дали зелёный свет в современной Японии; обе давно обзавелись крепкой фанбазой и культовым статусом на родине, хотя за её пределами известны куда меньше. Я имею в виду “Люпена Третьего” и “Голго-13”; первая манга рассказывает о приключениях вора и грабителя, потомка знаменитого Арсена Люпена – вымышленного вора-джентльмена, в свою очередь придуманного французским писателем Морисом Лебланом. Впрочем, о японском Люпене я упоминал в других статьях, а конкретно эту хочу посвятить “Голго-13”. Хотя упомяну, что у обеих франшиз есть определённое сходство! Во-первых – это наличие числа в имени / прозвище главного героя. Во-вторых – обе франшизы названы как раз по имени / прозвищу главгероя. В-третьих – оба ГГ, по крайней мере, частично являются японцами, но при этом демонстрируют явное отсутствие японского менталитета и откровенно пренебрегают японскими нормами поведения в обществе, пусть и каждый по-своему. Люпен – шумный, наглый и похотливый; Голго же неразговорчивый, поэтому неприветливый, но вместе с тем… тоже похотливый, хотя опять же по-своему. К тому же каждый из них занимается незаконной деятельностью, но разной направленности, а также не понаслышке знаком с огнестрельным оружием и не стесняется стрелять в людей. Правда, Люпену удаётся это лишь тогда, когда позволяет возрастной рейтинг отдельных проектов франшизы; а вот у “Голго-13” все сюжеты изначально взрослые, без ограничений в стиле 12+, потому постоянно позволяют себе взрослый контент. Далее: “Люпен Третий” – франшиза менее приземлённая, с обилием фантастических или даже мистических сюжетов, а также вымышленных гаджетов, коими пользуются как сам главгерой, так и его противники; ну, а “Голго-13” – более реалистичная вещь, не бросается ни в фантастику, ни в мистику. Впрочем, учитывая не самую лучшую продуманность сюжетов, тамошний реализм остаётся весьма условным; но об этом позже.
В общем, вот ТАК нужно создавать похожие франшизы! А не так, как это делают нынешние создатели ранобэ и манги, нагло слизывая идеи друг у друга!
Начну с того, что “Голго-13” рассказывает о похождениях киллера; отчасти поэтому данная франшиза в целом является более взрослой, чем большинство историй о Люпене Третьем (серьёзно: как сделать произведение о наёмном убийце «менее взрослым»?; заставить его НЕ убивать, что ли?!). Т. е. эта франшиза не популяризировалась среди несовершеннолетней аудитории, а потому менее известна. Далее: Голго-13 – это прозвище главгероя, сокращённое от слова «голгофа» (так называется место, где был распят Иисус); что касается числа 13, оно считается несчастливым у западных людей. Вместе с тем у Голго есть фирменный знак – скелет в терновом венце (том сáмом, который надели на голову Иисуса). Всё это как бы намекает, что Иисусу не повезло – он не выжил; а потому человечество осталось без спасителя, и это вполне объясняет весь бардак, что был, есть и будет в мире. Т. е. нет никакой высшей силы, что осудила бы Голго, а у таких же людей из плоти и крови да с собственными пороками едва ли есть какое-то право наставлять его на путь истинный; потому он живёт так, как сам считает правильным, а не так, как кто-то требует. Почему-то японцы считают заигрывание с христианской символикой чем-то стильным; ну да ладно – возвращаюсь к Голго! Его настоящее имя неизвестно; для интеграции в общество он пользуется псевдонимами, наиболее известный из которых – Дюк Того. А «заказы» предпочитает выполнять издали, с помощью огнестрельного оружия. Пожалуй, любимой пушкой нашего киллера можно назвать M16 с оптическим прицелом. Хотя и другими стволами Голго пользуется охотно, в зависимости от обстоятельств.
Теперь о его личности. Голго вроде японец… или частично японец, но по поведению такого не скажешь, ибо он не страдает раболепием и ложной скромностью, что свойственны японцам; а ещё развратничает, из-за чего успел обзавестись некоторым количеством добрачных детей (такое тоже осуждается японским обществом!). Вместе с тем он – очевидный индивидуалист, тогда как японцы – наоборот, образцовые коллективисты. К тому же Голго не проявляет патриотизма и за вознаграждение согласился даже подставить соотечественников: в одном из сюжетов он прострелил шину японской спортивной машины, дабы та не выиграла гонку (так что Голго работает не только киллером, но и просто снайпером!). Может показаться, что автор оригинальной манги не любит сограждан-японцев, но... на самом деле, он не любит всех)) Ибо персонажи других национальностей выставляются ничуть не лучшими людьми.
Необязательно быть конспирологом, чтобы заметить, как на “Голго-13” похожа другая, прежде всего видеоигровая франшиза “Хитман”, чьим протагонистом является бессменный Агент-47 – киллер, у которого даже нет настоящего имени. Естественно, его кодовое имя созвучно с «агентом-007», т. е. позывным вымышленного сотрудника британской спецслужбы «MI6», Джеймса Бонда, который имеет лицензию на убийство и не так уж редко «пользуется» той сáмой лицензией (что придаёт ему дополнительного сходства с Агентом-47). Но можно предположить, что создатели видеоигр о 47-м вдохновлялись не только Бондианой. Сходство с “Голго-13” тоже есть:
* В прозвищах Агента-47 и Голго-13 также есть числа.
* Оба персонажа опять же заигрывают с христианской символикой; касательно 47-го, это наиболее заметно по игре “Хитман 2: Бесшумный убийца” (2002 г.)⤴️
* Оба не любят рукопожатий; касательно 47-го – на это опять же намекается во второй части игры⤴️
* Символом Голго-13 является скелет в терновом венце; а во франшизе “Хитман” есть образ черепа в короне – он является частью эмблемы Международного Контрактного Агентства, в котором работает 47-й.
* Оба киллера пользуются псевдонимами для жизни в обществе, притом настоящее имя Голго-13 неизвестно, а у Агента-47, напоминаю, вовсе нет полноценного имени.
* Оба безэмоциональны, в прекрасной физической форме и меткие стрелки́; разве что Голго предпочитает не вступать в ближний бой, а 47-й куда чаще использует контактное оружие, вроде удавки, ножа, шприцов со снотворным или ядом, подручных средств и т. д. Кроме того, Голго-13 развратничает, а 47-й нет; но это можно списать на то, что американские и западноевропейские видеоигры старались не показывать откровенную эротику и интимные отношения. Это уже восточноевропейская франшиза “Ведьмак” сделала такие темы чуть менее табуированными на Западе, а до неё старались «не наглеть»: кровь, кишки, располовинило – это пожалуйста, а вот эротика и секс – ни-ни!
Также упомяну одно очевидное и не самое приятное сходство. Обе франшизы, так сказать, облагораживают образ киллера. И Голго-13, и Агент-47 убивают, в основном, тех, кого не особо жалко: криминальных боссов, бесчестных бизнесменов, нечистых на руку военных и политиков. Хотя реальным киллерам куда чаще приходилось убивать честных и порядочных людей, которые переходили дорогу негодяям, чья совесть как раз таки позволяла нанять убийцу, дабы разрешить ситуацию в стиле «нет человека – нет проблемы». Впрочем, если киллер становится протагонистом художественного произведения, облагораживание его образа неизбежно – всё же кому захочется наблюдать за приключениями беспринципного злодея? Ну, ладно; теперь перейду к различиям Голго-13 и Агента-47 (помимо наличия шевелюры у первого и её отсутствия у второго). О прошлом Голго толком не известно ничего. А вот прошлое 47-го подробно расписано… и даже переписано:
Это клон, искусственно выращенный далеко не для мирной жизни, на что прямо намекают его умственные и физические способности, превосходящие обычные человеческие. Он выносливее и сильнее, а также более ловок в сравнении с обычным человеком; да и хитроумнее подавляющего большинства людей. Все эти качества стали удачным результатом генного вмешательства. Лаборатория по клонированию была подпольной и находилась в психиатрической лечебнице, на территории которой впоследствии прошло детство 47-го; как можно понять по числовому обозначению в его имени, он оказался далеко не единственным клоном. Впрочем, есть забавное совпадение – якобы в генетическом коде 47-го именно сорок семь хромосом, тогда как у обычного человека их сорок шесть. Одна лишняя хромосома вроде бы должна делать его физические и умственные способности более выдающимися; вот только в реальности и первые, и вторые не очень-то зависят от числа хромосом. Более того, для человека их норма – сорок шесть; а сорок седьмая уже становится причиной синдрома Дауна (т. е. лишняя хромосома оказывается именно ЛИШНЕЙ!). Так что, если принять как факт, что 47-й – идеальный убийца, можно сомневаться в том, что у него сорок семь хромосом; скорее уж, число 47 просто указывает на порядковый номер, но не более. Итак, возвращаюсь к биографии этого киллера! В подростковом возрасте он убил другого клона, с которым часто возникали конфликты; после этого 47-й сбежал из лечебницы, при помощи самодельных лука и стрелы убив сторожевую собаку, а затем перебравшись через стену двора. Впрочем, беглеца нашли и вернули назад. Более успешную попытку побега ему удалось осуществить лишь во взрослом возрасте; тогда он убил охранника лечебницы и переоделся в его одежду, чтобы беспрепятственно выйти за ворота. Впоследствии 47-й стал кадровым силовиком Международного Контрактного Агентства – таинственной организации, работающей по всему миру и специализирующейся на заказных убийствах.
Однако есть и комикс с обновлённой биографией 47-го, из которой становится ясно, что он не прозябал в небытие до взрослого возраста, а жил более интересной жизнью; это потом уже злой начальник лечебницы стёр память 47-го и внушил ему ложные воспоминания, дабы превратить излишне своевольного клона в более послушного.
Кстати, у меня есть теория касательно Агента-47:
Что, если он вправду является обладателем сорокá семи хромосом, из-за чего в действительности находится на пожизненном содержании в какой-нибудь психбольнице, из которой так и не сбежал? Возможно ли, что сюжеты всех игр о 47-м – на самом деле лишь путешествия по фантазиям неполноценного человека, который хотел БЫ быть наёмным убийцей, но не имеет такой возможности из-за ущербности собственного ума? Это объяснило бы сюжетные несостыковки м/у играми, а также присутствие ремейков некоторых миссий из первой игры (“Хитман”) в третьей (“Хитман: Контракты”). Дескать, сначала наш пациент мечтал об одном, а потому придумал обновлённый, более качественный сюжет. Также это объяснило бы оторванные от реальности картины других стран, где спорная архитектура и несовременная мода, ненормально малолюдные улицы, а военных и полиции всегда больше, чем гражданских. Ещё это объяснило бы аномально большое число охраны на разных мероприятиях (серьёзно: число охраны часто соперничает с числом гостей и, особенно, обслуживающего персонала!). Ну, и то, что Хитман стал Хитманом только к 35 годам, тоже вяжется с этой версией; в противном случае возникает вопрос – почему такой талант пропадал в небытие столь долго? Возможно, потому, что только к тому времени этот пожизненный пациент всерьёз увлёкся темой заказных убийств и придумал для себя альтер-эго. Но убивал ли 47-й кого-нибудь в реальности? Можно предположить, что первой его жертвой стал сверстник из далёкого, подросткового возраста, и что вяжется с официальной биографией Агента-47; вполне возможно, именно после этого его признали опасным для общества и окончательно оградили от мира. А второй жертвой могла стать собака, которая просто жила при психиатрическом заведении, и которую «будущий Хитман» в своей вымышленной биографии назвал сторожевой; ведь в реальности подобные заведения не охраняются собаками. Также агрессивная натура пациента была видна по конфликтам с обслуживающим персоналом – например, по обстрелам работников из рогаток (о чём тоже упоминается в официальной биографии 47-го). Третьей жертвой мог БЫ стать один из охранников, в одежду которого наш пациент планировал переодеться для побега (с чего и начинался сюжет первой игры); но… на такое он просто не решился – именно тогда реальная биография окончательно разошлась с вымышленной: обладатель 47 хромосом остался в лечебнице, а Агент-47 выбрался на волю. Следующие убийства описываются уже после того, как 47-й поступил на службу в Агентство, а значит – в реальности оных можно и нужно сомневаться, как и в реальности самогó Агентства.
К слову, комиксы о Хитмане, переиначивающие оригинал истории, не противоречат этой версии! Ведь особенные люди особенно любят фантазировать; дескать, всё было интереснее, и 47-й не прозябал в небытие до 35 лет, а просто злой доктор заставил того забыть настоящее прошлое – и прошлые подвиги…
К чему это всё? Да просто к тому, что международное агентство, специализирующееся на заказных убийствах, нереалистично:
Прежде всего, преступные организации такого размаха – нонсенс. В существовании каждого незаконного объединения рано или поздно наступает момент, когда нельзя продолжать расти, оставаясь ВНЕ закона. Чем масштабнее станет организация, тем сложнее будет контролировать её; например, международная торговля наркотиками вполне реальна – но лишь потому, что отдельные банды из разных стран сотрудничают м/у собой. Единого же центра контроля над ними нет; если бы он был, то такая преступная мегаорганизация столкнулась бы с трудностями контроля за своими же людьми; т. к. народу – тьма тьмущая! За каждым не уследишь; вдруг кто-то окажется копом под прикрытием? Или же кого-то прижмут федералы – и заставят стучать на других? В случае подобных проблем преступная мегаорганизация очень быстро схлопнется, т. к. законникам вполне удастся выйти на её единый центр управления. А вот при сотрудничестве нескольких мелких преступных организаций всё иначе: в каждой из них по отдельности народу меньше – и, соответственно, контроля больше! К тому же у каждой банды свои люди, которые мало знают о членах других банд – и в случае ареста едва ли смогут рассказать что-то конкретное о покупателях или, наоборот, поставщиках (да и те могут вовремя узнать о проблеме и залечь на дно!).
Так что же получается? Агентство из франшизы “Хитман” не может быть незаконной организацией; значит – является официальной? Не знаю. Потому, что Агентство… нельзя назвать даже ЗАКОННОЙ организацией. Судите сами: Агентство не может быть незаконным, но и законным его не назвать, т. к. деятельность оного противоречит законам любого государства. Так что, если Агентство существует официально, оно НАД законом! А кому надо, чтобы существовала организация со столь крутыми полномочиями, кои могут быть применены против ЛЮБОГО известного человека, будь он хоть бизнесменом, хоть важным военным, хоть политиком? Да никому! Никто не стал бы признавать полномочия Агентства и подставлять себя под возможный удар. К тому же любой, кто сделал бы заказ, подпортил бы свою репутацию – а сведения о таких людях вполне можно использовать для шантажа; так что никто не стал бы рисковать. Если бы кому-то приспичило нанять киллера, были бы задействованы менее очевидные контакты, с менее выделяющимся контингентом. А главам стран в этом случае ещё легче – у них есть собственные спецслужбы, с понятливыми агентами, которые легко контролируются…
Для атмосферы))
В итоге, Агентство хорошо лишь как сюжетный элемент, который облегчает 47-му поиск контрактов. Для сравнения – непонятно, как Голго-13 находит новых клиентов; ибо он – киллер-фрилансер. Если поиск лёгок, то на Голго запросто могли бы выйти не только клиенты, но и те, кто его ловит или пытается убить (а ведь врагов у него немало!). Среди клиентов оказываются даже ЦРУ и ФБР, а также прочие спецслужбы. Вряд ли Голго стал бы подпускать их близко, учитывая, как прославился. В общем, сюжетная продуманность слабая. А может, Голго – тоже пациент психушки?.. Шучу, конечно! В отличие от Агента-47, на это нет никаких намёков. Хотя в остальном их сходство очень заметно; так что, вполне возможно, именно Голго-13 стал прототипом для Агента-47…
К слову, если интересуетесь темой боевиков и аниме, то у меня есть ещё одна, похожая статья: